Крымчане на материке: преодоление разногласий
В этот раз хочу озвучить свои мысли о том, как это явление нужно преодолевать.
В своих предыдущих публикациях «Мифы о крымских переселенцах» и «Крымчане на материке – принять и полюбить?» я рассказывала о том, что в Украине существует если не дискриминация, то некая стигматизация переселенцев, которая продиктована пока еще незнанием этих людей жителями материка.
В этот раз хочу озвучить свои мысли о том, как это явление нужно преодолевать.
-- Правильная терминология
Как-то я стала свидетелем «фейсбук-баталии» между известной правозащитницей из Крыма и журналистами, которые спорили о том, как можно, а как нельзя называть переселенцев. Правозащитница настаивала на том, что переселенцы – это переселенцы, а беженцы, как представители СМИ очень любят называть выходцев из Крыма и с Востока Украины, – это совсем иной юридический термин. Кроме того, считает она, а я, как лингвист, склонна с ней согласиться, слово «беженец» имеет негативную коннотацию. Так уж сложилось исторически. К тому же основное значение слова «беженец» – это лицо, которое переместилось в другую страну, а не внутренне перемещенное лицо, хотя сейчас эти два термина все чаще смешивают.
В результате такой подмены понятий со стороны СМИ, утверждает правозащитница, люди с Донбасса и из Крыма пожинают плоды стигматизации. Ведь все мы помним, как должны выглядеть настоящие беженцы. Они ходят в лохмотьях, чумазые, носят узелки за спиной, их иногда жаль, но многих они раздражают, так как частенько являются попрошайками. Кстати, частенько журналисты, рассказывая о крымских переселенцах, ставят в качестве иллюстрации к своему материалу именно таких людей.
Хотим ли мы, журналисты, чтобы из-за нашего желания выражаться проще и короче страдала целая прослойка украинцев? Может, лучше называть вещи своими именами?
-- Трудоустройство по профессионализму
Как показывают исследования различных украинских порталов по трудоустройству, только порядка 10-15% работодателей Украины не хотят брать на работу переселенцев, что поясняют лишними юридическими проблемами и возможными конфликтами из-за разного мироощущения.
Но, стоит отметить, что это больше касается переселенцев с Донбасса. Ведь крымчане-переселенцы в плане гражданской позиции дадут фору любому жителю материка. Этому доказательством несколько историй моих знакомых, которые во Львове умудрились устроиться на работу, причем на неплохие должности, разговаривать со старожилами по-галицки – и никто даже не догадался, что они приезжие, пока те сами через некоторое время в этом не признались.
Возможно, именно таким путем нужно идти нам, простым крымчанам, в поиске работы. Сначала показать, что мы – грамотные специалисты, активные граждане, просто хорошие люди, и что на работу нас нужно брать не из жалости (что тоже встречается), а по профессиональным соображениям. И уже после удивить всех своих коллег.
Почему я об этом говорю отдельно? Да потому что есть и такие переселенцы, которые считают, что нужно, наоборот, сразу же оповестить потенциального работодателя о том, что они бедные и несчастные, и потребовать особого отношения к себе. Такой подход не вызывает уважения и, напротив, приводит к отторжению.
Культурный обмен
Общественники и культурные деятели, которые переехали из Крыма на материк, стараются устраивать различные фестивали, выставки, встречи крымчан с местными жителями и другие мероприятия, чтобы рассказать о культуре, например, крымских татар. И это очень правильно.
Но эту работу нужно активизировать. Потому что именно такой ненавязчивый культурный обмен помогает разным людям познать друг друга. Причем, как мне думается, лучше такие мероприятия устраивать не где-нибудь за городом, куда еще надо специально добираться, а, наоборот, в центрах городов, чтобы люди попадали на такие фестивали совершенно случайно. Тогда будет больше шансов охватить именно коренную часть населения.
Местные друзья
Самим крымчанам хотелось бы порекомендовать еще один замечательный прием, который позволит растопить сердца тех, кто все еще опасается приезжих. Заводите друзей среди местных, общайтесь с ними как можно больше. Ведь мы знаем, что пугает только неизвестность. А если у тебя появляется друг из прослойки населения, которой ты, может быть, немного чурался, и оказывается, что он – отличный парень, ты начинаешь менять мнение и о других людях, похожих на него.
Каждый переселенец, устанавливая новые связи в принявшем его обществе, тем самым помогает и другим, менее общительным, землякам быть принятыми новым окружением.
-- Борьба с бюрократией
Часто стигматизация переселенцев распространена среди чиновников и является их же авторским экспериментом.
Именно чиновники являются носителями негативного отношения. По сути, наша бюрократическая машина придумывает множество препон для тех людей, которые такие же граждане Украины, как и все остальные. Оттуда мы имеем проблемы с объявлением переселенцев «нерезидентами» и заморозкой их банковских средств, с тем, что не все могут получать положенные по закону социальные выплаты, с тем, что от нас требуют какие-то дополнительные справки, чтобы мы могли доказать, что являемся украинцами, и многое другое. Все это придумывают оторванные от жизни буквоеды и кнопкодавы, которые всегда, почуяв присутствие тех, кого можно «кинуть», пытаются прощупать почву на возможность сделать это.
В данном случае спасение утопающих сами знаете, от чего зависит. Не нужно спускать чиновникам нарушение наших прав. Иногда наше долгое молчание может приводить к ужасным последствиям. Чего стоит страна времен Януковича, которому долго прощали почти все, а тем временем недовольство нарастало как снежный ком и в итоге отозвалось социальным взрывом. Согласитесь, лучше мы будем каждый день ставить на место тех, кто пытается сделать из нас людей второго сорта, чем потом придется устраивать третий Майдан.
Источник: Крым.Реалии
Коментарі — 0