Россия для «чечетовых»
Моим личным ньюсмейкером весь 2013-й год был Михаил Чечетов.
Моим личным ньюсмейкером весь 2013-й год был Михаил Чечетов. Мы звонили ему за комментариями не для того, чтобы узнать что-то новое, а чтобы понять – как глубока кроличья нора. А спустя полтора года в роли Чечетова оказались все прокремлевские комментаторы.
Михаил Чечетов был прекрасен. Он любил рассказывать нам по телефону о том, что Янукович – непобедим. Что «скорее метеорит на голову упадет, чем отпустят Тимошенко». Что народ хочет перенести выборы президента в Раду. Что «драконовские законы» соответствуют «выбранному вектору на евроинтеграцию». Он был удивительно всеяден и бескомпромиссно гибок: сегодня он мог говорить о евроинтеграции, а через час – ругать ЕС и агитировать за Таможенный союз.
Мне лично всегда было интересно понять – найдется ли хоть какое-то решение президента, которое он не поддержит и не одобрит? Есть ли какая-то красная линия, которую он не решится пересечь? Я не надеялся, что он внезапно осудит своего шефа, однако ведь можно же было просто отказаться от комментария. Но он не отказывался.
Тогда мне казалось забавным чечетовское пренебрежение реальностью и его мастерство не замечать очевидного. Более того – Чечетова нередко комментировали и российские эксперты, которые при этом не отказывали себе в иронии и сарказме. Но вот прошло полтора года и в роли «чечетовых» оказались они сами.
Потому что все, чем занимается российское провластное экспертное сообщество – это какой-то шаманизм. Иррациональная вера в чудеса, стремление не замечать причинно-следственных связей. Сперва они говорили о том, что мир признает Крым – российским. Потом – что санкции лишь укрепят российскую экономику. Затем – что рубль останется стабильной валютой. Теперь – что никакой международной изоляции России нет и не будет.
По большому счету, российская медиареальность стала реальностью вопросов, а не ответов. Потому что ответы представляют ценность лишь в том случае, если умножить их на минус один. Это и правда какой-то магизм: «не называй медведя по имени, иначе он придет к тебе ночью». И потому слова «рецессия», «дефолт», «изоляция», «кризис», «банкротство» вычеркиваются из спичей, интервью выхолащиваются, а главный посыл сводится к тому, что все происходящее Россию лишь сплотит, укрепит и усилит.
Украина при Януковиче и Россия при Путине похожи друг на друга как близнецы-братья – как минимум в своем неумении признавать ошибки. Я бы еще понял позицию о том, что «присоединение Крыма несет издержки, но менять ситуацию мы не намерены». Или о том, что «вмешательство в ситуацию на Донбассе создает неоправданные риски для России, а потому Кремлю следовало бы дистанцироваться». Я даже не надеюсь на что-то более революционное – мне просто непонятно, почему нельзя констатировать очевидное.
Ударила «крымская весна» по российской устойчивости? Безусловно. Усилила эпопея с «новороссией» санкционный пакет? Естественно. Российская экономика несет убытки из-за российской политики? Без всяких сомнений. Останется ли полуостров в изоляции? Ответ очевиден. Но этого никто не артикулирует.
На этом фоне украинское медиапространство выглядит куда жизнеспособнее. Хотя бы потому, что здесь идет дискуссия обо всем. О том, нужно или не нужно Украине возвращать Крым. О том, нужно или не нужно воевать за Донбасс. О том, сохранять ли рудименты «социального государства» или дать волю либертарианцам. О том, рассчитывать ли на «запад» или обвинить его в слабости и трусости.
Есть аксиома: систему характеризует не ошибка, а реакция на ошибку. Современная Россия чрезвычайно напоминает Украину времен Януковича. В обоих случаях – упорное нежелание признавать тот факт, что впереди дорога заканчивается. В обоих случаях – иррациональная вера в устойчивость системы. С их точки зрения проблема не в том, что король голый, а в том, что находятся люди, имеющие наглость это признавать.
Иногда я думаю о том, что было бы, если бы в окружении Януковича нашлись толковые советчики? Которые бы убедили его в самом начале отправить главного киевского милиционера в отставку? Которые бы подтолкнули его на переговоры с улицей? Которые бы смогли свести на нет киевский протест в тот момент, когда «красная линия» еще не была перейдена. Наверное, история могла бы сложиться иначе.
Но их не нашлось. Потому что система не была в них заинтересована. Потому что она привыкла отправлять сигналы сверху – вниз, но снизу – вверх никакие сигналы пробиться не могли. Потому что система жила в убеждении, что она непобедима. А в современном мире выживают лишь те, кто понимают всю величину рисков.
Наверное, Янукович мог бы дать своему российскому коллеге мастер-класс. Но его не услышат. Как в свое время не желал слушать он сам.
Коментарі — 0