Непростые решения: Бендукидзе дал рекомендации Украине по реформам и конфликту с РФ

Непростые решения: Бендукидзе дал рекомендации Украине по реформам и конфликту с РФ

Каха Бендукидзе, экс-министр экономики Грузии, рассказал «Инвестгазете», почему важно обновлять госаппарат, как Украина может вытеснить Китай с европейских рынков и как Грузия выстояла в войне с Россией

Каха Бендукидзе, экс-министр экономики Грузии, рассказал «Инвестгазете», почему важно обновлять госаппарат, как Украина может вытеснить Китай с европейских рынков и как Грузия выстояла в войне с Россией

«Чудо» стало эталоном проведения реформ на территории СНГ и во всей Восточной Европе. Страна, которая в 2005 году занимала 150-е место в рейтинге Doing Business, сумела с помощью простых преобразований войти в первую десятку этого списка.

Одним из творцов этих реформ был Каха Бендукидзе, который с 2004-го по 2008 год занимал должность министра координации экономических реформ. Он предложил, к примеру, снизить количество налогов с двадцати до семи и поменять госслужащих, опираясь не столько на их профессиональные качества, сколько на личную порядочность.

С 2006 года экономика Грузии начала расти в среднем на 10% в год. И даже торговая блокада со стороны России, а потом и война за Южную Осетию в 2008-м не стали фатальными.

В 2004 году Украина и Грузия были на примерно равных экономических позициях, разница была лишь в том, что Киев обладал большими запасами природных ресурсов. Но Украина так и не смогла повторить грузинское экономическое ускорение и завязла в коррупции и кризисе.

О том, где взять 2000 честных судей и *** милиционеров, как избавиться от популизма и перестать брать кредиты, Каха Бендукидзе рассказал «Инвестгазете».

Украинская экономика во многом контролируется крупным бизнесом, который в регионах сросся с властью, и отстранить этих людей будет очень сложно. Как побороть коррупцию и клановость в такой системе?

Без острых мер это не удастся сделать. Простого способа — как травить тараканов дустом — здесь нет. Вначале нужно упростить госрегулирование. Потому что коррупция происходит на стыке гражданина и чиновника. И как говорил китайский философ Лао Цзы: «В стране, где больше законов, и воруют больше».

Простой способ побороть коррупцию — это минимизировать количество походов любого гражданина к чиновнику. В таком случае обществу и правоохранительным органам будет легче следить за всем.

Второй момент в борьбе с коррупцией — это достойные зарплаты для чиновников. Я не говорю, что это панацея: только повысив зарплату, вы ничего не добьетесь. Но если этого не сделать, то у людей всегда будет соблазн.

И, наконец, в обществе должна быть нетерпимость к взяткам. Эта культура воспитывается теми же массовыми увольнениями коррупционеров. В Грузии была большая проблема взяток в милиции, а когда мы всех милиционеров уволили, настроение в обществе изменилось.

И где вы нашли столько новых и незапятнанных милиционеров?

Найти других милиционеров оказалось намного проще, чем многие думали. Это сказка, что личный состав должен быть проверенным и высокопрофессиональным. Наши профессионалы в свое время ничего не делали, а только брали взятки. По моему мнению, сейчас выгоднее набирать честных людей, возможно, и без опыта.

Конечно, есть идеальный вариант — у вас из ниоткуда возникают совершенно новые опытные кадры. Как, например, в Мексике, где именно таким способом побороли коррупцию на таможне. Там сначала меняли отдельных работников, но они быстро совращались и тоже начинали брать взятки. Тогда Мексика несколько месяцев тайно готовила на военной базе 2500 новых таможенников. И в одну ночь старых работников заменили на новых специалистов. Но даже тогда коррупция на таможне полностью не исчезла, хотя системная проблема взяток была преодолена.

Это почти идеальное решение, оно требует много денег и времени. Но даже в ситуации Украины, когда у вас мало и того, и другого, нужно проводить замену, невзирая на профессионализм. По моему мнению, очень малая часть госчиновников должна быть высококлассными профессионалами, большинство можно учить по ходу.

