Итак, Виктор Янукович принял, пожалуй, самое противоречивое решение за время своей президентской каденции.
Согласно подписанным в Харькове украинским и российским Президентами соглашениям, Черноморский флот России останется в Крыму до 2042 года, за что Украина получит 30% скидку на российский газ на 10 лет.
Кроме того, Москва
Оппозиция уже встала на дыбы и заявляет о сдаче Януковичем национальных интересов, созывая на субботу внеочередное парламентское заседание. Провластные политики не перестают рассказывать об экономической выгоде и мудрости решения украинского Президента.
Своими оценками украинско-российских договоренностей, причин и последствий такого шага для страны в целом и президента в частности с «Главкомом» поделились известные украинские политологи Владимир Фесенко, Алексей Гарань и Михаил Погребинский.
{1-}
-- Владимир Фесенко, руководитель Центра политического анализа «Пента»
Украина разрешает России оставить Черноморский Флот в Крыму до 2042 года, а сама получает скидку цены на газ на 10 лет. Это не совсем эквивалентно. Россия однозначно выигрывает больше. Точно так же и в 2009 году Россия переиграла Украину на газовом поле. Сделка ассиметрична.
Украинская экономика выигрывает от договора в краткосрочной перспективе. Снижение цены на топливо сейчас выгодно и договоренности Президентов не несут прямой угрозы национальным интересам. Но срок продления пребывания Черноморского флота является достаточно серьезной проблемой. Это вызовет серьезную политическую дискуссию, причем в очень острой тональности. Оппозиция резко выступит против, часть общества также этого не воспримет.
Выгода для нас, как говорит Янукович, 40 миллиардов долларов. Но Россия также выигрывает не один десяток миллиардов долларов. Они не беспокоятся о месте пребывания флота.
Украина выигрывает экономически всего на 10 лет, а Россия и политически, и экономически – на 32 года. Поэтому подбить баланс здесь очень сложно. Нельзя перевести в единую единицу измерения цену сделки для Украины и России.
Хотя и мы политически можем кое-что получить. Дружественный характер отношений с Россией и пребывание ее флота в Крыму могут снять проблему пророссийских сепаратистских настроений на полуострове. Ведь они обостряются только тогда, когда начинается разыгрывание антироссийской карты. Вот при Ющенко это произошло, ведь Кучма практически снял крымскую проблему или заморозил, как говорят другие. Нынешнее соглашение снова временно снимет проблему. Но через некоторое время, в случае смены власти, тема крымского сепаратизма вновь может подняться.
Если все это взвесить, то договоренности Президентов можно оценить так – это тактическая выгода Украины, и стратегическая победа России. Она застолбила Крым как площадку для ЧФ.
Думаю, других скрытых мотивов, кроме снижения цены на газ для Украины, Виктор Янукович подписывая договор, не имел. Это для него сейчас главная тема. Если бы договаривался Ющенко или Тимошенко, то для них поднимать тему российского флота было рискованно. Для Януковича эта тема не конфликтна, для него это вообще не повод для дискуссии. Россияне это хорошо понимали и переиграли украинскую сторону. Они предложили сделку, по которой Украине не нужно было платить экономическую цену, а только политическую.
Для избирателей Партии регионов – это не вызов и не сдача национальных интересов, потому для Януковича сделка и не выглядела драматичной жертвой.
Я так понимаю, что согласно Конституции, международный договор, подписанный президентами, должен быть ратифицирован Верховной Радой. Большинство для ратификации в парламенте есть. Не думаю, что коммунисты или литвиновцы будут категорически против. Плюс завербуют еще и отдельных депутатов.
В глазах своих избирателей власть укрепится. Критические настроения лично к Януковичу возрастут у той части избирателей, которая его не принимала, но и не очень критически относилась. Эти люди думали, что он будет проводить умеренную политику и сохранять курс на евроинтеграцию. Теперь для значительной части посторанжевого электората Янукович станет раздражителем. Уровень критических настроений к нему возрастет. Важно будет посмотреть, как поведет себя колеблющаяся, центристская часть украинских избирателей, возрастет ли негативное настроение у них.
Скорее всего, сейчас мы увидим возрастание поляризации в отношении к Януковичу. Если в первый месяц президентства Виктору Януковичу удалось расширить число сторонников и уменьшить количество противников, то сейчас сторонников меньше намного не станет, но противников значительно прибавится.
Для оппозиции тема флота станет серьезным раздражителем. В определенном смысле это для нее подарок. С этой точки зрения я не исключаю бурного рассмотрения вопроса в парламенте, вплоть до блокирования его работы. Оппозиционеры смогут играть на этом очень долго, ведь вопрос Черноморского флота очень чувствителен для национал-демократов.
{2-}
-- Олексій Гарань, науковий директор Школи політичної аналітики при НаУКМА:
Коли я вперше почув про цю угоду, я навіть не повірив, що таке відбулося. Інколи Партія регіонів дійсно нас вражає. Наприклад, ще коли перед виборами в маси закидався сценарій відносно формування коаліції «тушками», всі аналітики казали: ні, це неможливо. Виявилось, що можливо…
У даному випадку ми, знову ж таки, маємо справу з цинічною здачею стратегічних інтересів України. Я розглядав варіант про те, що щось подібне може відбутися, але все-таки не одразу, а в результаті якогось процесу переговорів, зміниться щось в українсько-російських стосунках в цілому, наприклад, Україна отримає якісь додаткові гарантії безпеки.
