Что реально происходит с экономикой?
Президент и премьер по истечению года работы правительства, наконец, прекратили поминать предшественников и перешли к упору на собственные достижения. Озвучиваемые высокими чиновниками цифры, в отличие от постоянно меняющихся ценников на базаре, мало о чем говорят рядовым украинцам, но пафос, с которым они произносятся, должен, по идее, внушать веру в светлое будущее. Буквально на неделе Николай Азаров порадовал всех заявлением, что золотовалютные резервы Украины достигли исторического максимума – около 37 миллиардов долларов. Некоторые СМИ, правда, уличили премьера в неточности, но не будем мелочиться. Помимо этого, Николай Янович занес в позитив даже такой, казалось бы, спорный для экономики факт как рост импорта – мол, доходы украинцев растут, потому и заграничных товаров (в том числе, автомобилей) они стали покупать больше.
Виктор Янукович также выдал пару впечатляющих цифр. Президент вспомнил, что 2010-й год приходилось встречать «с голым задом», но спустя год эту часть тела, судя по всему, удалось прикрыть. Например, наполнение Пенсионного фонда выросло на 18 % по сравнению с началом 2011-го, из чего Янукович сделал вывод, что «повысилась зарплата, начала работать экономика». Подкрепил он свою мысль статистикой об увеличении промышленного производства на 20 % и росте ВВП на 4,2 %. Госказначейство следом отрапортовало о превышении плана налоговых поступлений. Подоспел и приятный отчет от Межгосударственного статкомитета СНГ, согласно которому в первом квартале (по сравнению с аналогичным периодом 2010-го) по росту промпроизводства Украина уступала только Беларуси.
Впрочем, эксперты, опрошенные «Главкомом», весьма сдержанно оценивают оптимизм, который демонстрирует власть. Конечно, после лет, пришедшихся на разгар кризиса, отрицать наметившиеся позитивные тенденции в экономике не смогут даже ярые оппозиционеры. Другое дело, как их можно объяснить: например, конъюнктура для наших традиционных экспортных отраслей сложилась неожиданно благоприятная, что вряд ли можно записать в заслуги Кабмина.
Внутри же страны о каком-то инвестиционном буме говорить не приходится. Тем более что зачастую отчеты об успехах основываются на очень низкой базе сравнения 2010-го года, а номинальный рост и лихое пополнение бюджетных закромов связаны не столько с ростом производства, сколько с фактором инфляции. Проще говоря, растут цены – увеличиваются поступления в бюджет. Причем эти поступления не всегда успевают за ростом инфляции реальной, а не нарисованной в Госкмостате.
Кредитование вроде бы потихоньку набирает обороты, но кредитные деньги, поступающие в страну из-за рубежа, как правило, пойдут на покупку импортных же товаров, а привычка на общегосударственном уровне жить в долг не приведет ни к чему хорошему в долгосрочной перспективе.
О всей неоднозначности нынешней экономической ситуации в Украине рассуждают ведущие профильные эксперты.
Президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой: «Рост импорта произошел по газу, а не по машинам и компьютерам»
Экономика сейчас находится в стадии стагнации – она не растет и не трансформируется структурно, а находится в пассивном состоянии. То, что официальная статистика выдает 4–5 % роста – это статистическая ошибка. Половину в этом ВВП у нас занимает экспорт. На 60 % по сравнению с августом выросли мировые цены на хлеб, зерно, подсолнечное масло, металл подорожал в связи с японскими событиями плюс восстановились после кризиса экономики азиатских стран, в том числе, Персидского залива. И этот рост цен, а значит, и рост объемов валютной выручки, у нас преподносится как рост производства.
Резервы же Национального банка растут за счет того, что в прошлом году правительство одолжило за рубежом 8 миллиардов долларов. Эти доллары были проданы на внутреннем рынке – Нацбанк их покупал и эмитировал в гривну, потому что она была нужна для финансирования бюджетных расходов, ведь дефицит составлял 90 миллиардов гривен. Были, конечно, закупки за рубежом, где прямо использовалась валюта, но, думаю, максимум на 1–2 миллиарда из полученных 8. В этом году снова получили транш, разместили еврооблигации на полтора миллиарда – в целом, получили где-то 3 миллиарда долларов.
И если взять платежный баланс страны, то у нас отрицательный на полтора миллиарда экспортно-импортный оборот, но положительный показатель по движению капитала. А этот показатель связан с увеличением кредитов: и банки начали их брать (уже в этом году они берут их больше, чем возвращают на Запад), и правительство. Банки выдают кредиты населению, чтобы увеличить поставку сюда европейских изделий, потому что без импортных кредитов никто дорогие товары в стране не берет. Но это кредитование для поддержания импорта, оно не направлено на повышение производства. Это такие заемные деньги, которые не связаны с какими-то нашими экономическими успехами, и они провоцируют рост долгов, а не чистых резервов Нацбанка.
