Досье на Николая Лисина, который в ночь на воскресенье погиб в автокатастрофе
Николай Лисин родился в 1964 году в Кривом Рогу. В 1988 году окончил Киевское высшее инженерное радиотехническое училище войск ПВО Украины по специальности радиоинженера. Именно в училище, говорят, он познакомился со своим будущим бизнес-компаньоном и другом по жизни, нынешним министром охраны окружающей среды Николаем Злочевским. Возможно, там же завязались контакты с еще одним курсантом училища ПВО с нефтетрейдерским будущим, Александром Третьяковым (он окончил училище в 1992-м, а уже через пару лет, поговаривают, имел общие бизнес-проекты с Лисиным и Злочевским).
Но это будет позже, а в конце 80-х молодые офицеры Лисин и Злочевский не пошли защищать воздушное пространство разваливающегося Союза от потенциальных угроз со стороны многочисленных противников – они нашли себя в бизнесе.
В 1991 году Николай Лисин становится директором, а позже президентом малого предприятия (позже – ООО) «Инфокс». СМИ сообщали, что поначалу эта структура занималась туристическим бизнесом и поставками аппаратуры. Утверждают, что в первые годы существования компании ее одесским филиалом руководил Олег Филимонов, который позже обрел известность в качестве ведущего популярной в определенных кругах юмористической телепередачи «Джентльмен-шоу». Филимонов был не последним юмористом в практике деятельности «Инфокса»: в будущем всеукраинскую известность компания Лисина приобретет, став спонсором утренней передачи «Проснись и пой» с ведущими «кроликами» – Владимиром Моисеенко и Владимиром Данильцом, – активно рекламировавшими «Инфокс» в своей программе и за ее пределами.
С течением времени «Инфокс» поменял род своей деятельности на более «солидный» – сначала компания занялась металлотрейдингом (кстати, не исключено, что на этой почве у Лисина завязались бизнес-контакты со многими нынешними влиятельнейшими людьми Украины, в то время начинающими свой путь к вершинам бизнеса и политики на Донбассе). Затем, предположительно с 1996 года, – нефтетрейдерством.
«Деловая столица» писала, что в качестве давальца сырья «Инфокс» успел поработать со многими отечественными нефтеперерабатывающими заводами. Позже «инфоксовцы» пытались сами зайти в сферу переработки нефти и сбыта нефтепродуктов. Усилия в этом направлении были сконцентрированы на Херсоне: «Инфокс» купил 43% акций ОАО «Херсоннефтепродукт», владеющего крупной сетью АЗС, несколькими нефтебазами, а также перевалочным терминалом, расположенным на Карантинном острове (акватория Херсонского порта). При этом «Инфокс» оставался крупным поставщиком сырья на Херсонский НПЗ, и ему даже удалось какое-то время «поуправлять» госпакетом акций этого предприятия. Позже в Херсон пришли россияне, и управление заводом «Инфокс» отдал в их руки…
Некоторое время «Инфокс» пытался «войти» на Кременчугский нефтеперерабатывающий завод, и даже получил там право долгосрочной аренды установки по переработки нефти – правда, с приходом в Кременчуг «Укртатнефти» «Инфоксу» пришлось оттуда уйти.
Позже компания сконцентрировалась на развитии инфраструктуры для перевалки нефти – именно ее усилиями был построен позже проданный группе «Приват» топливный терминал в Ильичевском морском порту и серьезно модернизирован терминал на Карантинном острове (до сих пор находится в собственности «Инфокса»).
В 2001 году соучредители «Инфокса» приняли решение конвертировать свои немалые к тому времени бизнес-возможности в политическое влияние. СМИ называли «Инфокс» в числе крупнейших спонсоров парламентской кампании могущественной в то время СДПУ(о). Лисин и Злочевский получили 20-е и 21-е места в списке партии Медведчука и прошли в Верховную Раду четвертого созыва. В преддверии выборов еженедельник «Зеркало недели» так писал о наших героях: «Президент и вице-президент общества с ограниченной ответственностью «Инфокс» известны поклонникам программ «Проснись и пой», а также посетителям «Таврийских игр». Лисин и Злочевский занимаются нефтеперерабатывающим бизнесом... В политической тусовке Коля Большой и Коля Маленький известны тем, что могут выдерживать конкуренцию в вопросах релаксации с признанным лидером Игорем Бакаем. Человек-праздник – так можно сказать о каждом из них, и добавить, что на этот праздник они зарабатывают сами».
