Крым - очень проблемный актив для России
Проблему Крыма можно сравнить с матрешкой: в ней одна часть зависит от России, а другая – от развития кризиса в Европе.
Проблему Крыма можно сравнить с матрешкой: в ней одна часть зависит от России, а другая – от развития кризиса в Европе.
Что касается России – полагаю, что решение по Крыму принято и, более того, оно, скорее всего, политически бесповоротно для Москвы. Мне трудно представить обратный ход со стороны Путина, это было бы крайне рискованно для него. Он не может уже отказать Крыму в приеме.
С другой стороны, есть международный аспект вопроса, который Кремль, надо полагать, тоже учитывает.
Конечно, этот референдум – нелегитимный и признан не будет. Референдум не будет являться и шагом для разрешения кризиса, участниками которого являются уже все великие державы, а не одна Украина, и это - сдерживающий фактор.
Бесспорно, выбор у России очень тяжелый - между Крымом и рисками, связанными с развитием нынешнего кризиса, причем эти риски начинают превосходить начальный расчетный уровень.
Есть и внутрироссийская проблема, связанная с присоединением Крыма. В каком качестве входит Крым? Если в качестве рядового субъекта федерации, то это не очень соответствует ожиданиям тех, кто будет голосовать на референдуме – они ведь хотят сохранить нынешний уровень автономии, а он довольно высокий.
В случае сохранения уровня автономии Крыма, в составе федерации возникает некий перекос. Наша федерация и без того ассиметрична, и это является проблемой. Получается, что Крым - особенная республика, так как не является национальным образованием, как, например, Татарстан или Башкортостан.
Крым - не этнократия. С одной стороны, это хорошо. С другой – совершенно не вписывается в существующий порядок. Есть понятие – "народ Крыма", но как этот народ Крыма может оказаться в составе многонационального народа Российской Федерации – непонятно.
Если речь идет о защите русских в Крыму, то полуостров могут принять как русский субъект Федерации. Но это вызывает потенциальный конституционный скандал, так как получается один-единственный русский субъект федерации. Такой сценарий, полагаю, политически невозможен.
Есть целый ряд на первых порах кажущихся незначительными, но опасных проблем, которые точно не ведут к консолидации российской государственности.
Среди них экономические аспекты вопроса – Крым будет не просто дотационным регионом, но и станет отвлекать огромные инвестиции.
Ситуация такова: я не вижу никаких долгосрочных плюсов в присоединении Крыма к России. Мы получаем еще один анклав (при этом Калининград, который в правовом плане является абсолютно бесспорным, породил огромное количество проблем. А сейчас мы получаем анклав в контексте крайней вражды с Украиной, недоброжелательства со стороны новой растущей сверхдержавы на Черном море в лице Турции и ценой продолжения кризиса в Европе, который непонятно чем закончится.
Патриотическое воодушевление в российском обществе пройдет, как это было неоднократно. Всегда происходит инверсия: те, кто был особенно счастлив, через год оказываются в первых рядах критикующих власть.
Вывод один: Крым – это очень проблемный актив для российской государственности.
Коментарі — 0