Две волны досрочных выборов так и способствовали реальному обновлению власти
Спустя год после бегства Януковича, аннексии Крыма и начала войны на Донбассе в Украине так и не произошло реального обновления власти. Этому процессу не помогли даже две волны досрочных выборов. Массового притока новых кадров в государственную службу не наблюдается. Хотя оснований для него было больше чем достаточно…
Как пафосно это не звучало бы, но за последний год, можно сказать, в Украине началось формирование современной политической нации. Вопреки всем установкам, которые продвигают российские СМИ и пророссийские политики, раскола по этнической и языковой линии не случилось (кроме пассивной поддержки «русского мира» на оккупированных территориях). В добровольческих батальонах воюют люди со всей Украины (в том числе – и из Крыма), а самые боеспособные военные подразделения набирались из тех регионов, которые должны были отойти к «Новороссии» (79-я аэромобильная бригада из Николаевской области, 17-я танковая бригада из Днепропетровской области и т.д.). Так что рассказы о том, что на Донбасс идут воевать одни «бандеровцы» из Западной Украины, не сработали. Поэтому российской пропаганде пришлось выдумывать другие мифы – про иностранных наемников, «легион НАТО» и т.д. В принципе – это уже показатель того, что для формирования национальной идентичности язык и этническое происхождение не являются определяющими факторами. Еще одно подтверждение – поражение партии «Свобода», известной своей жесткой националистической позицией, на парламентских выборах. Более-менее универсальный патриотизм начал вытеснять этнический национализм – уже стали говорить о двуязычной и полиэтнической украинской нации, которую сплотил выбор, сделанный 1 декабря на Майдане, и позже этот процесс формирования ускорила российская агрессия. И это несмотря на некоторую активизацию ультраправых группировок, причисляющих себя к «Правому сектору», но реально работающих на спецслужбы России.
Постреволюционный подъем в настроениях общества позволял объединить усилия и переформатировать государственные институты. У страны был реальный шанс совместить сетевую модель управления, которую использует гражданское общество, и иерархическую, которую использует государство. Однако этого пока не случилось – то выборы, то конфликт на Донбассе, то нежелание политической элиты ломать старую вертикаль власти на среднем и нижнем уровнях (особенно в судебной системе и правоохранительных органах). В результате эти модели продолжают существовать параллельно, общественные активисты все еще вынуждены давить на государственный аппарат, который, в свою очередь, сопротивляется (особенно в регионах – например, в Одессе или Харькове, где позиции старой элиты все еще сильны). А еще из-за этого торможения то тут, то там проявляют себя лоббисты интересов бывшей власти – то в Минздраве (фармацевтическое лобби, связанное с Раисой Богатыревой и Татьяной Бахтеевой), то в ГФС (по инсайдерской информации, так себя проявляет Виталий Хомутынник, внезапно нашедший общий язык с Арсением Яценюком), то в других областях.
Нужно признать, что две волны досрочных выборов значительно изменили и политический ландшафт страны – мы получили новые парламент (примерно половина депутатов пришла в Верховную Раду этого созыва впервые), правительство и президента. Но это больше поверхностные наслоения – ведь, так или иначе, значительная часть «новых лиц» уже была во власти до прихода к ней Януковича. В целом – это та же среда, тот же бэкграунд (особенно, если учитывать, что власть на местах не была переизбрана, по большому счету). Однако определенные прорывы есть – это министры Наталья Яресько, Айварас Абромавичус, Александр Квиташвили, которые раньше были иностранцами, «волонтерский десант» в Министерстве обороны (Юрий Бирюков, Юрий Гусев, Нелли Стельмах) и т.д.
Однако массовый приток новых кадров во власть не состоялся – и здесь есть масса объективных причин. Во-первых, бывшая оппозиция готовила и свои собственные кадры, и сотрудничала с гражданским обществом кое-как, надеясь, что ее приход к власти состоится не на Майдане, а после президентских выборов. Один только факт, что после выборов-2012 штат депутатских помощников для тогдашней оппозиции формировался за счет партийного аппарата, а не рекрутированных гражданских активистов – много может сказать об особенностях мышления нынешней власти. Без давления извне они вряд ли способны к радикальным изменениям. Из-за этой косности мышления, шаблонности, нестойкости перед искушениями мы реально рискуем оказаться второй раз в ситуации осени 2005 года, когда по вине и Ющенко, и Тимошенко, из политического небытия вернулись «регионалы». Или даже в худшей – с хаосом внутри страны, увеличением числа «народных республик» и угрозой российского вторжения.
