Павло Казарін Журналіст, публіцист, філолог-літературознавець

Крым в цифрах. Отрезвляющая цена оккупации

За все нужно платить – даже если речь идет о духовных скрепах и «сакральной Корсуни»

За все нужно платить – даже если речь идет о духовных скрепах и «сакральной Корсуни». Спустя год после «крымской весны» можно посчитать, во что обошлась Москве аннексия полуострова.

В настоящее время бюджет Крыма составляет 159 млрд рублей ($2,75 млрд). Из них 125 млрд рублей ($2,15 млрд) – это чистые трансферты из российского бюджета. По сути, степень дотационности полуострова составляет 85% (дотационность Севастополя – 70%).

Для сравнения, дотационность Ингушетии – 87%, Чечни – 82%, Дагестана – 70%. Но в абсолютных цифрах вотчина Рамзана Кадырова получает 56 млрд, Дагестан – 60 млрд рублей. Крым для России оказался дороже любой из республик Северного Кавказа.

Кроме того, приведенные цифры – это расходы российского бюджета на самые элементарные потребности полуострова. Недавно, в эфире РБК выступала Наталья Зубаревич – профессор МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики. Она рассказала, что т.н. «Федеральная целевая программа по развитию Крыма» так и не заработала и более того – ее никто не будет финансировать до окончания строительства моста через Керченский пролив. А в этом вопросе лишь назначен генподрядчик и пул субподрядчиков – к реальным строительным работам еще не приступали.

Эту же информацию затем подтвердил министр России по делам Крыма Олег Савельев. По его словам, часть проектов по развитию полуострова решено перенести на более поздние сроки, еще от части – откажутся, а некоторые наоборот – ускорят. К числу последних относится, например, прокладка электрокабеля через Керченский пролив. Он даст Крыму 450 мегаватт к уже имеющимся 150 МВт собственной генерации, однако общая потербность полуострова в электроэнергии – 1000 МВт. Поэтому этот кабель не снимает вопрос зависимости полуострова от Украины. Одновременно все проекты по строительству магистралей, дорог и прочего – откладываются до лучших времен.

Теперь давайте разбираться, на что тратят деньги крымского бюджета – те самые 159 млрд рублей. 42% всех затрат - это соцзащита (пенсии и пособия), еще 16% - траты на образование, 12% - здравоохранение, 15% - экономика. В абсолютных цифрах на экономику потрачено 20,6 млрд рублей, из которых 9 млрд (43%) ушло на субсидирование доставки топлива на полуостров. По сути, логистические затраты в отсутствие моста остаются серьезной проблемой для Кремля.

Еще одна важная деталь из рассказа Натальи Зубаревич – это то, что доходы от малого предпринимательства в Крыму крайне малы. Все поступления в бюджет Крыма за минувший год по этому направлению – 880 миллионов рублей (0,5% от всего бюджета).

Еще в 2014 году Россия создала в Крыму СЭЗ, в расчете на то, что льготное налогообложение позволит привлечь инвесторов. Но эта ставка пока не оправдывается. С одной стороны, в Крыму нет стабильной подводки электроэнергии и воды – полуостров по обеим позициям критически зависит от Украины. С другой – Крым является логистическим тупиком, а отсутствие моста и вовсе увеличивает транспортные затраты в разы. В-третьих – статус территории со спорным правовым статусом и боязнь санкций отбивают у международных компаний желание делать бизнес в Крыму.

Единственным выходом остаются инвестиции российских компаний в Крым, но и здесь есть существенная проблема. Российский частный бизнес вплетен в мировую систему как бисер в фенечку – и вынужден играть по общемировым правилам. Не случайно, в Крым так и не пришли мало-мальски заметные российские банки и многие сотовые операторы. Угроза санкций дли них более чем весома, а потому единственные инвестиции, которые они себе могут позволить, будут идти через подставные фирмы. Наподобие той фирмы-прокладки «Vin Mobile», под вывеской которой российская компания МТС предоставляет в Крыму услуги сотовой связи.

Впрочем, надеяться на большой объем инвестиций в любой случае не приходится – приток капитала в экономику «материковой» России тоже сокращается. Если за весь 2014-й год инвестиции в РФ сократились на 2,7%, то только за январь 2015-го этот показатель составил 6,7%. То есть за один месяц нынешнего года приток инвестиций упал в два с половиной раза сильнее, чем за весь прошлый год.

Та же Наталья Зубаревич отмечает, что прошлый год половина российских регионов закончила с минусом по инвестициям. На этом фоне надеяться, что Крым сможет что-то привлечь – как минимум наивно. И нет ничего удивительного в том, что деньги на Крым – это средства, которые Кремль отнимает у других российских территорий: за последний квартал 2014-го года трансферты остальным субъектам федерации сокращались на 3–7% в месяц. К тому же в августе 2014-го года российские регионы обязали помогать Крыму – в итоге суммарный объем помощи составил 2,7 млрд рублей (42% этих средств пошли на здравоохранение и спорт, еще 23% - на ЖКХ и инфраструктуру).

И напоследок.

В конце марта экс-министр финансов России Алексей Кудрин заявил, что в ближайшие три-четыре года Крым обойдется России в $150-200 млрд. Из них прямые расходы составят $6-7 млрд в год, а все остальное – это косвенные расходы, включающие эффект от санкций и отток капитала. Для сравнения – общий объем золотовалютных резервов России составляет 360 млрд долларов.

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: