В Крыму поднимается волна ваххабизма

    На Украине ваххабитов больше, чем в Чечне.
    «На Украине ваххабитов больше, чем в Чечне. Эта зараза распространяется по всему миру. Очень многие фанатики проходят через вашу страну. И если вы не будете бороться с этим явлением, завтра-послезавтра они натворят у вас то же, что сделали в Чечне», — заявил украинским журналистам президент Чечни Рамзан Кадыров.Крымска умма (исламское сообщество) —
    • «Известия в Украине»
    • 19 Липня, 2010, 08:26
    • Розсилка

    На Украине ваххабитов больше, чем в Чечне.

    «На Украине ваххабитов больше, чем в Чечне. Эта зараза распространяется по всему миру. Очень многие фанатики проходят через вашу страну. И если вы не будете бороться с этим явлением, завтра-послезавтра они натворят у вас то же, что сделали в Чечне», — заявил украинским журналистам президент Чечни Рамзан Кадыров.

    Крымска умма (исламское сообщество) — это около 300 тысяч человек. Это 13 процентов населения полуострова, остающегося постоянно «подогреваемой» точкой Украины. О пришествии в Крым волны ваххабизма «Известия» писали в конце 90-х. Тогда на полуострове распространялись листовки лидера террористов Зелимхана Яндарбиева о том, как «Крым нужно женить на Чечне», в крымских санаториях лечились раненые чеченские боевики, а центры ваххабизма чуть ли не легально действовали в районах Симферополя и Судака.

    Теперь, похоже, история повторяется. О появлении ваххабитов на полуострове говорит и крымско-татарский меджлис. А украинские депутаты утверждают: возникновение в Крыму исламских террористов может стать не только горем для умма, но и началом раскола Украины.

    ________________________________________

    Глава крымских татар Мустафа Джемилев: Большинство ваххабитов — граждане Украины

    известия: Чем спровоцирована этническая напряженность в Крыму?

    мустафа джемилев: Я думаю, что причина сегодняшних противоречий — в стремлении построить жесткую вертикаль власти. В ее высших эшелонах есть одиозные фигуры, отличившиеся жесткостью по отношению к крымским татарам, отстаивающим свои земельные права. Есть и те, кто открыто оправдывает сталинские депортации и делит народы Украины на хороших и плохих. Были даже заявления, что крымские татары готовят второе Косово. После подобных высказываний шовинистически настроенные силы полуострова буквально завелись. Так откровенно провоцировать их нельзя.

    и: А как же быть с убийством русского ребенка крымским татарином?

    джемилев: Это не был фанатик. Психически нездоровый человек зарезал малыша, а те, кому это было выгодно, преподнесли это горе как межэтническое убийство. Я думаю, если человек болен или просто негодяй, нет разницы, какой он веры или национальности.

    Сейчас обстановка на полуострове очень тревожная. В ближайшее время может быть парализована работа Верховной Рады Автономной Республики Крым, сталкиваются интересы различных кланов — местных и пришлых.

    Кроме того, нам грозят тем, что татары не будут представлены во власти. Нас и так 13% от населения Крыма, а в структурах власти и того меньше. Мы пытаемся объяснить, что крымские татары — коренной народ, мы должны иметь возможность отстаивать свои интересы во властных структурах.

    Проблемы есть и политические, и социальные, и административные. У нас до сих пор не решен вопрос о выделении земли, есть сложности с обучением на родном языке, число татар с высшим образованием быстро сокращается.

    и: Откуда взялась информация о пришедшей в Крым волне ваххабизма, если крымские татары настроены на мир?

    джемилев: Это связано с вопросами образования, и мы сами отчасти в этом виноваты. В исламе всегда были разные течения, есть они и у нас — и ваххабиты, и хабашиды... Вначале представителями агрессивных мусульманских направлений были приехавшие из арабских стран проповедники и арабские студенты, но сейчас большинство ваххабитов — граждане Украины.

    В момент возвращения крымских татар на свою историческую родину общая религиозная грамотность находилась на очень низком уровне, хотя практически все считали себя мусульманами. Тогда татары отправляли своих детей учиться в арабские страны по программам помощи единоверцам. Ехала татарская молодежь и туда, где ваххабизм был государственным. Возвращаясь на родину, молодые люди приносили на полуостров новое мировоззрение.

    На начало 2010 года на территории Крыма зарегистрирована 341 мусульманская религиозная организация. Среди них встречаются и сторонники агрессивных направлений. Под Симферополем есть поселок Фонтаны, где больше всего приверженцев агрессивных мусульманских течений. Есть даже сторонники строительства некоего всемирного халифата. Они всерьез говорят о всемирном господстве, хотя суры цитируют невпопад. Когда такие люди появляются в мечети, то прочие мусульмане либо должны вступать с ними в полемику, либо прекращать ходить в такие мечети. Обычно выбирают последнее.

    До недавнего времени у нас работал человек, который стимулировал создание независимых религиозных общин. Его задачей было ослабить крымских татар, чтобы они не были монолитной силой. А то, что расцвет тоталитарных сект представляет угрозу не только для крымских татар, но и для всего общества в целом, в расчет не бралось.

    и: Говорят, недавно вам пришлось противостоять внутренней экспансии, когда в мечетях хотели сменить имамов.

    джемилев: Молодые люди с другой идеологией организованно приезжали в какую-либо мечеть на молитву и ставили вопрос о соответствии имама занимаемой должности. Затем проводили голосование за то, чтобы сменить имама на своего представителя. Противостоять пришельцам местные люди оказались не в силах.

    В этой ситуации мы вынуждены были принять положение, согласно которому все мечети переходят под попечительство крымского муфтия, а смена имамов без согласования с Духовным управлением невозможна. Если бы мы пошли по другому пути, то возникли бы центры, где, кроме религиозных, обсуждались бы политические события, связанные, например, с Ираком или Афганистаном.

    и: Какого духовного лидера украинских мусульман вы считаете наиболее легитимным?

    джемилев: У наших мусульман нет единства. Сегодня существуют сразу три центра: киевский, донецкий и симферопольский. Хотели провести всеукраинский съезд, избрать главного духовного лидера, но к единому мнению так и не пришли. Как мне кажется, решающее слово будет за Крымом, поскольку именно на полуострове сконцентрировано больше всего общин. Духовное управление мусульман Крыма избирается регулярно на съездах тайным голосованием. Оно наиболее влиятельное.

    ________________________________________

    Экс-спикер Крыма Леонид Грач: В Крыму прижился мусульманский экстремизм

    известия: Президент Чечни Рамзан Кадыров заявил, что в Крыму ваххабитов больше, чем в самой Чечне. Это действительно так?

    леонид грач: Я уже давно говорил об опасности ваххабизма. Я думаю, что неспроста вдруг Кадыров заговорил о мусульманском экстремизме в Крыму. Нам хотят напомнить, что бомба под названием ваххабизм в любой момент может сдетонировать.

    Крым — очень сложный регион с точки зрения религиозных, геополитических и межэтнических отношений. Чеченские боевики имели возможность обосноваться в Крыму уже давно. Но если в 2000—2003 годах справиться с ваххабизмом на полуострове еще было можно, то теперь эта опасность уже прижилась, избавиться от нее будет очень непросто.

    и: Кто дестабилизирует Крым?

    грач: Политика дестабилизации велась Киевом практически без перерыва в течение последних пяти лет. Несмотря на смену власти, положение пока особо не изменилось. Были нарушены конституционные полномочия Автономии, это привело к внутренней политической нестабильности региона.

    У каждого региона есть своя особенность, в том числе и своя «элита», к которой прислушиваются жители. Приезжие чиновники не знают местных людей, обстановки, особенностей края, где издавна сосуществовали разные этнические группы. Принцип «все и сразу» в Крыму не действует. Крым — регион, находящийся в турбулентном состоянии. С одной стороны — это часть Европы, с другой — ворота в Азию. Здесь нужны очень осторожные, бережные, продуманные методы управления. Главное — не давать повод для активизации ваххабитских сил, которые окопались в Крыму. Эти силы давно и серьезно вели подготовку кадров, чего только стоят их учебные заведения.

    и: Вы имеете в виду медресе?

    грач: Нет,религиозные школы это еще полбеды. Например, на улице Мокроусова, в центре Симферополя, где готовят чтецов Корана, действуют активисты-ваххабиты. Но против них никто меры не предпринимает. Если обратиться к истории вопроса, то следует вспомнить центр подготовки ваххабитов на горе Ай-Петри.

    Есть и еще одна деталь. Президенты Украины считали ваххабизм и меджлис чуть ли не синонимами. Но теперь и меджлис, и многие имамы отмежевываются от экстремистов. Если вначале ваххабиты действовали исключительно против иноверцев, то сейчас они начинают вытеснять из общин мирных мусульман. Были попытки отодвинуть в сторону и меджлис. Он же отдает себе отчет, что если на почве межконфессиональных отношений взорвется ситуация в Крыму, то крайними окажутся крымские татары. А они в большинстве хотят спокойной жизни. В этой ситуации у нынешнего украинского президента есть все шансы стать первым, кто исправит крымскую ситуацию.

    и: Вы считаете, что ваххабиты смогут влиять на Крым?

    грач: Несомненно. На шее Крыма висит петля, которую только осталось затянуть. Геополитическая целостность Украины сейчас зависит от Крыма. Стоит ему отколоться, как мы сразу получим множество горячих точек. Крым — территория, где сходятся интересы России и Украины. Полуостров становится центром, где ваххабиты будут сеять вражду между нашими странами. Не исключено, что мусульманские экстремисты будут солидаризироваться с украинскими националистами.

    и: Вам известны главные очаги ваххабизма в Крыму?

    грач: Как ни парадоксально, самый центр экстремизма находится в Симферополе. Действуют центры в Бахчисарайской, Ялтинской и Сакско-Евпаторийской зонах.

    Как вам это?

    Муфтий Украины шейх Ахмед Тамим:

    В Крыму религия тесно связана с политикой. В исламском мире существуют религиозные центры, каждый из которых стремится распространить свое влияние на умму — мусульманскую общность. За последние два десятилетия ислам стал реальным фактором общественной жизни на полуострове. Сейчас в Крыму в умме насчитывается около 300 тысяч мусульман. В первый период обустройства крымско-татарского народа на родине его взоры были обращены в сторону мусульманских государств, в первую очередь — Турции и арабского Востока. За редким исключением, крымско-татарские общины так и не стали самодостаточными ячейками мусульманской религиозной структуры.

    Коментарі ()
    1000 символів залишилось
    НАЙПОПУЛЯРНІШЕ