В планах новой власти – чистка прокуратуры, милиции и госаппарата
В ближайшее время в украинских судах начнется процесс очищения от коррупционеров. Старт кампании дала во вторник вечером Верховная Рада, принявшая после долгих споров Закон «О восстановлении доверия к судебной системе Украины». Будет сформирована Временная специальная комиссия, к которой любое юридическое или физическое лицо сможет обратиться с запросом о проверке деятельности конкретных судей. В Киеве уверены, что люстрация не превратится в охоту на ведьм.
Эксперт Института Горшенина Владимир Застава сказал «НГ», что реформа судебной системы назрела давно: «Согласно нашим соцопросам, украинцы считают суд самым коррумпированным институтом государственной власти: в последние годы уровень недоверия превышал 80%. Люди абсолютно не верили в возможность добиться правды или восстановить справедливость при помощи судебной системы, ручное управление которой осуществлялось из администрации президента. В годы правления Януковича ситуация дошла до абсурда».
Эксперт пояснил, что был создан механизм, позволяющий быстро уволить судью за «политически неверное решение». Но при этом ничего не грозило судьям, поддерживающим власть: «Невозможно было ни проконтролировать работу судьи, ни наказать за неправосудные вердикты. Никакой ответственности».
Летом прошлого года социологи зафиксировали рекордный с момента провозглашения независимости Украины уровень недоверия ко всем органам власти. Милиция, прокуратура и суды оказались наверху черного списка. Как раз в тот момент начался первый бунт населения против произвола: жители поселка Врадиевка Николаевской области напали на райотдел милиции, сотрудники которого изнасиловали и зверски избили молодую женщину, продавщицу местного магазина. Оказалось, что подобное – не первый случай, а подозреваемые, которых попытались защитить их сослуживцы, ранее подозревались в других преступлениях, включая торговлю наркотиками и оружием. Жители Врадиевки, не надеясь на правосудие, попытались взять ситуацию в свои руки. Чтобы успокоить ситуацию, вынужден был вмешаться Киев.
Политологи в тот момент предостерегали, что подобные бунты возможны по всей стране. В СМИ все чаще появлялась информация о попытках совершить самосуд над сотрудниками прокуратуры и милиции, которые регулярно попадали в сводки ДТП со смертельным исходом, но обычно выходили сухими из воды. Несмотря на видеозаписи, свидетельствующие о превышении скорости пьяными водителями, официально экспертиза не подтверждала ни наличие в крови алкоголя, ни нарушение правил дорожного движения.
Периодически достоянием гласности становились анекдотические случаи, когда пересекались интересы тех, кто обычно руководствовался корпоративной солидарностью силовиков. Например, в июне 2013-го прибывшие по вызову сотрудники милицейской Госслужбы охраны задержали пьяного дебошира, угрожавшего посетителям. Им оказался местный судья, в защиту которого выступила прокуратура: уже на следующий день милиционеры были арестованы и началось сведение счетов между ведомствами. Подобные конфликты происходили и между сотрудниками МВД и СБУ.
В то же время вся страна следила за историей с арестом шести жителей города Нежин Черниговской области, которых обвинили в бандитизме – на том основании, что «нежинские робингуды», как их прозвала пресса, объявили в своем районе войну наркоторговцам, за которыми, по слухам, стояли милицейские чины. Только в феврале с.г. уже после бегства Януковича и при вмешательстве Верховной Рады борцы с наркомафией были освобождены.
Превращение правоохранительных органов в карательную систему, которая поставила себя выше любых законов, стало одной из причин восстания против Виктора Януковича. Украинцы потребовали от новой власти в первую очередь провести люстрацию – очищение государственной власти от коррупционеров. Соцопрос, проведенный в конце марта группой «Рейтинг», показал, что граждан всех регионов страны объединяет одно требование – борьба с коррупцией и очищение систем государственной власти от коррупционеров. Этот пункт считают самым актуальным 63% граждан. На втором месте – экономические реформы, за проведение которых выступают 61%.
Против люстрации выступили 10% людей, опасающихся, что процесс еще больше дестабилизирует ситуацию в стране. Не определились с ответом на вопрос 12%. Те же, кто выступает за безотлагательную чистку рядов, считают, что основным критерием должна стать доказанная причастность к коррупционным схемам (54%), причастность к политической коррупции (10%), поддержка идеологии, угрожающей нацбезопасности страны (7%), причастность к нарушению прав человека во время недавних акций протеста (6%).
Анализируя эти данные, эксперты делают вывод, что рядовые граждане видят в люстрации не способ отомстить политическим врагам, а путь к созданию системы власти, устраивающей общество.
Политолог Владимир Застава считает, что если процесс люстрации пройдет по плану, то Украина сформирует настоящую систему независимого суда, а далее последует очищение прокуратуры и правоохранительных органов. «Очевидно, что источник всех проблем в системе правосудия – это коррупция, которую невозможно искоренить одномоментно. Но это делать необходимо», – сказал он «НГ».
В законе, который приняла Верховная Рада, сказано, что для восстановления доверия к судебной системе будет введена временная мера: в течение года пройдут проверку судьи. Для этого планируется в ближайшее время сформировать Временную специальную комиссию в составе 15 членов, по пять из которых будут делегированы Верховным судом Украины, правительственным уполномоченным по вопросам антикоррупционной политики и Верховной Радой. В состав комиссии войдут авторитетные представители общественности, имеющие высшее юридическое образование, судьи в отставке, которые в течение последних пяти лет не занимали административные должности в судах. Не могут быть включены в состав действующие народные депутаты и судьи, госслужащие и лица, которые в течение последних 10 лет работали в правоохранительных органах.
Предполагается, что комиссия будет рассматривать все запросы частных лиц и организаций о проверке деятельности того или иного судьи. Вывод будет направляться в Высший совет юстиции, который в течение трех месяцев должен изучить вопрос по каждому отдельному случаю и принять решение. Если комиссия обнаружит факты, свидетельствующие о нарушении присяги судьи и о совершении судьей должностного преступления, материалы будут передаваться в Генпрокуратуру. Работа комиссии на всех этапах будет гласной и публичной – это предусмотрено отдельными нормами закона.
Министр юстиции Павел Петренко ранее пояснил в интервью газете «Левый берег», что закон о восстановлении доверия к судебной системе не предполагает тотальной люстрации: «Если одновременно уволить 8 тыс. судей, система остановится». Он отметил, что проверку пройдут только те люди в мантиях, к которым у представителей общества есть вопросы.
Кроме того, Петренко отметил новшества в самой судейской системе, которая ранее управлялась в ручном режиме. Министр привел пример: «Решения о формате Совета судей принимались съездом судей. А съезд – через «правильных» делегатов (чаще всего руководителей судов. – «НГ») – был фактически подконтролен власти. Новый закон изменит даже схему делегирования на съезд. Чтобы делегатами становились не председатель суда или его заместитель, а любой из простых судей, кого изберут коллеги на соответствующем собрании. Главное – вернуть судебной системе то, чего ее лишила прежняя власть, – самоуправление».
Согласно новому закону, изменения внесены в Закон «О судоустройстве и статусе судей». В частности, председатель местного суда и его заместитель, председатель апелляционного суда и его заместители, секретари палат апелляционного суда, председатель высшего специализированного суда, его заместители и секретари палат назначаются на должности сроком на один год из числа судей этого суда, но не более чем на срок полномочий судьи. Назначение происходит в результате тайного голосования большинством от трех четвертей от общего числа судей соответствующего суда.
По инициативе не менее чем одной третьей от общего числа судей соответствующего суда может быть проведено тайное голосование для освобождения судьи от занимаемой им административной должности. Это решение может быть принято большинством от трех четвертей общего числа судей.
С момента публикации нового закона увольняются со своих должностей председатели всех судов, их заместители и секретари судебных палат. А также прекращаются полномочия членов Высшего совета юстиции и Высшей квалификационной комиссии судей. Логика в том, что система судебной коррупции выстраивалась при помощи людей, которых назначили на руководящие должности в этой системе. Поэтому для начала требуется назначить новую «верхушку», представители которой не будут иметь отношения к прежним схемам. Затем предполагается принять новый закон о Высшем совете юстиции, в котором впервые будут четко указаны критерии оценки деятельности судьи.
Параллельно Генпрокуратура начинает проверку соответствия документов о высшем образовании прокуроров, поскольку, как сейчас выяснилось, в некоторых случаях легитимность этих документов вызывает сомнения. Но вопросы о порядке люстрации в рядах сотрудников прокуратуры и милиции пока только обсуждаются в Украине.
Одновременно с началом процесса люстрации новая власть разработала ряд законопроектов, направленных на противодействие коррупции. В частности, подготовлен документ «О прозрачности использования публичных средств», обеспечивающий доступ граждан к информации о расходах всех органов власти. Кандидат на пост президента Юлия Тимошенко предложила также принять закон о декларировании расходов госслужащих. «Каждый чиновник должен рассказать, откуда у него имущество. Если он не сможет этого сделать, то имущество пойдет в госказну», – решительно настроена Тимошенко.
Граждане идею поддерживают, поскольку система государственной власти Украины, в которой официальные зарплаты мизерны, стала источником обогащения для тех, кто попадает в нее – зачастую по принципу кумовства. Люди с зарплатами в 200–300 долл. (или члены их семей) владеют огромными поместьями, автомобилями стоимостью в десятки и сотни тысяч долларов, яхтами и зарубежными виллами. Расслоение общества, двойная мораль чиновников тоже стали причиной украинского восстания.
Чтобы уменьшить пропасть между самыми богатыми и остальной частью общества, отдельным пакетом готовятся законопроекты, упрощающие ведение бизнеса: планируется на первом этапе в два раза сократить количество разрешительной документации. До сих пор предпринимателям приходилось получать около 150 разрешений в разных ведомствах и инстанциях, многие из которых превратились в коррупционные кормушки.
Все кандидаты на пост президента отмечают, что без возобновления доверия со стороны общества ни одна власть не продержится долго. «Правительство может просить затянуть пояса только в том случае, если ему доверяют люди. А если доверия нет, экономика снова уйдет в тень, не будет ни достойной, ни безопасной жизни. Без доверия будут новые майданы», – сказал кандидат на пост президента, экс-министр обороны Анатолий Гриценко.
Коментарі — 0