Оказалось, что Виктор Федорович – это тот же Виктор Андреевич, и наоборот...
При всем желании нынешней власти максимально дистанцироваться от своих предшественников скрыть их впечатляющую схожесть не получается. В некоторых новостях о деятельности Президента страны можно смело менять фамилию главы государства, ретушировать дату – никто и не догадается о подвохе. С каждый днем список общих деталей на политических портретах двух властей пополняется все новыми пунктами, а президентство Виктора Януковича все больше напоминает дежа вю по пребыванию на Банковой Виктора Ющенко. Куда приведет Виктора Федоровича путь, по которому Виктор Андреевич сначала отошел на маргинес украинской политики, а затем – спустился на дно рейтинговой пропасти?
-- «Мы наш, мы новый мир построим»
Обе власти – и Ющенко и Януковича – начали свой путь с отрицания любых положительных черт своих предшественников. В заявлениях видных членов команд обоих Президентов отчетливо прослеживалось стремление представить приход «своего» главы государства началом новой, разумеется, светлой эпохи в развитии Украины – в противовес темным, смутным временам, еще так недавно царившим в стране. Подтверждали обе власти определяющую роль своего воцарения примерно одинаковыми способами.
Во-первых, объектами их пристального внимания становились школьные учебники истории. «Ющенковцы» «по многочисленным просьбам трудящихся» ввели в новоизданные книги довольно пафосные параграфы, посвященные Оранжевой революции. В 2010-м за переписывание учебников взялись у Януковича. Оставить описания событий 2004-го года в неизменном виде новая власть не могла: обвинения в фальсификации президентских выборов не добавляли вистов имиджу новоизбранного Президента. Дописать в учебники новый параграф о «развале экономики страны преступной кликой Ющенко–Тимошенко» не представлялось возможным: причастность Януковича и его команды к политическим и экономическим процессам в стране на протяжении последних лет была слишком явной, чтобы просто о ней умолчать. Посему было принято изящное решение: вообще исключить изучение событий самого недавнего прошлого из школьной программы – якобы для того, чтобы позже оценить эти события с исторической перспективы.
Во-вторых, и Ющенко, и Янукович подвергли символичному обновлению сами институты украинской власти. Наиболее ярко эти «новации» выразились в переименовании не прописанного в Конституции околопрезидентского органа. Сначала Ющенко переименовал кучминскую Администрацию в Секретариат (формально – чтобы демонополизировать влияние Банковой на процессы в стране). Затем Янукович поменял вывески на своем офисе обратно (в кулуарах поговаривали, что таким образом новый глава государства давал понять местным администрациям, что с этого момента все они «ходят» под главной Администрацией в стране).
В-третьих, обе «новые власти» выгодно подчеркивали собственное величие на фоне низости и бездарности предшественников инициированием масштабнейших политических и экономических проектов, заведомо не имеющих шансов на реализацию. Но если инициатива тогдашнего вице-премьера Олега Рыбачука немедленно подать заявку на вступление в Евросоюз была воспринята имеющими чувство юмора украинцами как милая шутка, своеобразное проявление описанного Сталиным головокружения от успехов, то предложение Виктора Януковича провести в Карпатах зимнюю Олимпиаду-2022 чревато многомиллионными тратами из госбюджета, уже начиная со следующего года.
Ну, и наконец, если эти примеры кажутся вам неубедительными, то вспомним, с каким рвением обе «новые власти» отменяли итоги «нечестного» отбора на Евровидения 2005 и 2010 годов, проведенного их предшественниками, заявляя, что это – только начало крестового похода против коррупции и всевозможных злоупотреблений. Опираясь на опыт пятилетней борьбы за торжество законности в исполнении предыдущего Президента, можно с достаточно большой долей уверенности утверждать, что восстановление справедливости относительно певицы Алёши станет самым весомым антикоррупционным достижением и команды Виктора Януковича…
-- «Есть человек – есть проблема»
Словно под одно лекало выстраивали команды Виктора Ющенко и Виктора Януковича отношения со своими оппонентами. Сначала оба Президента заявили о полном отсутствии намерений преследовать вчерашних противников по политическим мотивам. А потом… одним махом, на протяжении считанных недель отправили в отставку тысячи госслужащих высшего и среднего звена. Что характерно, от увольнений ни в 2005-м, ни в 2010-м зачастую не спасала даже лояльность, которую украинская бюрократия изо всех сил демонстрировала в адрес власти…
Следующий этап в отношениях между властью и оппозицией в обоих случаях тоже был одинаковым: открытие уголовных дел на сегодняшних противников власти в связи с их вчерашними злоупотреблениями. В большинстве случаев почему-то следователи хватались за какую-то мелочевку, не имеющую перспективы перерастания в действительно серьезное уголовное дело. Так, Юлию Тимошенко вызывали в Генпрокуратуру для дачи показаний по закрытому четыре года назад делу о попытке подкупа судей. Юрию Луценко «шьют» злоупотребления на сумму в целых 40 тысяч гривень. Поразительно напоминает попытки обвинить Дмитрия Табачника в музейных кражах или Михаила Папиева – в закупке бракованных очков для ветеранов, не правда ли?
