Война на Донбассе: удар «электрическим веером»
Как и следовало ожидать, разговоры о ненужности угольной промышленности и Донбасса вообще, коими недавно досужую публику развлекали иные «эксперты», оказались неадекватной болтовней
Как и следовало ожидать, разговоры о ненужности угольной промышленности и Донбасса вообще, коими недавно досужую публику развлекали иные «эксперты», оказались неадекватной болтовней. Крайнюю нужность Донбасса вообще и угля в частности Украина уже чувствует в полной мере, а вскоре эта потребность станет критической. Зимой в Украину может вернуться такой рудимент 1990-х годов, как веерные отключения электроэнергии.
Причина — угрожающая нехватка угля на тепловых станциях, которые еще недавно обеспечивали более половины электроэнергетических мощностей страны. Война на Донбассе привела к остановке и разрушению шахт, тепловых электростанций и железнодорожного сообщения, в результате чего запасы угля на станциях и резервы мощностей в энергосистеме страны стали стремительно таять. По ряду оценок, сегодняшних запасов угля хватит максимум до зимы. В связи с этим, уже вовсю обсуждается вопрос о закупках угля за рубежом, но здесь в полный рост встает извечная проблема коррупции и «откатов» на многомиллионных закупках.
26 августа 2014 года вступило в действие распоряжение Кабмина Украины «О принятии временных чрезвычайных мер на рынке электрической энергии». В соответствии с ним, профильное Министерство энергетики и угольной промышленности уведомило областные распределительные энергокомпании (облэнерго) о возможности веерного отключения энергоснабжения бытовых потребителей, то есть населения.
Напомним, что подобные отключения широко практиковались в 1990-х годах по причине хронических неплатежей за энергию, а также из-за бартерных взаиморасчетов, бывших тогда в моде. Отключение абонентов производится для того, чтобы, если говорить упрощенно, привести потребление энергии в соответствие с генерируемой электростанциями суммарной мощностью. Если потребление существенно превысило генерацию, это чревато резким снижение частоты ниже номинальных 50 Герц, перевозбуждением атомных энергоблоков, что чревато авариями ядерных объектов, срабатыванием систем автоматической защиты и другими кризисными явления в единой энергосистеме страны, что на сленге энергетиков называется «развалом системы».
-- Сегодня угля много быть не может
Нынешний кризис энергосистемы вызван прогрессирующей нехваткой угля для тепловых электростанций, работающих на этом виде топлива, а таких ТЭС — подавляющее большинство, и еще недавно они давали чуть более половины всей энергии, производимой в стране. Хотя, напомним, буквально еще в прошлом году страна задыхалась от переизбытка угля, который от долгого лежания на складах утрачивает свои свойства и наносит большой вред экологии. Правда, есть мнение, что виновными в переизбытке «черного золота», в значительной мере, были теневые схемы добычи угля из незаконных шахт-«копанок», уголь из которых «пропускался» по документам через государственные шахты, и при этом еще и дерибанились государственные субсидии угольной отрасли. Кстати, если отсечь нелегальную добычу угля, то вполне возможно, что объемы его добычи, в целом, вполне соответствуют потребностям страны, включая энергетику, металлургию, химию и экспорт, а потому сокращать угледобычу нельзя.
Наконец, угольная промышленность в Украине является важнейшей составляющей энергетической безопасности. Если иные отечественные «умники» этого не понимают, то это хорошо понимают в Москве. Именно поэтому Путин методично уничтожает Донбасс, чтобы лишить Украину значительной части промышленного потенциала и, прежде всего, добычи угля, являющейся составляющей также и независимости как таковой.
На складах ТЭС имеет место дефицит энергетического угля, возникший из-за войны на Донбассе. По оценкам правительства и госкомпании «Укрэнерго», уже в июле запасы угля на электростанциях снизились на 12,6%, а с 25 августа по 1 сентября резервы угольного топлива на складах ТЭС и ТЭЦ уменьшились еще на 1,2% до 2,136 млн. т. Если поставки не будут возобновлены, этого хватит на 30–40 дней. В то же время, для нормального прохождения отопительного сезона необходимо непрерывно поддерживать запасы угля на уровне не менее 3 млн. т.