Что касается внешнего долга, то его нужно оценивать не по абстрактной величине, а посчитать, сколько долговых платежей нужно выплатить в этом году, в следующем и так далее. Если у вас 10 % долгов нужно отдать в этом году, а все долги составляют 40 % от ВВП, то это критическое состояние. А страна, у которой долги составляют 150 % ВВП, но они растянуты на 25 лет, – в лучшем положении.
По поводу импорта. Правительство по известным причинам купило на 11 миллиардов кубов газа больше, а это 3 миллиарда с хвостиком долларов. Вот вам и рост импорта, который произошел чисто искусственно по этой составляющей, а не по машинам и компьютерам. Одолжили деньги – и заплатили России, увеличив тем самым импорт. Но это не рост потребления населением страны.
Директор департамента аналитики компании Astrum Алексей Блинов: «Мы живем не в 17-м веке, и золотовалютные резервы – не самоцель»
В экономике не все однозначно и черно-бело, и иногда позитивные вещи вроде роста влекут за собой такие негативные, как ускорение инфляции. Если оценивать экономику одним словом, то, что сейчас происходит, – подъем. Мы находимся в хорошей стадии экономического цикла, причем далеко не в ее конце, и те цифры, которые свидетельствуют о росте розничной торговли, доходов населения, ВВП, отражают действительность.
Но есть и плохие тенденции: тот же рост внутреннего потребления, притом, что на него наложились еще и газовые цены, приводит к тому, что растет дефицит внешней торговли. Импорт растет еще быстрее, чем экспорт, и, бесспорно, нам это аукнется, как аукнулось в 2008-м году. Золотовалютные резервы действительно превзошли докризисный уровень, но мы живем не в 17-м веке, и они – не самоцель. Стоит только подумать, что из всех ЗВР мы будем должны в следующем году выплачивать долги перед МВФ.
Два года банки боялись давать в долг, потому что был посткризисный синдром, они занимались расчисткой своих балансов. Сейчас, по мере того как ситуация наладилась, банкиры все больше видят, что риски уходят и боятся опоздать с раздачей кредитов. Население финансово перегруппировалось и люди берут те же автокредиты, я не говорю о предприятиях, которым нужны средства для развития.
В 2009-м году запрос на кредиты был простой: речь не шла об инвестициях, а нужно было либо перекредитоваться в другом банке, чтобы отдать долг предыдущему, либо просто были нужны оборотные средства. Сейчас же слышно все больше заявлений, что кто-то что-то строит и модернизирует.
Если говорить о 2011-м году в целом, то прогноз на него хороший – экономический рост порядка 4,5 – 5 %. Конечно, будет и некоторое ускорение инфляции, которое частично связано не столько с ростом экономики, сколько с повышением тарифов ЖКХ, которое давно откладывалось.
Директор Украинского института экономических исследований Игорь Бураковский: «Мы находимся только на пороге преобразований, которые модернизируют украинскую экономику»
Идет экономическое восстановление, которое сопровождается очень противоречивыми процессами. К сожалению, шаги, которые были сделаны в области экономической политики, во многом задавались и задаются вектором нашего сотрудничества с МВФ. Есть позитивные тенденции, но экономика все больше уходит в тень, все больше формируются платежи «наличкой», чтобы уходить от налогообложения и не только.
Существуют проблемы и в социальной сфере: государству по-прежнему тяжело выполнять социальные обязательства. И это касается не только выплаты пенсий, но и поддержки социальной сферы – оптимизации тех же самых учебных заведений. Нынешняя ситуация имеет и положительные моменты, но, видимо, мы все-таки находимся только на пороге преобразований, которые действительно модернизируют украинскую экономику.
Есть оживление кредитования, но опять же вопрос в его условиях. Банкам деваться некуда, им нужно выдавать кредиты, но возобновление такой инвестиционной активности, которая бы вела к модернизации экономики, еще впереди.
Глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак: «Увеличение наполнения ПФ на 18 % означает, что оно в 2–3 раза не догоняет темпы роста реальной инфляции»
За год правительство не провело необходимых мероприятий, чтобы прекратить длительный кризис в Украине. Бюджетный и Налоговый кодексы были использованы не для реформ, а для консервации бюджетной и налоговой систем в том состоянии, в котором они хаотически формировались 20 лет независимости. Таким образом, мы имеем гиперцентрализованную бюджетную систему, в которой 80 % бюджетных ресурсов аккумулируется в центральном бюджете. У местного самоуправления просто не остается собственных ресурсов, и Налоговый кодекс только подтвердил это состояние, отнеся к местным бюджетам аж один налог и три небольших сбора.
Пенсионная реформа до сих пор не реализована, но из тех главных ее элементов, которые были озвучены, понятно, что это не реформа, а просто поднятие пенсионного возраста. Настоящая пенсионная реформа, которая необходима Украине, – переход от одноуровневой солидарной системы хотя бы к трехуровневой (хотя в большинстве развитых стран работают четырехуровневые, а в некоторых и пяти-).
Правительство продолжает практику предыдущего, и все экономические проблемы решает из одного источника – накопления долгов. Нынешний Кабмин подписался на такую сумму долгов, что на конец этого года госдолг будет составлять 533 миллиарда гривен, то есть больше чем два годовых бюджета Украины. Для сравнения – доходная часть бюджета прошлого года составляла 240 миллиардов. И эта тенденция продолжается – правительство и далее рассчитывает то на очередные транши МВФ, то на ссуды от Российской Федерации. И даже проекты Евро-2012 финансируются за счет наращивания внутренних и внешних долгов. Хотя даже при этом по результатам первого квартала эти объекты профинансированы только на 51 %.
Если же говорить о номинальных достижениях, о которых отчитывается власть, то нужно понимать, что наращивание доходов происходит только из одного источника – инфляционного. Хотя реальная потребительская стоимость этих доходов гораздо ниже, поскольку, по подсчетам нашего комитета, стоимость реальной потребительской корзины за последний год выросла на 45 – 50 %. Поэтому увеличение наполнения Пенсионного фонда на 18 % означает, что оно в 2–3 раза не догоняет темпы роста реальной инфляции.
Кредитование находится далеко от докризисного уровня, но его нельзя воспринимать как фактор оздоровления, потому что оно снова, в основном, потребительское. А наращивание такого кредитования мы уже проходили в 2008-м. Когда не растет реальный сектор экономики, а кредитуется потребление, то мы, как правило, кредитуем импорт и чужие экономики. И даже не можем обеспечить потребности внутреннего рынка собственным производством традиционных для нас продуктов питания (гречка, овсянка). За последний год как раз агросектор, который выстоял во время кризиса, показал спад. Это сигнал того, что мы разрушаем фундамент, на котором стоит украинская экономика.
Директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин: «В этом году дефолт нам не грозит»
Нужно смотреть не просто на рост ВВП, а на то, как это отражается на «пересічном» украинце. И тут уже все не так оптимистично. Формально показатели весьма неплохие – в частности, оживает строительство, что весьма позитивно. Неожиданно хорошая конъюнктура сложилась и для наших экспортеров – прежде всего, металла.
В то же время нельзя не замечать и другую сторону: экономика Украины по-прежнему остается экспортно-ориентированной, причем с низкой добавленной стоимостью. Зарплаты очень низкие, важные структурные реформы по-прежнему не идут. Более того, в связи с ростом цен на нефть автоматически будет расти цена на газ, а значит, стремительный рост цен на жилищно-коммунальные услуги продолжится. И это опять же при не запущенных реформах, а если они все же начнут развиваться, то весьма вероятно, что это негативно отразится на экономической динамике.
Правительство, конечно, планирует рост минимальных стандартов на официальный индекс инфляции, и сейчас этот уровень выдерживается. Но если фактически инфляция выше запланированной, значит, минимальные стандарты снижаются. Ожидать их повышения можно было бы, если бы экономика выходила на новый уровень, происходили структурные изменения и повышалась ее конкурентоспособность. Но этого пока нет.
Если смотреть по госдолгу, то, с одной стороны, он небольшой – где-то на уровне 40 % ВВП. Но если обратить внимание на его структуру, то мы увидим, что еще три года назад он был на уровне где-то 12–13 %. То есть из стран Центральной и Восточной Европы рост внешнего долга по отношению к ВВП у Украины самый высокий. Государство, по сути, рассматривает свои возможности не в активизации внутренней деятельности, а именно в том, что можно побольше занять.
У нас половина всего валового внешнего долга – это краткосрочный долг, который нужно отдавать в течение ближайшего года. Часть долговых обязательств, конечно, легко рефинансируется, но, с другой стороны, это постоянная нагрузка на государственные финансы. И философия краткосрочности и затыкания дырок, конечно же, настораживает. Поэтому хотя общий показатель долга незначительный, стремительный его рост и краткосрочная структура не вселяют оптимизма.
Достаточность же золотовалютных резервов хороша в спокойные периоды – давайте вспомним, что происходило в кризисном 2008-м, когда резервы начали резко пустеть. Есть один важный показатель, о котором часто забывают и умалчивают, – это покрытие резервами краткосрочного долга. У нас такое покрытие составляет где-то 70 % – это значит, что если такая ситуация вдруг возникнет, всех наших резервов хватит на покрытие только 70 % долга. Конечно, часть госдолга тут незначительная, но понятно, что если частные агенты для возврата долгов будут выходить на рынки со спросом на валюту, это внесет явный дисбаланс на валютных рынках. Плюс нужно помнить еще и о крупных государственных монополистах, которые имеют значительные долговые позиции, – прежде всего, «Нафтогазе». Если структура госдолга понятна, то финансовые позиции таких компаний весьма непрозрачны. Но в случае возникших там проблем государство всегда будет их решать.
В этом году дефолт нам не грозит, даже если события будут развиваться не очень хорошо – и резервы есть, и структура внешних выплат незначительна. А вот в 2012–2013-х годах начнется «напряженка», потому что надо будет выплачивать по госдолгам, облигациям в 2-2,5 раза больше, чем в этом году. И если философия краткосрочных заимствований продолжится, это может привести к весьма неприятным последствиям.
Коментарі — 0