Впрочем, если речь заходила об обвинениях посерьезнее, то и тут особого разброса тем не наблюдалось: обе власти в первые месяцы своего правления вступили в борьбу за информпространство, конкретнее – за частоты, на которых вещали оппозиционные по отношению к ним телеканалы. Отличие одно – в 2005-м под удар хотя бы не попадали рядовые члены Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания...
Другое дело – отношения к мелким шалостям представителей собственной команды. А то и семьи. И Виктор Янукович, и Виктор Ющенко непосредственно перед заходом на Банковую клятвенно обещали поднять на стяги борьбу с коррупцией и, в первую очередь, не дать красть собственному окружению. Один из украинских Президентов в присущей ему манере обещал публиковать налоговые декларации всех высоких должностных лиц «до третьего колена», другой в не менее характерном тоне грозил провинившимся отрывом конечностей.
Однако это не помешало первому заявлять министру внутренних дел: «Тот, кто входит в мой кабинет в галстуке, сидеть в тюрьме не будет» (факт такого заявления Ющенко, насколько известно, до сих пор не опроверг), а второму – закрывать глаза на такие мелочи, как, например, полуторамиллионный чартер первого вице-премьера в Китай или раздача десятков бюджетных миллионов преприятиям, близким к собственным соратникам.
Отметим, что первые лица государства нередко сами показывали подчиненным примеры наплевательского отношения к закону. Именно скандал, связанный с роскошным образом жизни Андрея Ющенко, стал первым сигналом о неадекватности антикоррупционных обещаний его отца, тогдашнего Президента. Однако телефон и автомобиль Ющенко-младшего – это сущий пустяк с «межигорской аферой» Виктора Януковича.
«Закон один, но не для всех» – эту фразу впору уже выгравировать над центральными входами в здания высших органов государственной власти.
Чуть ли не единственное, что в этом отношении радует, так это то, что обе властные команды, несмотря на все бравурные заявления их представителей, отнюдь не были и не являются монолитными. Стычки внутри этих коллективов зачастую перерастают в громкие скандалы с отставками членов Кабмина, и это хотя бы дает простым украинцам надежду на существование внутри власти хотя бы зачатков некоей извращенной, но все же системы сдержек и противовесов. Так, и «коррупционный скандал», связанный с обвинениями покойного Александра Зинченко в адрес ближайших соратников Президента Ющенко, и показательное увольнение Нестора Шуфрича с последовавшими затем выпадами экс-главы МЧС в сторону Сергея Левочкина и Валерия Хорошковского убедительно показывают, что при всем желании группы людей, находившиеся или находящиеся у власти «командами» в классическом понимании этого слова назвать нельзя.
-- В борьбе за избирателя
Разбираясь с политическими противниками, ни «ющенковцы», ни «януковичи» не ограничивались только точечными уколами оппозиционных лидеров. В той или иной степени и первые, и вторые прилагали усилия для того, чтобы подорвать силы-антагонисты «снизу», рассеять их электоральную монополию в симпатизирующих им регионах страны.
Скажем прямо, у «ющенковцев» это получалось хуже. По некоторым сведениям, сначала они, пользуясь отсутствием в стране (и в ее информпространстве) Виктора Януковича, пытались создать партию, способную составить конкуренцию «Регионам» на востоке – ею якобы должна была стать «Трудовая Украина», на посту лидера которой Сергея Тигипко очень кстати сменил Валерий Коновалюк. Однако в силу целого ряда причин этот план так и не был реализован, а «оранжевые» сконцентрировались на дрязгах за центрально- и западноукраинский электорат между собой.