А где взять для Украины более 2000 новых судей, чтобы побороть коррупцию в правовой системе?

Тут все сложнее. Судебная система — как старое вино. Вы не сможете сделать его быстро, оно должно настояться, пропитываясь ароматом бочек. Поэтому нужно начинать с отставок самых коррумпированных судей. Потом создать прозрачные нормы коммерческого арбитража. У бизнеса всегда должна быть альтернатива — решать свои споры в государственном суде или прибегать к арбитражу. И эта конкуренция поможет постепенно очистить судебную систему от коррупции. Так делали мы.

Но у вас есть и другая возможность — диаспора в Канаде, где достаточно опытных юристов. Нужно пригласить их и создать им хорошие условия для работы. И еще важно позаботиться, чтобы они хорошо знали язык вашей страны. В мировой практике уже был случай Боснии, когда туда привезли юристов из Европы, но они не говорили на боснийском, и взятки стали давать переводчикам.

И как, на ваш взгляд, можно сохранить украинскую экономику сейчас?

Ваша главная проблема — это популизм. Вы живете в замкнутом цикле: выбирают тех, кто больше всего обещает, хотя они и не самые лучшие. После победы они начинают вводить новые налоги, чтобы выполнить свои обещания, а это означает наращивание бюрократии и госрасходов. И страна постепенно беднеет, а население все больше верит в популизм и опять выбирает худших политиков. В итоге все повторяется, круг за кругом. У вас были такие циклы при Януковиче, Тимошенко и других лидерах.

И ваш популизм во многом базируется на наркотике под названием «дешевый газ». Сейчас электроэнергии на производство одного доллара ВВП больше Украины тратит только Туркменистан, но там не знают, куда девать собственный газ. Украине нужно поднимать цены на газ для населения, потому что никакие программы энергоэффективности не помогут без экономически обоснованных тарифов.

К примеру, ВВП Украины в 10 раз меньше, чем ВВП Германии, и по аналогии, если немцы потребляют 80 млрд. кубометров газа в год, то украинцы должны потреблять всего 8 млрд. кубометров. Или в Германии в два раза больше населения и оно потребляет 26 млрд. кубометров, тогда как украинские домохозяйства потребляют

16 млрд. кубов.

Повышение тарифов научит людей следить за своими расходами, выключать лампочки и не нагревать дома, чтобы потом открывать окна. И тогда Украина сможет свести потребление газа к 30 млрд. кубометров, а это столько, сколько вы добываете, и плата за транзит.

И поэтому сейчас многие говорят о реформах, но не хотят и вспоминать о газе. Да все реформы — это копейки, а вот на субсидирование тратится 11% украинского ВВП. Если исключить эти траты, то ваша экономика росла бы с 5-6%-ным ускорением.

Решатся ли украинские политики пойти на повышение тарифов перед президентскими выборами?

Во-первых, рыночно обоснованные тарифы на газ обязательно дадут толчок его добыче в Украине. Сейчас никто не хочет добывать газ, чтобы продавать его за бесценок.

Во-вторых, повышение тарифов — это главное условие МВФ. Киев может получить кредит только после того, как поднимет тарифы. И выполнение условий Фонда должно стать первым шагом к максимальному открытию экономики Украины. Это и так будет происходить, если Киев будет двигаться в ЕС, как он декларирует. Но лучше сделать это в одностороннем порядке.

Как ни удивительно, в украинском ВВП доля экспорта больше, чем в Китае. В экономике КНР доля внешнего экспорта не такая большая. И сейчас Украина единственная страна, которая может существенно конкурировать с Китаем за европейские рынки. Возможно, это звучит как бред сумасшедшего, но если подумать: всего китайский экспорт в страны ЕС составляет 250 млрд. евро. Для того чтобы получить половину этого объема, украинский экспорт должен расти на 30% в год. В Грузии мы достигли этого, упростив процедуру инвестирования и убрав коррупцию. И вы это сможете. Кроме того, в КНР в отраслях, которые вывозят свою продукцию в Европу, занято 26 млн. китайцев. Украина сейчас может «мобилизовать» в этот бизнес более 18 миллионов. И главное заблуждение состоит в том, что зарплата у китайцев ниже, чем в Украине. Сейчас Китай несравненно богаче Украины, поэтому зарплаты не имеют значения.

