Павел Жебривский — достаточно известный политик и чиновник времен Ющенко, в свое время доброволец АТО, советник Генпрокурора при Порошенко и вообще «стопроцентный человек нынешнего президента»...
Павел Жебривский — достаточно известный политик и чиновник времен Ющенко, в свое время доброволец АТО, советник Генпрокурора при Порошенко и вообще "стопроцентный человек нынешнего президента", во время нашего телефонного блиц-интервью в день назначения губернатором Донецкой области высказывался довольно осторожно.
С одной стороны, не рубил с плеча в адрес предшественника Александра Кихтенко, с другой — балансировал насчет возможной экономической блокады оккупированных территорий и соответствующего закона, представленного в парламент. Ну а с третьей, Жебривский, как опытный следователь, наверняка знает, что в итоге и ему придется делать выбор: быть ему человеком президента, посадившего его в кресло, или все-таки — государства, имея собственную позицию, а главное — желание ее публично отстаивать и доказывать. Ценой этого кресла в том числе. Потому как двух его предшественников, Сергея Таруту и Александра Кихтенко, начавших говорить вразрез с Киевом, президент оперативно отправил в отставку. Однако целый ряд озвученных ими вопросов к центральной власти стали общественным достоянием, и их не удастся замолчать.
Это касается и критичной необходимости президенту и государству определиться, в рамках какой государственной стратегии живут Украина и Донбасс — Минска-2, при котором экономическая блокада оккупированных территорий абсурдна, или постепенного официального отказа от них с дальнейшим разрывом всех, в том числе и экономических связей. И антигосударственной позиции премьера Арсения Яценюка, который ни разу не встретился с губернатором воюющей области и только после обнародования данного факта демонстративно отправил в регион министров — решать вопросы. И контрабанды, которую, по сути, возглавили на блокпостах и пропускных пунктах пять (!) силовых структур, а центральная власть уже более полугода не может, точнее, не хочет четко регламентировать пересечение грузов через линию фронта, параллельно облегчив участь простых людей, месяцами ожидающих пропуска. Также стране стало известно о качестве сооружений на линии обороны, с которыми, уже по последнему признанию самого президента, "не все в порядке". Осталось только найти за это материально и морально ответственных "проектантов" из Минобороны.
Сегодня Павел Жебривский, обозначая свои генерал-губернаторские намерения, красиво интерпретировал Чацкого, но уже завтра общество и регион, который он согласился возглавить в кризисных условиях, оценит его искренность и компетентность.
Павел Иванович, когда вы соглашались на предложение президента, какую основную задачу поставили сами для себя?
Одним словом, конечно, не скажешь, потому как есть несколько направлений. Но главное — максимально обезопасить людей от внешней угрозы, принести мир на украинскую территорию, а для этого основными факторами являются закон и порядок.
Достаточно глобальные задачи, как для главы области. А вы знаете причину отставки вашего предшественника Александра Кихтенко и вообще природу конфликта уже бывшего губернатора и центральной власти?
У этого конфликта разноуровневая природа — видимая и невидимая. В силу чего о публичных разногласиях прочитали все, в том числе и я. О скрытых — осведомлены единицы.
Но вы-то знаете, в фарватере какой государственной политики в отношении оккупированных территорий будете вести регион?
Безусловно, мы будем выполнять Минские договоренности. Без каких либо оговорок. Ведь Украина тем и отличается от бандформирований оккупированных территорий, что является, возможно, и несколько разбалансированным войной, но все еще правовым государством. Поэтому мы будем выполнять все обязательства, которые на себя берем. И в итоге Минские договоренности должны быть выполнены.
Исходя из чего, к законопроекту об экономической блокаде оккупированных территорий, поданному в ВР и подписанному, в том числе, и депутатами Блока Порошенко, вы относитесь… как?
Считаю, что этот закон необходимо доработать.
В каком направлении?
Нужно конкретно обозначить цель законопроекта. Я лично понимаю, что сегодня для Украины ключевой вопрос — не дать оккупированным территориям продолжать зарабатывать деньги на продолжение войны, используя продукцию, которая производится на их и на нашей территории. В то же время часть продукции, не имеющей такого назначения (медикаменты, продукты питания), на мой взгляд, должна попадать туда. Все это необходимо четко согласовать и регламентировать. Но если закон будет принят в первоначальном варианте, я его буду выполнять.
Даже зная о том, что 80% предприятий, в том числе и промышленных, которые находятся на оккупированных территориях, зарегистрированы в Украине и платят нам налоги? Даже понимая, что если будут прекращены поставки их марок угля на наши ТЭЦ, то экономика страны просто ляжет? О чем, кстати, в кулуарах ток-шоу признаются сами депутаты БПП, защищающие закон.
Я готов пройтись по всей цепочке, обозначив и для региона, и для страны все риски. Готов сформулировать свою позицию — дайте немного времени — и вести переговоры и с народными депутатами, и с правительством. Но если они не прислушаются, я все-таки буду вынужден выполнять этот закон.
Уверена, что когда вы принимали решение и согласились стать губернатором, вы уже знали, каким образом решить проблему пропускных пунктов и контрабанды в регионе. Тем более в генпрокуратуре вы занимались похожими вопросами.
Контрабанда — это та же коррупция, и последние полгода я действительно занимался этим вопросом. Думаю, мне хватит знаний и сил повлиять на ситуацию и, если не ликвидировать ее полностью, то минимизировать насколько это возможно. Повторяю: если какие-то поставки продукции есть, они должны быть официальными. Согласно решению Кабинета министров. Если такого решения нет, то и поставок не может быть.
Более полугода о происходящем на блокпостах и пропускных пунктах, о многотысячных таксах за фуру знает и Кабмин, и премьер, и генпрокурор, и руководители всех силовых структур. И президент. Хотите сказать, что у вас есть рычаги влияния на перечисленные институты власти? Или вы как Геннадий Москаль собираетесь лично останавливать фуры?
Можно, конечно, и как Москаль… Однако, думаю, что таким образом потоки не остановить. Поэтому моя задача — заставить правоохранительные органы выполнять свои прямые обязанности на территории области. Для этого есть МВД, СБУ и военная прокуратура. Я собираюсь работать в этом направлении.
В отношении срыва областью строительства оборонительных сооружений, о чем говорил президент, но потом все-таки признал ряд проблем с качеством, вы уже сформировали свою позицию?
За последние недели в области были сделаны серьезные шаги в этом направлении. Оставшаяся треть сооружений будет готова через две-три недели. Проблема здесь не в Кихтенко. Сооружения строят и Волынь, и Львов, и другие регионы. Боюсь, что и от меня здесь не будет слишком много зависеть.
Что касается качества оборонительных сооружений, то ситуация обсуждалась. Это ж не просто так все из воздуха возникло. Военный институт разработал технологии и утвердил проект. По этому проекту и строили. Это не ноу-хау губернатора или еще кого-то. Я сам воевал. И мы обязательно апробируем эти огневые сооружения. Чтобы понять, как они построены, и можно ли там солдату воевать без последствий для здоровья. Будем работать.
В команде с кем вы собираетесь работать? У вас уже есть какие-то наметки по людям?
О решении президента я узнал за день до назначения. Поэтому, как вы говорите, пока есть только наметки. До понедельника я еще в Киеве, и как раз буду заниматься этим вопросом. С понедельника начнется работа в регионе. Там нужно навести порядок. На самом деле весьма просто рассказывать, что кто-то не так воюет, не так ведет себя с людьми или что-то еще… Я человек действия, хочу не говорить, а делать.
Таким образом, вы намекаете на то, что ваш предшественник Кихтенко говорил, а не делал?
Я ни на что не намекаю. Вы же сами говорили, что много слов о контрабанде и других моментах. На самом деле, когда меня представляли, я почувствовал, что Кихтенко очень сильно уважают. Было много аплодисментов и добрых слов. Поэтому мне ли сейчас говорить о том, что он не сделал?.. Сделал так, как смог. Но я буду делать немного по-другому.
В чем по-другому? В чем, по-вашему, была основная ошибка Кихтенко?
Думаю, что для его отставки были как субъективные, так и объективные причины. Однако к такому итогу, как мне кажется, привели именно причины субъективные. Но он старался. Его нужно поблагодарить. Что касается меня, то самое страшное для человека, который приходит после, начинать критиковать своего предшественника. Сначала сделай лучше, а потом говори.
Я собираюсь сконцентрироваться на работе правоохранительных органов, на экономике неоккупированных территорий. Необходимо также работать с людьми. Чтобы "вата", которая у них сейчас в голове, постепенно исчезала, и они снова почувствовали себя украинцами. Это касается и тех, кто живет на оккупированных территориях. (Пожалуй, то самое место в разговоре, где мне сильно хотелось поправить сленг вступившего в полномочия губернатора. Ради его же будущего диалога с жителями региона. — И.В.).
Павел Иванович, а с премьером вы собираетесь работать? Вы вообще обсуждали с Арсением Петровичем формат взаимодействия? Раз в неделю или раз в год?
Я понимаю вашу иронию. Нам придется налаживать тесное сотрудничество. Когда мы летели сюда в вертолете, пытались говорить. Однако стоял такой гул, что нам в ближайшее время придется встретиться и обсудить много вопросов. Мы договорились уже о совместном совещании. Вообще я уверен, что мне удастся наладить четкий формат сотрудничества и с премьером, и с президентом. Скажу больше: сразу после того, как Кабмин принял решение рекомендовать меня на этот пост, мне сразу же перезвонили и сказали, что в ближайшее время мы встретимся и обсудим план нашей совместной деятельности. Вице-премьер Геннадий Зубко также уже дал обещание приехать вскоре в регион и начать взаимодействие. И я весьма надеюсь, что и премьер, и президент заинтересованы в том, чтобы Донецкая область — ее неоккупированная часть — развивалась, а оккупированная чувствовала, что она — часть Украины.
На самом деле у меня большая личная жизненная история отношений со многими представителями власти, поэтому, полагаю, в этих вопросах проблем у меня не будет.
Не думаю, что в целом система управления и подбора кадров цивилизованного государства может основываться на подобном фундаменте — близком знакомстве. Поэтому скажите, Павел Иванович, во всей этой, только начинающейся для вас, истории вы намерены быть человеком президента, или все-таки — государства?
Как любой нормальный человек, я сын своих родителей. И ничьим другим быть не могу. Слава Богу, крепостного права у нас нет. Мы знакомы с президентом более 15 лет. У нас действительно товарищеские взаимоотношения. И по многим вопросам — мы единомышленники. Но есть закон, есть государство. И губернатор, и президент служат им, а не кому-то лично. Что касается меня, то я служить бы рад, прислуживать не буду.
Коментарі — 0