Причина в том, что около 80% шахт находится на Донбассе, то есть в Донецкой и Луганской области, где идут боевые действия. Из них свыше 60% не работают. Более того, остановленные шахты далеко не везде удается обслуживать, откачивая воду и метан, что чревато катастрофическими последствиями. Многие шахты не работают из-за отсутствия электроснабжения, поскольку разрушены линии электропередач, трансформаторные подстанции, а часто остановлены или разрушены сами электростанции региона. В этом случае происходит затопление шахт из-за остановки откачивающих насосов, и что делать с этими добывающими предприятиями далее, сказать трудно, не говоря уже о последствиях для экологии, жизни и здоровья людей, целостности зданий и сооружений на поверхности земли над затапливаемыми шахтами.
Часть шахт приостановила работу из-за отсутствия взрывчатых веществ для горных выработок. Эти материалы производятся на предприятиях, контролируемых так называемыми «донецко-луганскими республиками».
Результатом стало резкое сокращение добычи угля, которая упала до минимального за последние годы значения, равного 2,4 млн тонн в месяц.
К проблеме собственно угледобычи прибавилась проблема доставки угля на станции. Война привела к нарушению, часто даже развалу работы Донецкой железной работы. Перевозки из Луганской области остановлены почти полностью, а перевозки из Донецкой области осуществляются лишь частично. В итоге, только в январе-июле 2014 года, по сравнению с аналогичными периодом 2013 года, перевозки угля сократились с 30,5 млн т до 15,7 млн т.
Добыча угля за пределами Донбасса, в Днепропетровской области (так называемый Западный Донбасс) и во Львовско-Волынском угольном бассейне, не способна перекрыть недостаток топлива из Донецкой и Луганской областей.
Собственно, первые отключения в регионах уже начались. Уже в августе от электроэнергии отключались промышленные предприятия Харьковской и Закарпатской областей. Теперь же, повторим, речь идет об отключении, прежде всего, бытовых потребителей.
-- «Ахметовщина» как тяжкое наследие «янукизма» и «азаровщины»
Ситуацию резко обостряет тот факт, что во времена правления Януковича в Украине резко выросла доля энергии, производимой тепловыми станциями за счет, прежде всего, энергии атомных станций. Вызвано это тем, что, по мере приватизации структурами Ахметова угольных шахт и тепловых станций, этим структурам через подконтрольных чиновников профильного министерства энергетики и угледобычи, госпредприятия «Энергорынок», Нацкомиссии по регулированию энергорынка и т. д. удавалось захватывать все больший объем рынка, вытесняя оттуда, прежде всего, государственную атомную энергетику. Подчеркнем, что дешевая энергия атомных станций вытеснялась с рынка значительно более дорогой энергией тепловых станций, и делалось это явно в угоду энергетической корпорации ДТЭК, которую связывают с Ахметовым и которая на данный момент сконцентрировала в своих руках львиную долю тепловой генерации.
Впрочем, начало было положено до прихода к власти Януковича, поскольку Ахметов начал экспансию на энергорынке еще при Ющенко, похоже, при явном содействии последнего. По данным ГП «Энергорынок», в период с 1 по 10 сентября 2007 года энергорынок получил от производителей 4275363 МВт*ч электроэнергии, из них 2193336 МВт*ч или 51,30% произвели АЭС, 1 724 112 или 40,32% — ТЭС, а остальной объем — другие виды генерации. Таким образом, доля АЭС превышала половину объема, а ТЭС — едва превосходила 40%-ю отметку. (Здесь и далее данные взяты по состоянию на первую декаду сентября соответствующего года, поскольку именно за этот период 2014 года уже были известны последние официальные данные при написании этого материала).
Уже в 2009 году наметилась тенденция к сокращению доли атомной и увеличению доли тепловой генерации. В период с 1 по 10 сентября 2009 года энергорынок получил 4001198 МВт*ч электроэнергии. Из них атомщики дали 1985652 МВт*ч или 49,62% всего объема, а тепловики — 1654006 МВт*ч или 41,32%.
Наконец, в 2013 году наступил «апофеоз». С 1 по 10 сентября 2013 года в энергорынок было отпущено 4276968 МВт*ч..Из них 1 962 317 МВт*ч или 45,88% составили поставки энергии с атомных станций, а 1926829 МВт*ч или 45,05% — тепловых станций.
Этот «апофеоз» добавил дополнительные проблемы сейчас, когда резко сократилась доля тепловой генерации. В частности, потребовалось проведение ряда организационно-технических мероприятий по возврату роли атомной генерации для компенсации недостатка энергии тепловой генерации. Впрочем, недостаток этот оказался сглаженным из-за падения потребления энергии. Причина все та же — война на Донбассе, приведшая к сокращению и остановке производства, разрушению промышленных предприятий.
