Украина играет «по нотам» Путина?
Минский протокол, подписанный 5 сентября по результатам консультаций трехсторонней контактной группы – Украина-Россия-ОБСЕ – будем честными, не столько ответил на имеющиеся вызовы для Украины, сколько задал новые вопросы. Один из них – особый статус для части Донбасса. В чем конкретно он будет выражаться – пока не ясно. Однако некоторые эксперты уже опасаются, что этот шаг станет первым на пути к реальному «превращению» восточного региона страны в новое Приднестровье.
«Провести децентрализацию власти, в т.ч. путем принятия закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон об особом статусе)», - так дословно звучал этот пункт в документе.
Власти самопровозглашенной Донецкой народной республики поспешили первыми рассказать, что они понимают под этим статусом. Получение независимости от Украины при сохранении культурных и экономических связей. «Каждая сторона может трактовать понятие статуса по-своему», - пояснил так называемый вице-премьер ДНР Андрей Пургин. И сделал акцент на том, что о «возвращении региона в состав Украины в документе речь не идет».
Иначе трактовал этот пункт советник президента и лидер партии «Блок Петра Порошенко» Юрий Луценко. «Протокол определил: речь не идет об особом статусе двух областей. Там четко написано: только те районы, которые не подконтрольны украинской власти в двух областях», - сообщил он вчера в эфире политического ток-шоу. То есть речь лишь о трети Донбасса. Сейчас, по словам Луценко, идет демаркация позиций, которые занимают украинские войска и которые они занять не могут. «Специальная зона» в составе Украины, считает политик, должна быть изолирована и обнесена инженерными сооружениями.
Однако вопросов к предполагаемому особому статусу части региона и после этого остается слишком много.
Что конкретно он предполагает? Как будет распространяться? Кто остается ответственным за происходящее в оккупированных территориях? Украина? Россия? Самопровозглашенные республики? Нужна ли действительно «граница» - с колючей проволокой и постоянно действующими патрулями? Будет ли пропускной контроль в зоны с особым статусом?..
В соответствующих комитетах Верховной Рады, которой и предстоит принимать Закон об особом статусе, пока не слышали ничего большего, чем уже озвучил Луценко.
Сергей Каплин, секретарь комитета по вопросам национальной безопасности и обороны, выразил надежду, что его комитет будет принимать участие в разработке документа. «Но ни концепции, ни задумки закона я пока что не знаю», - отметил он в комментарии «Главкому».
Ничего не ответили и в комитете ВР по вопросам государственного строительства и местного самоуправления. «Мы пока слышали только о том, что такой закон должен быть. Но никаких наработок еще не видели», - рассказала заместитель председателя, нардеп Наталья Новак.
Однако она не исключила, что проект, скорее всего, будет разрабатываться в Администрации президента и в ближайшее время – возможно, уже на следующей неделе - окажется на рассмотрении в парламенте. Эту же информацию «Главкому» подтвердили и источники в окружении Порошенко. На этом конкретика пока заканчивается.
Координатор группы «Информационное сопротивление» Дмитрий Тымчук уже озвучил три возможных сценария развития событий в связи с внедрением особого статуса для части территорий Донбасса.
Первый – сверхоптимистичный. Он учитывает настроения части населения, которая поддерживала сепаратистов, но в то же время сохраняет особые территории в составе Украины с последующей их интеграцией в общеукраинское пространство. Но при таком раскладе для Кремля становится невозможным выполнение главной оперативно-тактической задачи: взятия этих территорий под свой контроль. И реальность плана - под сомнением.
Одним из путей возвращения Донбасса – как раз в связи с принятием особого статуса для его части – нардеп Сергей Каплин видит мощный сигнал со стороны всей Украины – относительно реформ, люстрации и т.п. «Тогда это сподвигнет эти части региона провести референдумы, которые и вернут их в состав Украины», - отметил эксперт, добавив, что других средств – в том числе, и военных – у страны сегодня нет.
Однако политолог Андрей Золотарев считает, что как раз вот этот особый статус не устроит именно вторую сторону конфликта, потому как сохраняет суверенитет Украины, хоть и «в особом статусе». «Вот Приднестровье же вынуждено осуществлять внешнеэкономическую деятельность по законам Молдовы, - приводит в качестве примера эксперт. – Возможно, этот статус – это элемент какой-то многоходовки. Но первоначальная идея имеет мало шансов на практическую реализацию». И минские договоренности вполне могут остаться на бумаге.
Второй сценарий по версии Тымчука – оптимистичный. При котором перемирие будет использовано для выполнения политической (те же досрочные парламентские выборы) и «организационно-мобилизационной» задач Киева – с дальнейшим продолжением боевых действий и ликвидацией террористических группировок. Но паузу также могут использовать и российские войска для наращивания потенциала, и ДНР и ЛНР для дальнейших мероприятий по «выводу» захваченных территорий из состава Украины.
Третий – пессимистичный. Это потеря Киевом контроля над оккупированными территориями, замораживание конфликта и уход данных районов Донецкой и Луганской областей под контроль России.
Но при любом раскладе особый статус – пусть и только для трети Донбасса - создаст существенное внутриполитическое напряжение в стране.
Во-первых, он, по сути, предоставит самопровозглашенным республикам некий административный статус – то есть легализирует их. «Это факт легитимизации нас», - после переговоров в Минске не без удовлетворения заявил представитель ДНР Александр Захарченко.
Во-вторых, позволит лидерам сепаратистов уже на более официальном уровне решать судьбу подконтрольных территорий. В документе речь идет о децентрализации власти – значит, новосозданные органы местного самоуправления, кто бы в них не вошел, наверняка, будут представлять мнение нынешней террористической верхушки ДНР и ЛНР.
В-третьих, «превратит» регион в зону резервации без внятного будущего. По сути, создаст новое Приднестровье, о чем как раз и говорил Тымчук. И это как минимум.
Надо признать – Украина действительно не может контролировать (по крайней мере, пока) треть территории Донбасса. «На момент конфликта с Россией украинская армия не имела достаточного потенциала, чтобы защитить Донбасс, - отмечает депутат Сергей Каплин. – Чтобы понимать, как действовать дальше, нужно оценивать готовность Украины в десятилетней войне. Она есть? Если да – хорошо, мы идем бороться за наши территории. Но мы – страна мира – надо это учитывать. У нас много лет уничтожали армию и экс-министры обороны, и экс-президенты». Однако в то же время Каплин говорит о необходимости разобраться в содержании «особого статуса». «Нужно знать, насколько он повлияет на связи этих регионов с Украиной, не помешает ли возвращению оккупированных территорий в состав страны», - сказал он.
Ряд экспертов и политиков уверяют: гораздо логичнее было бы объявить эту треть Донбасса – как уже было сделано с Крымом – временно оккупированной территорией.
«В таком случае мы бы сделали две важные вещи, - рассказывает «Главкому» директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала. – Мы бы указали, что Россия оккупировала территорию. И нам бы не нужно было признавать один или даже два каких-то субъекта власти на этой территории – ДНР и ЛНР, потому как это нехороший прецедент».
Особый статус, по мнению эксперта, это реально первый шаг на пути создания проблемной зоны – такой, как Приднестровье, Абхазия или Южная Осетия. «Это будет проблемная зона для всей страны – и это мы хотим узаконить особым статусом, - отметил он. – Тут мы играем – пусть и не так быстро, как кому-то бы хотелось – но по правилам Путина. Он внедряет свой план – ДНР и ЛНР отдельные субъекты, Россия не при делах. А мы накидываем на него дополнительные пункты и говорим, что все это, на самом деле, идет от Украины».
Категорически против особого статуса выступает и некогда соратник Луценко, попавший в первую десятку списка «Громадянской позиции» Анатолия Гриценко, Тарас Стецькив. «Это оправдание неготовности и неспособности украинской власти продолжать войну с Россией. Это путь к поражению Украины в противостоянии с Россией», - говорит он в комментарии «Главкому». Политик выступает за признание этих территорий временно оккупированными, отмечая, что государство в таком случае не обязано будет финансировать территории и сможет готовиться к их освобождению – военным, дипломатическим или политическим путем. «Российские войска должны быть либо выведены под давлением, либо разгромлены», - считает Стецькив. В документе же, подписанном в Минске, напомним, речь идет только о выведении «незаконных вооруженных формирований, военной техники, а также боевиков и наемников».
На территории Донбасса разыгрывается почти что «приднестровский сценарий». «Почти что», потому что Донбасс для Путина, как и Крым, сам по себе – чемодан без ручки. Потому с присвоением части региона особого статуса Украина, по мнению Стецькива, получает «анклав, который контролируется Россией, и с которого будет распространяться дальнейшая экспансия и агрессия со стороны РФ». «А потом нас еще заставят эту территорию восстанавливать», - добавляет политик, вспоминая заявление российского премьер-министра Дмитрия Медведева.
«Россия уже начинает действовать на Донбассе по той же схеме, которую внедряла в Абхазии и Южной Осетии – это и выдача российских паспортов и паспортов самопровозглашенных республик, и завоз рубля, и многое другое», - соглашается Андрей Золотарев и отмечает, что сейчас нужно очень пристально следить за происходящим. И в случае необходимости применять уже другие меры, более серьезные, чем просто присвоение какого-то особого статуса части восточных регионов страны.
Коментарі — 0