Ошибки предшественников были в полной мере учтены регионалами. Если верить нынешним оппозиционерам, то нынешняя тактика «бело-синих» по отношению к нелояльному электорату состоит, во-первых, в клонировании отдельных организаций партии «Батькивщина», во-вторых, в избирательном финансировании политических сил, способных максимально «развести» оппозиционных избирателей и перессорить их между собой.
Если уж речь зашла об электоральной тактике Ющенко образца 2005 года и Януковича-2010, заметим, что оба этих политика не решились на проведение парламентских выборов на пике своих рейтинговых показателей. Именно отказ от перевыборов Верховной Рады в начале 2005-го, когда рейтинг доверия к Ющенко заметно превышал 50%, впоследствии называли главной ошибкой предыдущего Президента Украины. Формальных оснований для роспуска парламента четвертого созыва у главы государства тогда не имелось, однако политическое решение об этом, думается, не столкнулось бы со сколь-нибудь значимой критикой внутри страны да и за ее пределами.
Вполне мог идти на досрочные выборы Рады вскоре после своего триумфа на президентской кампании и Виктор Янукович: тем более что законные основания у него для этого складывались. Коалицию, состоящую из фракций, как того требовала Конституция в редакции 2004 года до более чем странного решения КС, создать в парламенте не удавалось, и перевыборы Рады виделись вполне логичным выходом из сложившейся ситуации. Опасаясь мобилизации оппозиционного электората, да и просто не желая терять время, у Януковича решили формировать «коалицию тушек». А сегодня – имеют дело со стабильной тенденцией падения показателей Партии регионов (и «подрихтованные», по мнению оппозиции и, на минуточку, Госдепа США, результаты недавних местных выборов слабо обнадеживают в свете экономических трудностей, с которыми, вполне вероятно, в ближайшее время столкнется Украина). Да еще и, как на зло, ни одну завершившуюся успехом реформу избирателю предъявить в ближайшие месяцы не получится. Не назовут ли отказ от проведения выборов в 2010-м главной ошибкой Президента Януковича? Как знать…
-- Зачем нам парламент?
Немало общих черт можно найти и в чисто политической деятельности команд Виктора Ющенко и Виктора Януковича. Прежде всего, оба они даже после избрания на пост Президента не смогли стать полноценными лидерами нации, так и не убив в себе глав отдельно взятой политической группировки. Выражается это, например, в довольно специфичном отношении обоих Президентов к органам государственной власти, находящимся вне пределов улицы Банковой.
Так, и Виктор Ющенко, и Виктор Янукович первым делом после инаугурации оголили тылы собственных фракций в парламенте. Лучшие кадры «Нашей Украины» в 2005-м и Партии регионов в 2010-м ушли в структуры исполнительной властью. В результате – нынешний состав парламента (обескровленный к тому же массовым исходом во власть «оранжевой элиты»), кажется, является самым слабым в истории Украины. Уровень парламентской дискуссии в Раде опустился на невиданные ранее глубины, и страдает сегодня от этого в равной степени и власть, и оппозиция – оба политических лагеря сегодня практически не используют публичную площадку парламента для продвижения собственных инициатив. И, думается, отстроченный эффект от этого больше скажется на власти: ведь это она рано или поздно должна будет предъявить заждавшимся избирателям хоть какие-то реальные достижения…
Тем не менее, если говорить о таком отношении к своим фракциям, то, думается, его корень у обоих Президентов одинаков. Оба они не воспринимают Верховную Раду как самодостаточную платформу принятия решений. И для Ющенко, и для Януковича парламент в институциональном смысле был и остается всего лишь придатком Секретариата или Администрации Президента, обреченным на легитимацию принятых свыше решений.
Но не будем забывать, что даже кажущийся покорным парламент (а назначение премьер-министром Юлии Тимошенко в 2005 году сплотило вокруг себя аж 373 народных избранника) при виде тонущего рейтинга самопровозглашенного капитана проявляет недюжинную строптивость. А способов влияния на разбушевавшийся парламент у Президента, согласно нормам действующей Конституции, крайне мало. Если Янукович в это не верит – может спросить у Леонида Кучмы…
Впрочем, если бы речь шла только о парламенте… Можно еще поспорить, кто более дико смотрится во главе отечественной спецслужбы: выпускник Днепропетровского металлургического института по специальности «Обработка металлов давлением» Александр Турчинов или один из богатейших людей страны Валерий Хорошковский. Или вспомнить, что абсолютно неготовых к работе в единственном органе конституционной юрисдикции в Конституционный суд назначали в равной степени и Ющенко, и Янукович…
Главным принципом кадрового отбора на ответственейшие государственные должности стала не компетентность претендента на кресло, не его карьерный путь и даже не принадлежность к определенной политической силе. Оба Президенты вообще редко обращали внимание на подобные мелочи: больше всего их волновало то, является ли тот или иной назначенец «своим», безоговорочно лояльным, готовым выполнить любое распоряжение кадром. В результате кадровая политика при Ющенко и при Януковиче до боли напоминала наполнение ванны, в которой возлежал Президент, теплой водой. О том, что случится, когда вода остынет, Виктор Андреевич попросту не задумывался, а Виктор Федорович, кажется, просто исключает такую возможность, как будто распоряжением Президента или вердиктом Конституционного суда можно изменить законы термодинамики…
-- Двое из ларца, одинаковы с лица
С другой стороны, а чего мы хотели? И Виктор Андреевич, и Виктор Федорович в равной степени отличаются от символичной фигуры просвещенного монарха, которого представляли во главе идеального государства древние мыслители. И это видно во всем. Один из современных классиков украинской литературы (пускай даже министр образования имеет на этот счет особое мнение) как-то подметил, что наиболее прозападный политик Украины не знает ни одного иностранного языка, а наиболее пророссийский – путает Ахматову с Ахметовой.
Готовы ли эти люди проводить самостоятельную, гармоничную внешнюю политику? Говорящие сами за себя перекосы в этой сфере, которые позволяли себе допускать украинские Президенты на уровне даже не конкретных решений – просто символов, позволяют заподозрить, что таки нет. Нормально ли, что посол США в Украине вручает дипломы выпускникам Академии СБУ? Вряд ли. Чем руководствуются наши власти, стремясь написать новую редакцию историю Украины с плотным привлечением России, чья роль во многих перипетиях отечественной истории слишком уж неоднозначна? Да уж наверно, не национальными интересами.
Настоящее лицо обоих наших Президентов на самом деле спрятано не за елейными речами, написанными спичрайтерами Банковой, а за их живой речью. За отцовским напутствием Андрею Ющенко: мол, поставь свой чек из ресторана «перед мордой журналиста», который вообще-то больше похож на «киллера нанятого». За все время повторяющимися мотивами насилия в речи Виктора Януковича, стремящегося кому-то то руки-ноги повыдергивать, то карманы порезать, то головы пооткручивать…
За громкими словами обоих Президентов очень часто не скрывается ничего конкретного. Например, в середине 2005 года предметом внимания Президента Виктора Ющенко стала скандальная высотка по улице Грушевского 9: от постройки этого дома, мол «все князья переворачиваются». Виктор Андреевич тогда даже допускал возможность сноса этой стройки. На деле же результатом президентской заботы стала разве что легитимация роста высотности проекта: с начальных 15 этажей до нынешних 22-х. Что касается Виктора Януковича, то на его принципиальность и верность единожды данному слову «Главком» уже обращал внимание в своих публикациях. Виктор Федорович уже неоднократно доказывал, что даже самые грозные его заявления можно спокойно пропускать мимо ушей: быть по-настоящему злым и страшным у него получается только тогда, когда рядом находятся телекамеры да журналисты президентского пула…
Да, «оранжевая» и «бело-синяя» власти имеют значительно больше общих черт, чем хотелось бы им обеим. Идя по пути построения «новой страны» Виктор Янукович старается не обходить грабли, по которым до него прошли предшественники. И пускай удары этих орудий труда для него пока не очень болезненны, – сказывается более высокий болевой порог выходцев из шахтерского края плюс до сих пор сохраняющееся состояние аффекта после победы на президентских выборах, – так будет не всегда. Об этом могли бы рассказать Виктору Федоровичу свергнутые с политического Олимпа предшественники, но Президенту и его команде пока что не до них. А когда нынешние триумфаторы опомнятся, вовсе не факт, что сойти с проторенной «оранжевыми» дорожки будет вообще возможно. Но это уже другая история…
Коментарі — 0