Об этом хорошо говорят следующие цифры. С 1 по 10 сентября 2014 года производители отпустили в энергорынок всего лишь 3757396 МВт*ч электроэнергии, то есть почти на полмиллиона мегаватт-часов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них национальная энергокомпания «Энергоатом» обеспечила поставку 2243063 МВт*ч или 59,7% энергии, а тепловые станции — 1213360 МВт*ч или 32,29%.
Итак, по состоянию на начало сентября 2014 года, когда бои и разруха на Донбассе достигли максимума, на энергорынке наблюдаются следующие тенденции. Во-первых, имеет место существенный рост производства энергии атомной генерацией, даже если сравнивать с временами, когда промышленность работала на полную мощность, обеспечивая максимальное потребление энергии. Во-вторых, удельный вес атомной генерации в энергобалансе почти достиг рекордных 60%. В-третьих, объемы тепловой генерации катастрофически упали, а ее удельный вес сократился примерно на четверть, если сравнивать с аналогичным периодом годичной давности по причине как нехватки угля, так и разрушения тепловых станций Донбасса, линий электропередач и трансформаторного оборудования.
-- Собака лает, а дерибан идет
Проблема еще более усложняется неизбывной отечественной коррупцией и дерибаном даже в столь тяжелое для страны время.
Недавно достоянием общественности стали данные о том, что следственное управление главного управления внутренних дел в Харьковской области ведет следствие по фактам хищения средств ПАО «ЦентрЭнерго» с целью банкротства этого стратегического предприятия.
Этот факт нужно рассматривать в связке с другими фактами, свидетельствующими о том, что в столь тяжелое время происходит передел сфер влияния в энергетике между олигархическими кланами. Кроме того, имеет место усиление позиций представителей «Семьи» Януковича и близких к ней персонажей, которые контролируют значительную часть финансовых потоков в энергетике. На рынке формируется новый монополист — фирма «ТехНова», которую связывают с Анатолием Шкрибляком и его младшим партнером Александром Штипельманом. Структуры, которые связывают с этими персонажами, контролируют Дарницкую ТЭЦ, Житомирский завод химволокна, ПАО «Укрпромэнерго», Черниговскую ТЭЦ, «Сумытеплоэнерго», «Черкасское химволокно», Черкасскую ТЭЦ. А теперь эта группировка совместно с «семьянином» и бывшим министром энергетики в правительстве Януковича-Азарова Ставицким и другими одиозными персонажами пытаются путем фиктивного банкротства установить контроль над генерирующей компанией «Центрэнерго», которая пока принадлежит государству.
Самое отвратительное, что подобные маневры происходят при молчаливой поддержке парламентского куратора отрасли Николая Мартыненко, главы комитета Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности, считающегося близким к премьеру Яценюку.
Еще более возмущает ситуация вокруг предполагаемой закупки за рубежом угля для покрытия его дефицита на тепловых станциях.
Считается, что себестоимость угля Донбасса составляет 120–140 долларов за тонну, хотя неизвестно, сколько в этой цифре коррупции и «откатов», поскольку есть подозрение, что стоимость специально надували для дальнейшего дерибана субсидий. Правительство Яценюка заявило о готовности закупать уголь в США, Австралии, Южной Африке, Польше, Новой Зеландии, Колумбии, Индонезии. По некоторым данным, уголь даже заокеанской добычи на условиях FOB-порты Черного моря почти наполовину дешевле отечественного.
Но премьер Яценюк неожиданно назвал импортное «черное золото» крайне дорогим, а само правительство не торопится обнародовать условия, подписанного недавно контракта с Южной Африкой на поставку 1 млн. тонн угля.
Словом, в воздухе опять отчетливо смердит коррупцией!
Вернуть награбленное в трудовые руки!
В связи с обстановкой, сложившейся вокруг угледобычи и тепловой энергетики, возникает еще ряд вопросов.
Прежде всего, тарифы на электроэнергию должны были снизиться, поскольку в усредненной цене энергорынка теперь бОльшую часть занимает атомная генерация, цены на которую существенно ниже, чем у тепловиков. Но снижения не происходит, и кто-то продолжает набивать карманы. Кому война, а кому мать родна?..
Но главный вывод, который следует из вышесказанного, состоит в необходимости, особенно в столь критическое время, национализировать ТЭС и угледобычу, навести в этих отраслях порядок. Только так можно противостоять внешней агрессии.
Но для этого стране нужно не только другое правительство, но и другие социально-экономические отношения.
Коментарі — 0