Как бы то ни было, в Раде пятого созыва Лисин получил кресло заместителя главы комитета по вопросам ТЭК. За четыре года каденции он стал автором всего трех законопроектов (все три в соавторстве), ни один из которых не был принят парламентом.
Значительно более плодотворными стали 2002-2005 годы для Лисина и Злочевского в бизнес-отношении. В 2003 году Николай Злочевский стал руководителем свежесозданного Государственного комитета природных ресурсов, который, в частности, получил контроль ни много, ни мало над НАК «Недра Украины». СМИ подозревали, что на этой должности Злочевский не гнушался лоббировать интересы его и Лисина компании. Например, в конце 2004 года Госкомресурсов своим решением устранил дочернее предприятие «Недр Украины» «Полтаванефтегазгеология» от разработки перспективного Сахалинского газового месторождения в Харьковской области и поставил на его место только что зарегистрированную компанию «Укрнефтебурение», среди акционеров которого значится… компания «Инфокс».
В конце 2003 года «Инфокс» решением горсовета, которое позже СМИ назовут «протекционистским», получил в аренду Одесский водоканал – стратегическое предприятие, снабжающее водой не только Одессу, но и Ильичевск, Белгород-Днестровский, Овидиополь, Теплодар, Южный, Беляевку. СМИ тогда отмечали как сомнительную целесообразность сдачи в аренду частнику столь важного для региона предприятия, так и установленную сверхнизкую ставку аренды – по некоторым данным, она составила 1 гривню в год. Известный в ту пору одесский политик, народный депутат Алексей Козаченко обвинял «Инфокс» в том, что обещанных инвестиций «Инфокса» в систему водоснабжения и водоотведения Одессы жители города на протяжении первого года работы компании так и не увидели…
С близостью «инфоксовцев» ко власти связывали и доступ компании ООО «Порт-сервис» (одним из учредителем которого являлся «Инфокс») к аренде Ильичевского морского порта. И это, заметим, вопреки позиции тогдашнего сверхвлиятельного главы Минтранса Георгия Кирпы, который считал, что главные морские ворота страны должны находиться в государственных руках.
Не будем упоминать о таких «маленьких» радостях жизни, как получение Николаем Лисиным материальной помощи в размере стоимости киевской квартиры, положенной ему согласно нормам закона «О статусе народного депутата»…
В 2005 году, после победы на президентских выборах Виктора Ющенко и в преддверии окончательного заката СДПУ(о) Лисин решил сменить партийную прописку. На съезде ПР в мае 2005 года он получил партбилет «бело-голубой» партии, а спустя полгода попал на 107-ю позицию избирательного списка Партии регионов. Его партнер Николай Злочевский стал 109-м.
В парламенте пятого созыва Лисин стал членом бюджетного комитета. В законотворческом плане Николай Павлович за усеченную каденцию Рады опять не проявил чрезмерной активности, не став автором ни одного законопроекта.
Впрочем, это вовсе не означает, что Лисин не участвовал в активных закулисных переговорах по поводу разделения власти в Украине после того, как премьером стал Виктор Янукович. Например, осенью 2006 года Лисина называли одним из вероятных преемников Сергея Бондарчука на посту главы «Укрспецэкспорта».
На досрочных выборах 2007 года Лисин и Злочевский вновь попадают в список Партии регионов – соответственно на 108-е и 111-е места. Интересно, что фамилия нынешнего «серого кардинала» команды Януковича Юрия Иванющенко в этом списке – 112-ая.
В нынешнем парламенте Лисин снова стал членом бюджетного комитета. И вновь не проявил чрезмерного рвения на стези законотворчества: за три с половиной года работы нынешней Рады он ни разу не выступил в ее стенах, вместе с семью коллегами по залу стал соавтором отчета ВСК, расследовавшей земельные злоупотребления на Киевщине, и подал пять поправок к бюджету на 2011 год (все отклонены).
Сайт «Комментарии» утверждает, что в последнее время Лисин исполнял роль куратора общего со Злочевским бизнеса: у последнего на это просто не хватало времени в связи с обязанностями министра охраны окружающей среды.
Сегодня активы группы компаний «Инфокс», формальные отношения с которой со времени получения депутатского мандата Лисин, разумеется, разорвал, по данным ее сайта, оцениваются более чем в 300 млн долларов. «Комментарии» пишут, что помимо традиционных для «Инфокса» сфер деятельности (от производства труб и обслуживания Одесского водоканала до нефтетрейдерского бизнеса и фондового рынка) в последнее время Лисин выражал интерес к сектору недвижимости и агропромышленному комплексу…
Похороны Николая Лисина состоятся завтра на столичном Байковом кладбище.
Коментарі — 0