Саудовская Аравия: война суннитского барреля
В последнее время обращает на себя внимание все более активная и весьма агрессивная политика Саудовской Аравии
В последнее время обращает на себя внимание все более активная и весьма агрессивная политика Саудовской Аравии, прежде всего, в противостоянии с Ираном. Здесь много причин, некоторых из которых уходят в глубину веков, прежде всего, противостояние между саудовскими суннитами и персидскими шиитами. Здесь же давнее соперничество между Эр-Риядом и Тегераном за звание регионального лидера и за доминирование в регионе.
Но есть и сугубо экономическая причина. Это нефть, точнее резкое падение цены на нее в последнее время. Резкое удешевление барреля, а также намерение Ирана после снятия эмбарго выйти со своей нефтью на мировые рынки, что еще более обвалит цены на черное золото, создает для Саудовской Аравии все более серьезные экономические проблемы и обостряет таким образом в королевстве социальную и политическую обстановку, которая и без того является напряженной. Поэтому в Эр-Рияде кое-кому весьма заманчивой видится перспектива дестабилизации в нефтедобывающем регионе, что должно привести к подорожанию нефти, но одновременно чревато непредсказуемыми последствиями как для региона, так и для всего мира. Если вспомнить, что, по некоторым сведениям, саудиты то ли имеют ядерной оружие, то ли имеют доступ к ядерному оружию Пакистана, а также располагают ракетными средствами его доставки, и если учесть, что Саудовская Аравия все более выходит из-под влияния и контроля своего патрона США, эти игрища становятся все более опасными.
Именно поэтому Эр-Рияд избрал тактику неуклонного обострения ситуации, прежде всего, в виде фактически прямого участия в сирийском конфликте на стороне противников алавитского режима Башара Асада, поддерживаемого Ираном. Напомним, гражданские войны в Ираке и Сирии стали питательной почвой для появления пресловутого Исламского государства. В подробности вдаваться не будем, поскольку они ранее изложены в материалах «Саудовско-иранский конфликт может взорвать мусульманский мир» и «Исламское государство как плод коллективного творчества». Отметим лишь, что в этом смысле совершенно провокационной стала демонстративная казнь в Саудовской Аравии местного шиитского проповедника Нимра ан-Нимра. Трудно отделаться от мысли, что это была провокация серьезного международного конфликта и попытка втянуть в него Штаты.
Причины подобных шагов кроются, в том числе, в том, что из-за падения цен на нефть Саудовское королевство испытывает возрастающие затруднения с наполнением бюджета. А внешняя политика, как известно, является продолжением внутренней, и внешнее обострение часто используется для того, чтобы отвлечь внимание о нарастающих проблем внутри страны. Не смотря на сказочные нефтяные богатства, дефицит бюджета Саудовской Аравии, по некоторым данным, достиг 100 млрд долларов, в связи с чем возникают все новые сложности с поддержанием должного уровня жизни и, как следствие, углубляются социальные проблемы. Выход же Ирана на мировые нефтяные рынки, повторим, нанесет по саудитам очень чувствительный удар.
Кроме все более открытой военно-технической и финансовой поддержки противников проиранского режима Асада в Сирии, Саудовская Аравия активизировала антииранскую международную деятельность в регионе. В частности, по инициативе саудитов была создана так называемая мусульманская коалиция с Турцией. Формально она направлена против терроризма, прежде всего, против Исламского государства, но антииранский характер этого объединения не очень скрывается, тем более что вошедшая в коалицию Турция также не скрывает своих противоречий с Тегераном. Любопытно, что к суннитсклй турецко-саудовской коалиции примкнул Азербайджан, населенный преимущественно шиитами, поскольку правящий в Баку светский авторитарный режим всегда ориентировался на близких в этническом и языковом плане турок. Впрочем, азербайджанцы исторически имеют сложные отношения в Ираном, северо-западные территории которого населены азербайджанцами, подвергаемыми в Иране притеснениям.
Реакция Запада, прежде всего США, на подобные маневры Саудовского королевства, а также на казнь шиитского проповедника была весьма невразумительной. Напомним, что саудиты являются давними союзниками Америки в регионе. Причем Вашингтон вынужден закрывать глаза, так сказать, на местный колорит саудитов, выражающийся, прежде всего, огромных проблемах с правами человека. В Саудовской Аравии вполне официально практикуются пытки, а количество смертных казней в Саудовской Аравии исчисляется десятками и даже сотнями в год, причем казнят, в том числе, за прелюбодеяние, а также за «священную корову» так называемого просвещенного Запада – гомосексуализм.