Значение будет иметь простота оформления экспорта из Украины. Сейчас вам нужно потратить в среднем 29 дней, тогда как в Грузии эта цифра составляет девять дней. Создается впечатление, что вы боретесь с экспортом. Вам как минимум на 30% нужно снизить количество разрешительных документов на экспорт, только тогда ваша торговля заработает.

Сейчас украинской торговле больше угрожает полная торговая блокада со стороны России. Когда-то Грузия была в такой же ситуации, и как вы с этим боролись?

Никак. Наши бизнесмены, которые были приучены к тому, что их товары спокойно продаются в России, конечно, обиделись, но потом вынуждены были «надеть костюмы» и искать новые рынки сбыта.

И государство не сможет сделать в этом направлении ничего. Да от него и нужно только дипломатическое сопровождение. Бизнес все делает сам — за три года Россия в списке торговых партнеров Грузии сползла с первого на шестое место.

Конечно, в тот год, когда Россия приняла решение о нашей блокаде, рост ВВП снизился на 0,7%. Но тогда наша экономика росла со скоростью 10,4% в год, и мы снижения даже не заметили. Пострадали только отдельные регионы. Но значительная часть нашего экспорта пошла в Европу. Рынок ЕС в 500 млн. потребителей намного более емкий, чем в России, там прозрачные правила и работать намного проще.

В новом правительстве сейчас ждут многомиллиардных кредитов от МВФ, ЕС и США. Скажите, где та грань, которая отделяет нужную экономике помощь от постоянной зависимости от чужих кредитов?

Действительно, у вас за последние годы сильно увеличился госдолг, и есть опасность, что и в будущем он будет расти. Тут правительство поступает как любой ребенок, говоря себе: «Сейчас я возьму кредит, но это будет последний раз». И таких «последних разов» может быть очень много. Поэтому взрослые и ограничивают детей. В случае правительства его кредитные аппетиты должен лимитировать народ.

В грузинской конституции записано конституционное ограничение по размеру госдолга относительно ВВП. Мы взяли за основу Маастрихтские критерии, когда дефицит бюджета не может быть больше 3% ВВП, а госдолг превышать 60% ВВП.

Похожую запись в конституции нужно сделать и вам — это как смирительная рубашка для безумцев. Она удерживает правительство от излишних трат и популизма.

В идеале в основном законе также нужно записать и разрешение вводить новые налоги только на референдуме. Это существует в Швейцарии и работает очень эффективно. У вас же введение новых налогов могут не афишировать, что позволяет правительству кормить и увеличивать армию бюрократов.

В 2008 году Грузия пережила войну за Абхазию и Южную Осетию. Что делала страна после конфликта? Как восстанавливала экономику?

Эти события важны по отношению к Крыму. Читая новости и слушая заявления российских политиков, я понимаю, что война за Осетию не стала уникальным случаем. Россия не выступала тогда миротворцем. Она проводила политику агрессии, которая сейчас продолжается и у вас.

По поводу экономики после войны мы сразу приняли три важных решения. Первое — провести в Брюсселе встречу доноров, чтобы привлекать иностранные компании к восстановлению нашей страны. Тут важно не попасть в ситуацию, когда вам помогают советами, списывают под это деньги, а реально ничего не меняется. Второе — мы решили построить жилье всем нашим 30 тысячам беженцев, которые появились в результате военных действий. Наконец, мы снизили подоходный налог на 5% (до 20%), чтобы повысить гибкость экономики и привлекать больше инвестиций.

А стоит ли Украине сопротивляться российской агрессии, если мы явно не сможем победить в этой войне?

Если не сопротивляться в Крыму, то Россия заберет у вас все остальное. Москва будет поддерживать разложение в других регионах Украины, пока не получит Киев. Я думаю, что войны не будет, но за счастье и свободу вам нужно бороться на всех фронтах.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: