Украина стоит на пороге создание консорциума по управлению газотранспортной системой.
Украина стоит на пороге создание консорциума по управлению газотранспортной системой. Со времен совместного заявления президентов Леонида Кучмы, Владимира Путина и канцлера Герхарда Шредера до мюнхенского визита Виктора Януковича, в ходе которого обсуждалось участие европейского партнеров в будущем украинской магистральной трубы, прошло почти 12 лет. О составе участников газотранспортного консорциума, выгодах и потенциальных угрозах совместного предприятия в ходе Энергетических дебатов говорили экс-посол Украины по особым поручениям по вопросам энергетической безопасности Вячеслав Княжницкий и независимый эксперт в сфере энергетики Александр Нарбут.
Вячеслав Княжницкий:
Для того, чтобы говорить о возможном формате газотранспортного консорциума необходимо понять базовые параметры, которым обязана руководствоваться Украина. Буквально на днях Еврокомиссия заявила о готовности участвовать в создании консорциума, если оно будет осуществляться на основе договора об Энергетическом сообществе. Кроме того, создание консорциума должно проходить в соответствии с украинским законодательством. К этому также следует добавить следование принципам Договора об Энергетической хартии, ратифицированного Украиной в 1998 году и определяющего принципы транспортировки и торговли энергоносителями. Данные документы составляют юридическую базу, на которой должно проходить создание консорциума.
Следующим важным моментом, на который Украина должна обратить при выборе участников будущего консорциума – основные производственные и финансовые параметры иностранных компаний-учредителей. Отмечу, что Еврокомиссия не может участвовать в создании консорциума, речь может идти исключительно о коммерческих компаниях. Однако мнение Еврокомиссии чрезвычайно важно и, безусловно, будет учитываться при создании консорциума. Украина заинтересована в том, чтобы потенциальные участники консорциума обладали достаточными финансовыми ресурсами, в т.ч. для модернизации газотранспортной системы в соответствии с положениями Брюссельской декларации. Компания-участник также должна использовать новые управленческие технологии, которые она может применить в Украине.
Следующим обязательным условием является реформирование НАК «Нафтогаз Украины» с выделением из состава компании оператора ГТС. Согласно Договору об Европейском энергетическом сообществе, оператор украинской ГТС должен быть абсолютно независимым.
Когда мы говорим о соглашении об Энергетическом сообществе, то должны понимать, что это первый торговый договор Украины с Евросоюзом. Если Энергетическая хартия - это документ, который регулирует отношения между участниками рынка, то Энергосообщество для Украины – торговая зона. Это качественный прогресс в отношениях с Евросоюзом. Договор об Энергосообществе действует, несмотря на то, что Украина пока не подписала Соглашения об ассоциации и Соглашение о свободной торговле с ЕС. Хочу обратить внимание на то, что соблюдение принципов и норм, заложенных в данных документах, чрезвычайно важно для Украины. Когда мы говорим о Договоре об Энергосообществе, то должны помнить, что дело не только в Директивах ЕС, которые мы обязались имплементировать. Важнейшим положением Договора является обязательство членов Энергосообщества с 1 января 2015 года открыть национальные энергетические рынки, что приведет к созданию единого европейского энергорынка. Именно на это обращает особое внимание Евросоюз в переговорах с Украиной.
Реализация положений Энергосообщества предоставит иностранным компаниям возможность покупать российский газ непосредственно на границе Украины и России. Таким образом Украина может избавиться от того, что я называю «проклятием транзита». Компании, который будут покупать российский газ на восточной границе Украины, будут заключать договор о транспортировке с независимым оператором, деятельность которого не зависит от цен на газ и будет определяться исключительно положениями Второго энергетического пакета ЕС. Российские компании, которые планируют работать на украинском энергорынке, также будет вынуждены соответствовать требованиям европейского законодательства.
При вхождении в состав консорциума российских компаний Украина должна затребовать информацию об их реальном финансовом состоянии. Напомню, что в Гаагском суде находятся три иска ЮКОСа и еще двух компаний к Российской Федерации на общую сумму $100 млрд. В случае, если в состав консорциума войдет партнер, который контролируется российским правительством, то Украина должна четко представлять возможные последствия судебных разбирательств, в ходе которых к нашей стране могут быть предъявлены финансовые санкции. Таким образом, Украина заинтересована в обеспечении прозрачной процедуры вхождения российских участников в состав создаваемого консорциума.
