Гроб в пролете, или Несколько слов о том, почему последнее путешествие деда Хасана закончилось не в Грузии

Гроб в пролете, или Несколько слов о том, почему последнее путешествие деда Хасана закончилось не в Грузии

В Грузии не любят воров и не любят власти.

В Грузии не любят воров и не любят власти. Здесь любят царя до тех пор, пока он добрый и пока он сам не скажет о себе – «я – царь».

Президент этой страны избавился от воров в законе, но сам, в какой-то степени, превратился в им подобного...

И в тот самый момент, когда это произошло – был свергнут с престола.

За что я люблю Грузию (помимо вкусной еды, живописных пейзажей и красивейших женщин) так это за полные острых зубов рты тех, кого у нас принято считать безмолвными баранами. Я, разумеется, об избирателях.

Как известно, согласно воровской морали, человечество делится на «баранов» и «волков».

В Грузии, особенно в ее северо-западной провинции Сванетия, некогда существовал культ волка. Волк был тотемным животным, убить которое считалось табу; община усматривала в этом такой же грех, как в убийстве родного брата или сестры.

«Горг» – «волк» на древнеперсидском. «Горгасал» или волчьеголовый – прозвище царя Вахтанга, основавшего Тбилиси. Но что было раньше – курица или яйцо? Кем они были вначале – волками или крестьянами? Или здесь это всегда – одно?

Эстеты-страдальцы с надломленной психикой назовут своим культовым романом «Преступление и наказание», сентиментальные романтики скажут, что живут по «Трем товарищам». Любой грузин, если спросить, «какая книга – самая что ни на есть твоя?» с лету выпалит: «Дата Туташхия!»

«Какая твоя любимая книга?» – спрашиваю у молоденькой грузинки Кети, красавицы-эрудитки из хорошей семьи.

«Дата Туташхия!» – восклицает она.

«Что ты посоветуешь мне почитать?» – спрашиваю у друга-свана, когда-то выручившего меня из беды, подстерегавшей в горах из-за незнания традиций.

«Дата Туташхия!» – рапортует он.

И эту же книгу дарит мне на день рождения кузнец Леван, которому я не задавал подобных вопросов. –

Дата Туташхия – это полубог, неуловимый и неутомимый абрек, беглец от закона. Дата пытается сделать этот мир лучше. Он не верит ни царю, ни суду; ни холуям, ни людям в погонах, ни обычным законопослушным гражданам – ведь те предадут за тридцатку и даже не серебром. Он верит только только собственному правосудию. Таков он, Дата – кумир всех грузин от мала до велика.

Я начал читать «Дата Туташхия», уже пересекая воздушное пространство Грузии и возвращаясь в «страну беззубых», (так я, простите за откровенность) называю собственную родину.

Забавно, что уже на обратном пути я понял что-то невероятно важное о крае, в котором провел почти два года. Узнал больше, чем когда дышал воздухом Грузии.

Дата – кумир всех непокоренных, неподвластных законам, непокорным ничьей воле. Коротко говоря – кумир всех грузин.

Вскоре после того, как прилетел в Киев, мне позвонил мой старый приятель, главред «След.нет.уа».

«Ты там? Почему они не пустили назад его тело?» – спросил он.

«Чье тело? Куда не пустили?..»

Речь шла о деде Хасане, самолет с телом которого развернули на подлете к Тбилиси.

Кто не пустил назад тело Хасана и почему?

Грузинское правительство на протяжении последнего десятилетия всячески унижало и уничтожало воровских авторитетов. Те бежали в Москву или Киев. Здесь, как говорят, охота на «грузинских волков» стала любимым спортом местного УБОПа. Воров отлавливали, а потом требовали выкуп из «общака». И тогда из Тбилиси летели в Киев чемоданы налички...

Правда это или вымысел – не знаю, лично я при этом не присутствовал. Но факт остается фактом – вор в законе перестал быть популярной профессией в «стране волков». Что толку кичится принадлежностью к касте, которая потеряла привилегированное положение? Зачем гордиться своим статусом и страдать за решеткой, когда исчезла возможность покрасоваться этим на публике? Отныне демонстративное презрение к закону могло привести хвастливого грузина только в Глданскую тюрьму...

Мальчишки-школьники, многие из которых раньше мечтали стать ворами в законе, стали теперь боготворить другую профессию – полицейского.

«Почему тебе нравится эта профессия?» – спросил я как-то у одного мальчишки.

«Если буду в погонах, я смогу остановить на улице любого, и сделать с ним, что хочу...» – последовал ответ.

Страна воров в законе начала превращаться в полицейское государство. Всем нужен авторитет, а для человека-волка единственной мотивацией может быть не мораль и ее ограничения, а только животный страх.

Миф о воровской морали и веру в идеализированного Дата Туташхия попытались заменить образом успешного западного бизнесмена. Вместо Джабы Иоселиани – Дональд Трамп, вместо Дата Туташхия – добрый царь Миша Саакашвили. Но добрый царь, (так же, как и благородный Робин Гуд) бывает только в сказках. Обещанные деньги, а также власть и слава, даруемая ими, к законопослушным гражданам не пришли...

Тем временем грузинские власти пытались уничтожить не только воровских авторитетов, но и уважение к ним. Но они не учли главного – унизив вора, они унизили каждого из своих сограждан, тайно или явно верящего в Робин Гуда и воровскую мораль.

Терпению избирателей пришел конец в тот самый момент, когда люди увидели, как царская опричнина насилует вениками заключенных Глданской тюрьмы.

И тогда волк, живущий в каждом грузинском крестьянине-землепашце, показал зубы. Ведь среди узников мог оказаться брат, друг или сосед любого из парней или девушек, наводнивших в те дни улицы Тбилиси. Среди них мог оказаться сам Дата Туташхия...

Именно по этой причине потерял власть Михаил Саакашвили. И по этой же причине на подлете к Тбилиси развернулся в воздухе и полетел в Москву борт с телом деда Хасана...

Новые грузинские правители, получив право править этим зыбким, нервным и удивительно легким на подъем народом, так же, как и их предшественники из лагеря Саакашвили, хотят изо все сил показать: на смену власти воров в законе в Грузии окончательно пришла государственная власть.

И хотя на улицах Тбилиси многие теперь говорят о возврате к старым временам, власти изо всех сил пытаются сохранить былой порядок.

Дед Хасан и иже с ним не вернутся туда, ни живыми ни мертвыми. Не будет пышных похорон и тостов за упокой. Не будет грузинская земля переваривать тело деда Хасана... Потому что в Грузии, месте, где самый неверующий человек по привычке крестится на церковь, хорошо понимают: кости и мощи – неотъемлемая часть веры. Будь-то вера в бога, в батюшку царя, или в благородного вора.

Алексей Бобровников, журналист, главный редактор «Чтиво.орг», специально для СЛЕД.net.ua

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів