Тактика разжигаемой войны
Без прорыва в политическом урегулировании конфликт на востоке Украины окончательно перейдет в горячую фазу
1. 29-й блокпост ВСУ уничтожен огнем сепаратистов
2. Украинская армия взяла господствующие высоты под Новой Ласпой
3. В результате обстрела поселка Сартана из тяжелого вооружения погибли мирные граждане
Ситуация на востоке Украины сейчас обостряется сразу на двух фронтах: дипломатическом, что уже привычно, — и собственно военном, чего не было с февральских боев за Дебальцево. В День независимости Украины «нормандская четверка», традиционно состоявшая из представителей России, Германии, Украины и Франции, соберется в усеченном составе: Меркель, Олланд и Порошенко будут общаться без Путина. Несложно предположить, какую реакцию такой формат вызовет в Москве, сложнее понять, как он повлияет на Минские договоренности.
Минск-2 между тем и так находится под ударом. И наблюдатели ОБСЕ, и обе стороны конфликта признают, что вдоль всей линии разграничения, снова превратившейся в линию фронта, возобновились обстрелы из тяжелого вооружения. И сепаратисты, и правительственные войска утверждают, что отвечают на провокации противника, но на результаты перестрелок — а это разрушенные дома, раненые и убитые мирные жители — вопрос «первенства», конечно, не влияет.
-- «ЛНР» — готовится наступление?
Регулярные обстрелы по всей линии соприкосновения продолжались в течение июля. Город Счастье, который находится под контролем вооруженных сил Украины (ВСУ), и село Веселая Гора (под контролем «Народной милиции ЛНР») не знали ни одного дня тишины. «Мы ни разу за все время не начинали первыми, только давали ответку, по нам стреляли из танков и минометов», — сказал «Новой» «Короб», занимающий один из руководящих постов в «Народной милиции ЛНР».
Отвечать, впрочем, тоже можно по-разному. Например, 26 июля огнем из разных типов вооружений был практически уничтожен боевой опорный пункт «Фасад», расположенный на реке Северский Донец в районе Счастья. По данным, которые приводит в фейсбуке Дмитрий Булатов из 92-й ОМБр ВСУ, контролировавшей «Фасад», «обстрелы начались в 7.30 утра и закончились около 15.00. Четверо ранены. Ранения разной степени тяжести. Все четверо живы».
При этом в течение всего 27 июля «Фасад» стоял пустым и незащищенным, однако сепаратисты даже не предприняли попытки его захватить, хотя это позволило бы им получить плацдарм на чужом берегу Северского Донца. Так сегодня выполняются Минские договоренности.
Новотошковское на бахмутском направлении не уступает по количеству обстрелов ни Станице Луганской, ни Счастью. Неподалеку расположен 29-й блокпост, который в конце июня был разбит огнем ополченцев. Несколько человек из 24-й бригады ВСУ получили ранения.
«Мы тогда могли легко взять 29-й блокпост, но почему-то нам сказали отступить. В районе Крымского, Трехизбенки и Новотошковского всегда стреляли, даже во времена самого глубокого перемирия, хоть минометик, но выстрелит. Кто начинал? Иногда они, иногда мы. А как еще? Мы тут круглосуточно — и они там без ротации сидят, — говорит ополченец с позывным «Одессит». — На днях они уже начали, когда в ДНР были бои под Новой Ласпой. Подогнали всю технику, какая только есть, и начали стрелять в районе Трехизбенки. Воронки остались от 152 снарядов и 120 мин. Даже танки подогнали, которые в зеленке запрятаны».
Сейчас «ЛНР» взбудоражена слухами: готовится наступление. Их подогревает и глава самопровозглашенной республики Игорь Плотницкий, заявивший, что планирует взять под контроль «северные территории Луганской области», которые он называет «своими». Речь, очевидно, идет о намерении взять населенные пункты Станица Луганская и Счастье. В вооруженных формированиях «ЛНР» над планами лидера скорее посмеиваются, потому что сил для большого наступления явно недостаточно. Что, конечно, не исключает возможности локальных боев, например, в районе того же 29-го блокпоста.
-- «ДНР» — борьба за высоты
Казалось, что после вывода войск «ДНР» на мариупольском направлении произойдет настоящая демилитаризация линии разграничения. Собственно говоря, для сепаратистов в удержании Широкина не было никакого смысла: населенный пункт расположен в низине, а главенствующие высоты были заняты ВСУ, которые регулярно обстреливали позиции ополченцев. Роль живых мишеней, проблемы с поставками боекомплектов и непонятные команды создавали нервозность среди сепаратистов, тем более что в результате обстрелов среди них были и раненые, и убитые. В начале июля глава самопровозглашенной республики Алексей Захарченко объявил, что в рамках соблюдения Минска-2 его войска выходят из Широкина, а он сосредоточится не на войне, а на проведении выборов в октябре.
Однако 10 августа на мариупольском направлении появилась новая горячая точка — Староигнатовка (Тельмановский район). На этом участке повышенная концентрация артиллерии, бронетехники и личного состава противоборствующих сторон отмечалась уже несколько месяцев, причем расстояние между укрепрайонами было примерно вдвое меньше 30 километров, определенных Минскими соглашениями. До поры до времени стороны вели так называемый беспокоящий огонь. Но 10 августа произошло масштабное по нынешним временам столкновение. По данным пресс-центра АТО, его спровоцировали действия сепаратистов, сводки «ДНР» ожидаемо говорят об обратном. Сами ополченцы не отрицают, что проводили в этот день так называемую «разведку боем» в сторону Староигнатовки, украинские военные говорят, что пошли в контрнаступление. Завязался танковый бой, в котором украинская армия при поддержке реактивных систем залпового огня одержала убедительную победу. Соединения 72-й ОМБР и 14-й ОМБР ВСУ выбили мотострелковый батальон «Викинга» с главенствующих высот, после чего сепаратисты оставили населенные пункты Новая Ласпа и Белая Каменка. На следующий день отряд «Викинга» снова и без боя занял эти два села, однако высоты перешли под контроль ВСУ, и отбить их без применения тяжелой артиллерии и бронетехники теперь будет вряд ли возможно.
-- Будущее конфликта
Это важная тактическая победа украинской армии, которая делает практически невозможным, например, штурм Мариуполя. Если сепаратисты выдвинут на запад значительные силы из Новоазовска, ВСУ смогут тут же ответить наступлением на Тельманово и дальше в сторону российской границы, взяв новоазовскую группировку в котел. При этом она едва ли сможет рассчитывать на подкрепление из Донецка, западные и северные пригороды которого по-прежнему находятся фактически на линии разграничения и нуждаются в постоянной защите серьезными силами.
Впрочем, штурм Мариуполя и раньше был возможен скорее в рамках информационной войны. Город с 600-тысячным населением серьезно укреплен, в то время как воинские формирования «ДНР» сейчас фактически обескровлены. Значительная часть российских добровольцев и «отпускников» вышла из зоны конфликта и не намерена возвращаться, многие ополченцы из местных больше не хотят воевать. Ситуация зеркальная по сравнению с летом прошлого года: техники и боекомплектов сейчас в избытке, а вот с личным составом — большие проблемы.
При этом и украинская сторона не вполне готова развивать военный успех. Вот что пишет один из наиболее информированных и уважаемых волонтеров Юрий Касьянов: «Последняя мобилизация провалена; добровольческое движение дискредитируется; профессиональная армия не создается... Политика президента, деятельность правительства и бездеятельность парламента вызывают, мягко скажем, «неоднозначную реакцию» в обществе... Кто пойдет умирать за эту несчастную страну?»
Тем не менее начиная с 10 августа ситуация стала накаляться по всей линии фронта. 13 августа на брифинге в Киеве заместитель председателя специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине Александр Хуг сообщил, что «в своих отчетах мы указывали на ухудшение ситуации, рост количества обстрелов за последнюю неделю. Также мы информировали о возникновении новых горячих точек на линии столкновения, на линии между Донецком и Мариуполем <…> Кроме того, мы фиксировали множество случаев использования обеими сторонами конфликта тяжелого вооружения, обе стороны также подтвердили, что используют это вооружение по всей линии столкновения».
Одним из самых кровавых эпизодов августа стал обстрел пригорода Мариуполя Сартаны. По данным ОБСЕ, стреляли с востока. Обнаружено не менее 11 воронок от 152-мм снарядов и 120-мм мин, использование которых запрещено Минскими соглашениями. Двое гражданских погибли, еще 6 получили ранения, 25 домов разрушены частично или полностью.
Таким образом, стороны конфликта в настоящий момент едва ли готовы к серьезному наступлению, однако эскалация боевых действий по всей линии фронта началась и сама по себе не остановится. Необходим прорыв в политическом урегулировании, иначе война продлится до начала зимы, когда выпадет снег и будет списано нужное количество боекомплектов.
Источник: Новая газета
Коментарі — 0