Александр Нарбут:
Практическая сторона газовых договоренностей очень далека от тех обязательств, которые Украина взяла на себя перед ЕС. Я хочу выразить глубочайшую скорбь, поскольку, по моему мнению, именно в таком варианте переговоры являются бесперспективными. Я говорю о варианте, когда создание консорциума рассматривается как единственный путь достижения баланса украино-российских газовых отношений. Более того, консорциум является капканом, из которого Украина потом может не вырваться. Если формат консорциума окажется следующим – по 33% будет разделено между Украиной, Россией и ЕС, то это можно будет считать потерей энергетической независимости Украины.
Существует ли перспектива не просто появления, а реального участия европейской стороны как в переговорном процессе, так и в консорциуме? В связи с началом нового этапа переговоров Украины и России Еврокомиссия озвучила свою позицию. Первый тезис – идея о создании консорциума для реализации транзитных возможностей Украины существует с 2002-03 гг. Однако до сих пор конкретных предложений от Украины не поступало. Второй тезис – как только Украина решит, как лучше управлять своей ГТС, то ЕС готов подключиться к процессу и переговоров, и создания консорциума. При условии, что этот процесс будет соответствовать принципам международного права, в частности, Договора об Энергетическом сообществе.
В этом ключе важно следующее. Только Украина должна решать каким образом развивать свою ГТС, и никто другой не должен вмешиваться в этот процесс. Если Украина сейчас пытается выстроить переговоры относительно будущего ГТС таким образом, чтобы удовлетворить интересы всех потенциальных сторон, то это невозможно! Интересы всех трех сторон кардинально отличаются.
Поэтому видение консорциума, как решения проблемы контрактов, подписанных в январе 2009 года – это ложный посыл. К сожалению, процесс внедрения такого посыла в мировоззрение Президента Виктора Януковича уже перешагнул критическую отметку.
Критерии при подборе партнеров для консорциума должны быть следующими. Во-первых, важными и необходимыми партнерами для Украины являются те силы, которые заинтересованы в максимальной загрузке ГТС Украины. Но! При условии наращивания и реализации возможностей диверсификации поставок газа в Украину. Я сомневаюсь в том, что это вписывается в энергетическую стратегию России. Вторым важным моментом является использование подземных хранилищ Украины на коммерчески выгодных условиях. Тем более, что ПХГ находятся в непосредственной близости к потенциальным потребителям газа в ЕС. А дальше нужно смотреть, кто готов вносить в консорциум активы или финансы. И это никак не соотносится и не зависит от желания как можно быстрее изменить условия газовых контрактов 2009 года.
Для изменения контракта – хочет этого украинская власть или нет – нужно обращаться в Стокгольмский арбитраж. Иски могут быть разными. И касаться как возмещения уже нанесенных убытков, так и изменения контрактов в связи с существенными сдвигами на мировом рынке энергетики. Удивляет позиция как Президента Януковича, Премьера Азарова и министра Бойко, которые сетуют на то, что суд может продолжаться долго и потому Украина не обращается с иском. Но почему-то эта проблема не остановила европейские компании, которые обращались в суд и на фоне рассмотрения исков в суде добивались внесения существенных изменений в контракты и снижения цены. Более того, европейские компании сегодня ставят условия о ежегодном пересмотре цен на российский газ.
К сожалению, по поводу консорциума и изменения контрактов мы только слышим от Минэнерго Украины сладкую «кашицу» о том, что переговоры продолжаются, условия создания консорциума обсуждаются. Однако конкретных, пусть даже промежуточных результатов, мы не видим.
Как известно, министр Юрий Бойко заверил общественность, что именно Украина направила письмо с приглашением к европейской стороне принять участие в газовых переговорах. Хотя на самом деле Еврокомиссар Гюнтер Оттингер ранее обратился к Украине и России с предложением присоединится к переговорам о создании консорциума. И господин Бойко наверняка знает, что в 2010-2011 гг. Украина не обращалась ни к ЕС, ни к иностранным компаниям с подобными предложениями. Ни «Нафтогаз Украины», ни Минэнерго не приглашали европейцев принять участие в переговорах.
Именно Европа сегодня продемонстрировала заинтересованность в переговорах и ожидает решения от Украины и России. К сожалению, ни украинская, ни российская сторона не заинтересованы в том, чтобы к переговорам присоединилась Европа.
«Энергетические дебаты» - совместный проект Института энергетических исследований и агентства «Главком».
Коментарі — 0