Во-вторых, кто-то из нынешней власти год назад реально думал, кем заменить проштрафившихся судей, прокуроров и т.д., которых надо увольнять с запретом на занятие должностей на госслужбе? Кто-то писал нужные законопроекты для реформ – пусть даже «в стол»? Кто-то подыскивал людей из силовых структур, ушедших в отставку при Януковиче – для того, чтоб просто знать, кто какой квалификацией обладает? Кто-то организовывал тренинги и семинары по государственному управлению для партийных деятелей и гражданских активистов? Вопросы, как говорится, риторические. Действующий президент Петр Порошенко вообще пришел к власти, не имея сформированной команды и поэтому уже более полугода в его администрации основной состав на средних и нижних уровнях – это фактически люди Януковича и Левочкина, а высший уровень еще только начал проходить «обкатку» после ряда кадровых перестановок.
В-третьих, желание сохранять формальную законность решений на практике приводит к кадровому застою и «мусорной люстрации». И ведь, честно говоря, эту проблему так просто не решить. Кто читал законодательство о госслужбе, тот поймет, насколько трудно уволить чиновника, который захотел остаться на должности любой ценой – он и в больницу ляжет, и в суде начнет оспаривать свое увольнение, и шантажировать «сливами» конфиденциальной информации будет. Если уже сейчас в Конституционном суде лежит ходатайство судей Верховного суда о конституционности люстрационного закона – можно себе представить, какое сопротивление оказывает система. Да, закон не совершенен юридически, но здесь речь идет о перспективе признания всех случаев люстрации незаконными – а это значит, что уволенные по этому закону люди получат право восстановиться на должностях и даже получить компенсацию. То же самое касается и расследования убийств на Майдане – пока инициировали расследование по всем правилам уголовно-процессуального законодательства, большинство подозреваемых руководителей и исполнителей расстрелов успели скрыться в оккупированном Крыму и на территории России, а часть вещественных доказательств была уничтожена в первые дни переходного периода.
А что касается оппозиции, то она сегодня неконкурентоспособна. После бегства Януковича и остальных топ-«регионалов», «донецкий клан» оказался рассеян и потерял самостоятельные ориентиры в политике. В парламентской фракции Оппозиционного блока реальная власть перешла к «группе Фирташа», которую представляет Юрий Бойко. Оккупация Крыма и война на Донбассе стала для них (по крайней мере, публично) шоком – они не ожидали, что Россия как «старший партнер» может всерьез пойти на такое. Но по инерции эти люди продолжают утверждать, что они за дружбу с Россией (судя по их речам, они или действительно не понимают взаимосвязи между действиями России и хаосом на Донбассе, или сознательно все искажают), некоторые из них традиционно ездят в Москву на телевизионные эфиры, озвучивают выгодные Кремлю месседжи. Частично они сохранили власть на Донбассе – как на территории, контролируемой Украиной, так и на территориях «народных республик». Ведь пока полевые командиры вроде Гиви или Моторолы воюют, «гражданская» власть на Донбассе полностью принадлежит бывшим или действующим «регионалам» (за исключением ряда приграничных городов Луганской области, захваченных «казаками»). Да и в руководстве «ДНР» и «ЛНР» есть «свои» люди для «регионалов». Например, командир «Востока» Ходаковский связан с Ринатом Ахметовым (информация еще полгода назад была подтверждена самими сепаратистами – например, об этом писал такой сочувствующий ДНР блоггер, как Борис Рожин (colonelcassad) ), а «Оплот», в котором состоит Александр Захарченко, частично финансируется «семьей» Януковича (предприятия Александра Януковича и Сергея Курченко продолжают работать в Донецке, их офисы практически не обстреливались). В «ЛНР» же и бывший, и нынешний главы – это люди Александра Ефремова, только сферы их деятельности были различными (Болотов курировал угольный бизнес, Плотницкий – торговлю нефтепродуктами).
Когда «регионалы» пытались ставить условия нынешней власти, поддерживая сепаратизм, они явно не ожидали, что российское влияние на ситуацию превысит полезную, по их мнению, дозу. И теперь они пожинают результаты посеянной ими «донецкой уникальности» - ведь когда-то они внушили своим избирателям, что остальная часть Украины достойна быть разве что колонией Донбасса, который «кормит всю страну» (и для «региональных» элит так оно и было – вспомним масштабы проникновения «донецких» во власть при Януковиче). Надеяться они могут только на стремительное ухудшение экономической ситуации в стране и на деморализацию условно патриотической части общества.
Максим Побокин, политтехнолог, специально для «Главкома».
Коментарі — 0