Те, що відбулося зараз, – це дуже цинічний обмін дешевшого газу на стратегічні інтереси держави. Причому ми розуміємо, що від цього виграє не тільки країна, а ще й власники заводів, які належать представникам Партії регіонів. Інакше кажучи, стратегічні інтереси України обмінюються на комерційний зиск…
У даному випадку можна говорити про те, що Росія просто вдало використовує ту ситуацію, яка є в Україні. І очевидно, що на заваді тіньового проникнення Росії в Україну зараз фактично не стоятиме ніхто – тому що, знову ж таки, СБУ очолює бізнесмен, який сам мав комерційні інтереси в Росії.
Зараз значна частина аналітиків говорять про те, що Янукович дуже легко йде на поступки Росії. Адже при нинішній світовій економічній кон’юнктурі, оскільки «Газпром» втрачає свої позиції в Європі і сам знаходиться у непростій ситуації, якраз були всі можливості для того, щоб Україна використала це в процесі переговорів. Зараз же ситуація виглядає так, що українська сторона готова просто здавати все, що можливо…
Конституція України передбачає можливість перебування іноземних військових баз на території України: вона прописана у Прикінцевих положеннях. Тому я думаю, що наш Конституційний суд після свого відомого цинічного рішення про формування коаліції легко може сказати, що ще 25 років перебування Чорноморського флоту в Севастополі – це тимчасове перебування. Чому ні?
Якщо справа дійде до ратифікації цієї угоди в парламенті, то, думаю, 226 голосів Партія регіонів матиме. Інша річ, що це дійсно відкриє для опозиції широкі можливості для критики дій влади. В принципі, опозиціонери вже зараз накопичили багато приводів для такої критики. Більше того, часом у мене складається враження, що Партія регіонів чи не навмисно підставляється під таку критику, зробивши цілу низку провокуючих чи дражливих кроків буквально «на рівному місці». Можливо, свідчить про самовпевненість регіоналів, про те, що вони розраховують легко поставити під контроль ЗМІ та ліквідувати свободи, які має громадянське суспільство зараз.
Однак фактом залишається те, що опозиція зараз отримає можливості для контргри. І мені здається, що опозиція повинна виступати менш емоційно, але з дуже чітко підібраними аргументами, які могли б виявитися зрозумілими для людей.
Адже абсолютно очевидно, що Партія регіонів зараз робитиме наголос на тому, що Україна завдяки цій угоді отримала дешевший газ і за рахунок цього можна буде не піднімати ціни на газ для населення та забезпечити економічний підйом. Зрозуміло, що якщо ми пройшли дно кризи, то цей підйом і так був би неминучим. Але Партія регіонів скаже: «Пришла весна, наступит лето, спасибо партии за это!»
І тут справді перед опозицією постане питання про те, як пояснити людям, що національні інтереси за гроші не здаються. Можливо, тут потрібно буде звертатися д оприкладу Прибалтики та східноєвропейських країн, які пішли на такий крок, як виведення звідти радянських і російських військ. Очевидно, саме це має слугувати за приклад Україні.
{3-}
-- Михаил Погребинский, руководитель Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
Я не вижу никакой трагедии в том, что Черноморский флот будет оставаться на территории Украины. Конечно, надо вникать в детали: есть ли какие-то компенсаторы для Севастополя, какие обязательства ставятся перед российской стороной по социалке, экологии и всему прочему. Но с геостратегической точки зрения я думаю, что это – некое закрепление нового статус-кво, которое образовалось после победы Обамы на президентских выборов в США, после запуска перезагрузки российско-американских отношений и абсолютно внятных акцентов представителей Старой Европы о желательности максимально благоприятного сотрудничества Европы с Россией.
Все это, а также то обстоятельство, что Украина находится в трудном положении, в конечном итоге, и дало нам такой результат. Меня он, например, нисколько не огорчает. Я понимаю, что Черноморский флот никому не угрожает – не только потому, что он по определению не должен никому угрожать, но еще и учитывая его потенциальные возможности. То есть, он не может даже всерьез рассматриваться как некая оппозиция флоту не то, что НАТО, но даже флоту одной Турции.
Поэтому мне кажется, что продление срока его пребывания в Севастополе очень важно для России с символической точки зрения. Сегодняшний договор переводит наши отношения в формат благоприятного сотрудничества. Если посмотреть на это с такой точки зрения, то раз Украина готова учитывать некие российские символические значения, то от России тоже было бы справедливо ожидать учета неких украинских символических вещей. Есть ли готовность их предъявить – это другой вопрос. Я считаю, что надо было об этом подумать. Но вот поскольку непосредственно украинскую символику понимают мало, то в качестве ответного шага по учету российских символов выступает существенная скидка по цене на газ.
Формальных причин, по которым это соглашение могло бы считаться незаконным, я не вижу. По всей видимости, нужно будет составить какие-то дополнения к существующему украинско-российскому договору, потому что наша Конституция не запрещает продление срока пребывания Черноморского флота. Ведь здесь все зависит от политической воли. В Конституции есть конфликт двух норм: с одной стороны, позиция о том, что на территории Украины не должно быть иностранных военных баз, а с другой – ее Переходные положения разрешают пребывание уже имеющейся базы и даже предусматривают механизм продления этого пребывания.
Коментарі — 0