На обострение саудо-иранских отношений Штаты пока реагируют вялыми призывами не нагнетать ситуацию и хранить мир. Очевидно, что до конца своей каденции Обама постарается не ввязываться в дополнительные международные конфликты, поскольку и так более чем достаточно проблем с Афганистаном, Сирией, а главное с Ираком, не говоря уже о все более агрессивной политике Москвы. В целом, саудиты довольно грамотно используют «окно», которое открылось до окончания президентских выборов в США и формирования внешней политики будущей администрации. В течение примерно еще года в Вашингтоне будут заняты все больше внутренними проблемами, и разного рода союзники, включая саудитов, могут позволить себе «пошалить». Правда, эти «шалости» сродни игре со списками на бензоколонке…
Многие комментаторы высказывают опасение, что саудиты стремятся на своей стороне втянуть США в свой конфликт с Ираном. При этом Эр-Рияд демонстративно игнорирует мнение Вашингтона по многим вопросам, чего раньше саудиты себе не позволяли. Ярчайшим примером является тот факт, что саудовские вооруженные силы вмешались в гражданскую войну в Йемене на стороне официального правящего режима этой южно-аравийской страны, воюющего с шиитскими повстанцами-хуситами. Поскольку хуситы ориентируются на Тегеран, участие саудитов в этом конфликте является, по сути, продолжением саудовско-иранских «разборок» на чужих территориях, как и в случае с Сирией. В данном случае Саудовское Королевство преследует цель ослабить своего главного регионального противника, в том числе ослабить экономически.
Впрочем, Иран не отстает от Саудовской Аравии в вопросе эскалации ситуации в регионе с той лишь разницей, что Тегеран старается, так сказать, не доводить до греха, то есть до серьезного вооруженного конфликта, поскольку это чревато непредсказуемыми последствиями, а также не выгодно Ирану. С уверенностью сказать то же самое о Саудовской Аравии невозможно. И вообще, трудно понять, где в большей степени теряют чувство реальности – в Эр-Рияде или в Тегеране, но игрища этих двух региональных гигантов чреваты самыми печальными последствиями не только для Ближнего Востока,но и для мира в целом.
Ситуация обостряется еще и тем, что Саудовская Аравия имеет достаточно крупные и хорошо оснащенные вооруженные силы, на которые ежегодно тратятся колоссальные средства. Например, в 2011 году военный бюджет составил 48,2 миллиарда долларов США или 11,4 % ВВП. Саудовское королевство имеет на вооружении баллистические ракеты средней дальности китайского производства, расположенные на трех ракетных базах. А главное, по некоторым данным, саудиты финансировали пакистанскую ядерную программу и теперь имеют доступ к ядерному оружию.
В связи с вышесказанным, совершенно непонятна логика Кремля, влезшего в ближневосточную «мясорубку» с непредсказуемыми последствиями. «Русские ватники», прославляющие гениального «кормчего» Путина, – это такой диагноз…
Внутреннее положение Саудовского королевства также является далеко не таким стабильным, как может показаться. Прежде всего, внутри этой преимущественно суннитской страны есть «пятая колонна» в виде шиитов, численность которых, по разным оценкам, достигает 15% населения. К тому же, шииты населяют преимущественно восточные районы страны, где расположены основные нефтяные месторождения.
Политическая система страны также несет немало рисков, прежде всего в части престолонаследия почему-то от брата к брату. Следует отметить, что современное Саудовское государство является молодым, поскольку формально было основано 1932 году после объединения Неджда и Хиджаза основателем и первым королем Абдул-Азизом ибн Саудом. После его смерти в 1953 году на престоле уже побывали шестеро сыновей «отца-основателя», причем за это время были и убийства одного из королей и государственный переворот. В настоящее время в очереди на престол стоят 11 ныне здравствующих сыновей Абдул-Азиза, самый молодой из которых родился в 1945 году. Трудно сказать, сколько вся эти «династия дедушек» будет еще руководить страной, но еще труднее понять, как будет осуществляться престолонасление, когда все сыновья отца-основателя отойдут в мир иной, и настанет черед следующей генерации. Во всяком случае, подковерную борьбу за власть в стране ведут несколько группировок, а количество законных принцев крови насчитывает несколько сотен.
Очевидно, что весь этот «замес» является крайне нестабильной системой, к которой добавляются межконфессиональные и социальные противоречия, обостряющиеся на фоне падения цен на нефть, соответствующего сокращения доходов бюджета и уровня жизни населения.
В связи с этим, у саудовской верхушки возникает частый в подобных случаях соблазн «затеять войнушку», чтобы отвлечь внимание населения от внутренних проблем и, так сказать, сплотить перед лицом врага. Подобными играми, кстати, забавляется и Путин.
Но поскольку диалектику дедушки Гегеля отменить пока еще никому не удалось, палка имеет два конца. Проще говоря, втягивание Саудовской Аравии в серьезный конфликт и связанное с этим обострение внутренних противоречий может привести к тому, что страна, повторив печальную участь Сирии и Ирака, начнет распадаться на отдельные регионы, из которых ее собрали воедино, – нефтяные области шиитского востока страны, Хиджаз и Неджд. Результатом может стать еще один очаг напряженности или даже кровопролитный конфликт на Ближнем Востоке.
Словом, нынешние авантюрные телодвижения могут обернуться в будущем трудно предсказуемыми последствиями для региона и мира в целом. А обвальное падение цен на нефть, которому многие сильно радуются, имеет обратную сторону, вызывающую серьезнейшие опасения.
Источник: МИР
Коментарі — 0