Россия. Неомонарший двор
Форма пост-советской структуры управления была во многом позаимствована у западных демократий.
Форма пост-советской структуры управления была во многом позаимствована у западных демократий. Тем не менее, за последнее десятилетие в этой форме стали явственно проступать черты монархических институтов времен Российской империи, давая пищу для интереснейших исторических параллелей.
В Русском царстве расширительным органом абсолютной власти монарха являлась Боярская дума. Ее задача состояла в том, чтобы одобрять политико-экономический курс царя или предлагать ему проекты, направленные на укрепление этого курса. Члены Боярской думы составляли высший эшелон знати. Сами бояре принадлежали к первому разряду, т.е. чину, в системе власти. Вслед за ними шли окольничие (второй разряд), которые возглавляли органы государственного управления, т.е. приказы, и думные дворяне (третий разряд), также принимавшие участие в заседаниях Боярской думы, но имевшие меньше полномочий. Реформами Петра I приказы были заменены коллегиями, а Боярская дума – вестернизированным Сенатом. Сегодняшнее Федеральное собрание, состоящee из Совета федерации и Думы, – это своего рода аналог Боярской думы.
Проводя параллель дальше, можно сказать, что члены Совета Федерации – это современные бояре, а члены Госдумы – современные думные дворяне. Как и их предшественники, и те, и другие несут законодательные функции лишь формально, а в реальности являются элитарной группой поддержки президента, имеющего фактически неограниченную власть. Задача новых бояр и новых думных дворян – обеспечить солидаризацию высшего российского сословия (т.е., наиболее состоятельных россиян) с действиями президента. Что касается окольничих, то помимо символической законодательной власти они имели еще и реальную исполнительную власть в системе приказов и потому институт окольничих можно рассматривать как предтечу кабинета министрoв.
Помимо упомянутых трех высших чинов, обеспечивающих выполнение государевой воли, каждому правителю полагалось иметь свой Двор и свою свиту (конечно, Россия в этом отношении не уникальна). Накануне петровских реформ иерархия придворной структуры выглядела следующим образом: конюший, дворецкий, постельничий, стольник, стряпчий, ясельничий, ловчие, кравчие, чашники, чарочники, комнатные дворяне. В 1722 г. указом Петра I эта система была заменена германизированной и включена в Табель о Рангах. Ряд чинов был упразднен, в приоритетности других была произведена перестановка, и в результате дворецкий стал обер-маршалом, конюший – обер-шталмейстером, постельничий – обергером, стольник – камергером, стряпчий – гофмейстером и.т.д., а один из самых низших придворных чинов, комнатный дворянин стильно именовался теперь "камер-юнкером". В дальнейшем эта иерархия неоднократно модифицировалась.
Современным аналогом монаршего Двора является Администрация президента (АП). Если придворные обеспечивали жизнедеятельность правителя и его семьи, то чиновники АП обеспечивают деятельность президента и несут ответственность за выполнение многих из возложенных на него полномочий. Интересно, что штат АП – ок. 1600 сотрудников. Ровно столько же состояло при дворе Николая II накануне 1914 г. При этом в 1914 население Российской империи составляло 178 млн. человек, а сегодня по самым оптимистичным, т.е. Росстатовским оценкам население РФ – 146 млн. (с учетом захваченного Крыма). Таким образом, за 100 лет, в эпоху, когда весь мир стал технологичнее, а в государственной системе значимость правителя повсеместно понизились, в России штат главы государства вырос на 18%.
Обобщим сказанное и для наглядности составим таблицу соответствий между некоторыми (не всеми) чинами допетровской, петровской и путинской эпох. Соответствия эти несколько условны, но, как известно, без условностей и обобщений системное понимание явлений невозможно.
Источники: Шепелев, Л.Е., Табель о рангах 1722, ru.wikipedia.org
*Иерархия допетровских чинов, представленная Шепелевым, отличается от указанной в других источниках – напр., Зимин, А.А., с. 174, Порай-Кошиц, И.А., Романович-Славатинский, А. с. 77.
**Ясельничий всегда функционировал как помощник конюшего и был ниже него в системе чинов. Поэтому было бы правомерней считать аналогом чина обер-шталмейстера чин конюшего (исчезнувший в перечне Шмелева), а не ясельничего.
В иерархии гражданских чинов эти соответствия носят еще более очевидный характер. Фактически вся нынешняя система классных чинов гражданской, воинской, правовой и прокурорской службы, принятая указом Путина от 1 февраля 2005 г. N 113 скопированы с Табели о рангах (по состоянию на конец XIX в.).
- Действительный государственный советник РФ 1 класса – Действительный статский советник 1 класса
- Действительный государственный советник РФ 2 класса – Действительный тайный советник
- Действительный государственный советник РФ 3 класса – Тайный советник
- Государственный советник РФ 1 класса – Действительный статский советник и статский советник
- Государственный советник РФ 2 класса – Надворный советник
- Государственный советник РФ 2 класса – Коллежский советник
Одним из основных сходств между чинами допетровской, петровской, и путинской эпохи является их назначаемость (выборность существовала только на низшем уровне — напр., губернские и уездные дворянские собрания и земские собрания). Разумеется, понятие "абсолютная монархия", каковой являлась Российская империя, подразумевает отсутствие высших представительных и выборных государственных органов. Но РФ – не монархия, и, тем не менее, президентский аппарат с его неограниченной системой контроля над региональными и местными органами управления, СМИ и силовыми структурами имеет широчайшие возможности направлять избирательный процесс в нужном ему направлении, определяя состав федеральных законодательных органов, а также удалять неугодных депутатов из их состава. Так что, в значительной степени, состав Совета федерации и Думы является не выборным, а назначаемым, хотя и опосредованно, и в этом плане "сенаторы" и депутаты не намного отличаются от бояр и думных дворян.
Другая важная черта этой системы – несамостоятельность институтов, их составляющих. Как уже говорилось, функция Боярской думы сводилась к тому, чтобы демонстрировать поддержку действиям царя и генерировать предложения, направленные на развитие этих действий. Аналогично этому петровский Сенат был alter ego императора и способствовал осуществлению избранного им курса управления, а не разрабатывал новый курс. Другими словами, бояре, думные дворяне и члены Правительствующего Сената занимались тем, чем занимаются сейчас депутаты Госдумы и члены бутафорного, по существу, Совета федерации.
По замысловатости и массивности система АП существенно опередила придворную. Как и в АП, многие должности при Дворе носили исключительно символический характер, но в отличие от АП, система этих должностей отличалась внутренней логикой построения. В системе АП – зашкаливающее количество подразделений и под-подразделений, многие из которых дублируют не только друг друга, но и соответствующие федеральные министерства.
Одним из самых низших придворных чинов был чин камер-юнкера (9-й класс в Табели о рангах). Ему в качестве аналога подходит статус "доверенного лица президента" ("долп"), во многих отношениях весьма таинственный. Юридически долпы даже не выделены в подразделение АП, что, конечно, не отменяет их фактическую принадлежность к президентскому Двору. Принадлежность к долпам часто рассматривается в СМИ и массовой культуре как членство в элитарном клубе или в ложе избранных. Звание долпа преподносится как высокая регалия, знак отличия.
На содержание Двора тратились колоссальные средства, иногда составлявшие 25% госбюджета. При императрице Анне Иоанновне, племяннице Петра I на двор тратилось три миллиона рублей золотом, в то время как на Академию наук и Адмиралтейскую академию — 47 000, а на борьбу с эпидемиями – 16 000. Согласно официальным данным расходы на деятельность президента РФ составили 16 млрд. руб. в 2015 г. (ок. 226 млн. долларов США по курсу на конец декабря 2015 г.), т.е. примерно 0,1% от бюджетных расходов. Другими словами, невероятно громоздкая структура АП с десятками управлений, канцелярий, департаментов и прочая, а также упомянутыми уже 1600-ми сотрудниками, бóльшая часть которых получает высокие московские зарплаты, обходится казне фактически бесплатно. Подозреваю, что без волшебника Чурова здесь не обошлось. Осмелюсь также предположить, что эти спартанские затраты не включают стоимость содержания 20 дворцов, 58 авиатранспортных средств и яхтенной мини-флотилии президента (только на обслуживание последней еще недавно уходило 3 млрд. руб. ежегодно).
Параллели в структуре и характере нынешнего и монаршего правительственного аппарата указывают на суть политического курса, избранного кремлевским руководством. Великодержавная имперскость, преподносимая под видом "особого пути России" и "духовных скреп", все больше становится политическим ориентиром нынешнего правительства. История показывает, однако, что эпигонские попытки возрождения рухнувшего режима, – крайне сомнительный способ усовершенствования политической системы.
Источник: Livejournal
Коментарі — 0