Как помочь малому и среднему бизнесу: три идеи для новой власти

Как помочь малому и среднему бизнесу: три идеи для новой власти

У правительства есть возможности задействовать внутренние резервы для наполнения бюджета и борьбы с безработицей

На сегодняшний день, в связи с политической и экономической нестабильностью в Украине, привлечение международного финансирования в страну на данный момент остается под вопросом. Учитывая этот фактор, сегодня крайне необходимо проанализировать, какие внутренние резервы можно задействовать для развития экономики, наполнения бюджета и стабилизации ситуации с безработицей.

В условиях выхода из кризиса, многие развитые страны, такие как Китай, США, Германия, ОАЭ и другие, запускают комплексные программы по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса (далее – МСБ).

При том, что в Украине 98% всех субъектов хозяйственной деятельности - это малый и средний бизнеc, их доля в ВВП составляет не более 15%.

Ниже предлагаются три инициативы, основанные на международной практике поддержки МСБ. Данные инициативы позволят за 2-3 года увеличить долю малого и среднего бизнеса в Украине до 25-30%.

-- Каждый Законодательный акт должен обсуждаться и анализироваться на предмет его влияния на малый и средний бизнес

В 2006 году Европейская комиссия приняла акт под названием «THINK SMALL FIRST». Суть Акта заключается в публичном обсуждение с сообществами предпринимателей (ассоциациями, гражданскими организациями, объединениями предпринимателей) каждого законопроекта, который прямо или косвенно может повлиять на деятельность малого и среднего бизнеса. Также, Акт подразумевает, что до момента принятия новых законодательных норм, необходимо вносить изменения, которые регулируют специальные условия для малых и средних предприятий.

Результат: принятие законодательства с учетом интересов всех сторон;

-- 20% государственных закупок должны приходиться на национальный малый и средний бизнес

К примеру, в Индии существует программа «Government Purchase and Price Preference Policy for MSEs», в соответствии с которой индийские органы власти и государственные предприятия обязаны закупать не менее 20% требуемых объемов продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства. Программой определены 358 товаров, которые могут закупаться только у МСП. Приблизительное количество малых и средних предприятий выросло с 0,4 млн. в начале 70-х гг. до более 12 млн. по данным последних лет. Соответственно, количество рабочих мест в секторе увеличилось с 4 млн. до 30 млн.

Подобное решения приняли и власти ОАЭ (Объединённых Арабских Эмиратов), они одобрили новый законодательный акт о помощи и содействии развитию малого и среднего бизнеса в ОАЭ. Согласно него, федеральные ведомства обязаны приобретать не менее 10% товаров и услуг у микропредприятий, а также у малого и среднего бизнеса.

Ситуация в Украине. Для начала стоит проанализировать: что производит малый и средний бизнес, и в каком объеме? В Украине есть аналитика по производству только экспортно-ориентированной продукции. А что производят малые предприятия, например, в Черновицкой области, никто не знает. Порой доходит до того, что Украина импортирует продукцию за 5000 километров, которая производится в 100 метрах от потребителя.

Результат: поддержка национальных производителей; поддержка импортозамещения; увеличение финансовой стабильности предприятий МСБ.

-- Создание государственного гарантийного фонда

Одной из основных проблем МСБ является доступ к финансированию. Процентные ставки по кредитам, а также требования банков по залоговому обеспечению финансирования не позволяют предпринимателям Украины полноценно использовать данный инструмент. Даже если рентабельность предприятия позволяет покрывать проценты по займу, у большинства малых предприятий полностью или частично отсутствует ликвидный залог.

Создание государственного гарантийного фонда может решить проблему доступа МСБ к банковскому финансированию через инструмент предоставления гарантий банкам на сумму недостающего залога.

Пример: предприятие, которое производит, к примеру, шариковые ручки хочет взять кредит на пополнения оборотных средств. На данный момент, у предприятия есть некое оборудования для производства вышеуказанных ручек, а размещается данное предприятие на арендованной территории. С уверенностью могу сказать, что 99% украинских банков откажут такому клиенту, ссылаясь на то, что он не может обеспечить заем ликвидным залогом.

В то же время, предприятие прибыльное и уровень дохода позволяет ему оплачивать сумасшедшие 25% стоимости заемного ресурса. В случае реализации Гарантийного Фонда, предприятие сможет обратится к нему за предоставлением гарантии для банка на сумму необходимого залогового имущества. С целью облегчения механизма финансовой поддержки субъектов МСБ правительством Японии была создана Корпорация страхования МСП и Ассоциация по гарантированию кредитов, подобные структуры есть в Китае, США и прочих стран.

Результат: возможность привлечения долгового финансирования для малых и средних предприятий.

Автор – Максим Шевчук, координатор проекта развития предпринимательства в Украине «Бизнес-идея»

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: