Украина и Грузия давно находятся в одной лодке

Украина и Грузия давно находятся в одной лодке

Попытки действующей власти найти некие алгоритмы для диалога с Кремлем успехом не увенчались. Но Россия остается в числе главных рынков для грузинских товаров

Когда говорят, что Украина развалила Советский Союз, как правило, забывают, что в реальной истории распад коммунистической империи начался с Южного Кавказа, в частности, в силу трусоватой непоследовательности перестроечного руководства в Москве, пасовавшего перед острыми вызовами мифологической конструкции о дружбе народов, порожденными гласностью и относительно свободными выборами в советы всех уровней. Историю Грузии в 90-е годы трудно, как принято с печальной иронией говорить об истории украинской, читать без брома.

Тогда эта кавказская республика, по разным причинам находившаяся в СССР на особом положении и заметно отличавшаяся более высоким уровнем жизни, в силу как интриг структур советской политической полиции, пытавшихся сохранить свое влияние, так и раздутых амбиций политических лидеров новой волны, провалилась в натуральный ад.

Еще недавно процветавший край «умеющих жить» перестроечных кооператоров и цеховиков разорвали локальные конфликты, кровавые вооруженные перевороты и глубокая экономическая депрессия, приведшая к тотальной коррупции и криминализации общественной жизни. Второй президент Грузии, бывший советский министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе, председательствовал над противоречивой стабилизацией, тихим упадком и обнищанием в итоге непродуманных экспериментов с приватизацией.

Казалось, никакой надежды нет, но в 2003 г. все внезапно изменилось, недавний министр юстиции, выпускник Киевского института международных отношений и Колумбийского университета Михеил Саакашвили сумел удивить мир первым подлинным успехом модернизационных реформ на постсоветском пространстве (за пределами стран Балтии).

Отношение к фигуре Саакашвили и сегодня остается в Грузии и других странах неоднозначным — политика его правительства, во многом напоминавшего диктатуру, тяжелым катком прошлась по тому слою, который еще недавно принято было считать носителем традиционных ценностей. Но факт остается фактом — в нулевые годы Грузия совершенно преобразилась.

Многое из Грузии классического периода советского кинематографа и романовской имперской эпохи, того древнего очарования, которое влекло к ней гуманитарную интеллигенцию со всех концов СССР, ушло в прошлое или затаилось в сумраке кавказских ущелий.

Горные долины прорезали современные дороги, вдоль которых выстроились американские франшизы в сфере быстрого питания, а всю территорию страны покрыла сеть центров интегрированных административных услуг.

Непредставимо радикальным для постсоветского пространства (да и любых развивающихся стран) образом был сокращен административный аппарат, начала внедряться либертарианская по духу налоговая политика, а на берегу Куры вырос  тбилисский вариант вашингтонского Белого дома.

Купленный дорогой ценой уничтожения традиционного уклада, фактическим отказом от системы социальных гарантий, являющейся той священной коровой постсоветских государств, которая поедает в них всю свежую траву, жестокого подавления кланово-местнической системы отчасти предосудительными методами, грузинский успех, разоблачая лень, глупость и порочность большинства постсоветских правителей, мозолил глаза недоброжелателям. Собственно, это и сделало новую войну на Кавказе неизбежной.

Однако новая грузинская система осталась нетронутой и пережила своих создателей - это и отличает фундаментальные преобразования от косметических реформ.

После 2008 г. неуклонно терявший популярность президент Саакашвили не только согласился двинуть Грузию по направлению к смешанной модели, в которой главную роль играют парламентское большинство и кабинет министров, но и сам впервые в истории страны показал пример пускай крайне неохотной, но мирной передачи власти.

Триумфаторы — широкая коалиция «Грузинская мечта» во главе с эксцентричным миллиардером Бидзиной Иванишвили оказались в основном выходцами из разных периодов эпохи самого Михеила Николозовича, и это совершенно классический сюжет из истории многих стран.

Правление «мечтателей» смягчило, да и то ненадолго, некоторые острые углы социальной политики предшественников, но продолжало двигаться в том же институциональном фарватере, заслуженно приведя Грузию к ассоциации с ЕС и подтвердив свой мандат на парламентских выборах 2016 г., где эта коалиция завоевала конституционное большинство. Несмотря на опасения, повальные коррупция и клановый уклад не вернулись.

Более того, современная Грузия со своим дружелюбным для самозанятых налоговым и гражданским законодательством, доступным кредитом и простейшей регистрацией бизнеса продолжает оставаться маяком для более радикальной части украинских политиков и общественных деятелей реформистского крыла.

Было бы неосмотрительно лакировать объективные проблемы, в контексте которых Украина и Грузия давно находятся в одной лодке. Это и массовый отток молодежи, а также рабочей силы в целом в более зажиточные западные страны. Это стигмы оккупации Россией частей страны и ее продолжающееся деструктивное культурно-информационное влияние.

Попытки действующей власти найти некие алгоритмы для диалога с Кремлем, по понятным причинам, особым успехом не увенчались, правда, были возобновлены штатные торговые отношения, однако и труба «Газпрома» в Армению проходит по грузинской территории.

Наконец, это затуманенная перспектива членства в НАТО и полноценного членства в ЕС, ставшая таковой в силу инфантильности и податливости коррупционным соблазнам части европейских элит. Впрочем, пока суд да дело, Грузия продолжает наращивать туристический поток, усиливать свою инвестиционную привлекательность, крепить сложившиеся и создавать новые альянсы.

В частности, кроме соглашения о свободной торговле с Евросоюзом и странами Европейской ассоциации свободной торговли EFTA, Грузия установила такие же торговые режимы с Турцией и Китаем. Планируются переговоры о подписании соглашения о свободной торговле с Гонконгом, а год назад было завизировано соглашение о целесообразности исследования возможности свободной торговли между Грузией и Индией. Ведутся также предварительные консультации с Великобританией по возможным переговорам о режиме свободной торговли после Brexit. Эта активность в условиях резко отрицательного торгового сальдо маленькой страны приносит результаты.

Так, в 2017 г. экспорт из Грузии, по сравнению с 2016 г., вырос на 29,1% и составил более $2,7 млрд, а общий внешнеторговый оборот в 2017 г. увеличился на 13,8% по сравнению с 2016-м, превысив $10,7 млрд (без учета неорганизованной торговли). В то же время импорт в Грузию в прошлом году вырос на 9,4% и составил около $8 млрд. Крупнейшими ее торговыми партнерами в 2017 г. остаются Турция, Россия и Китай. С начала года оборот с этими странами в целом составил свыше $3,7 млрд, более трети от общего торгового оборота Грузии. РФ остается главным рынком грузинского вина — в 2017 г. республика экспортировала туда около 47,8 млн бутылок вина.

В десятку торговых партнеров Грузии также входят Азербайджан — $882 млн, Украина — $570 млн, Армения — $490 млн, Германия — $480 млн, США — $390 млн, Болгария — $334 млн и Италия — $287 млн. Доля ЕС во внешнеторговом обороте Грузии составила 26,6%. А разницу в сальдо во многом покрывает огромный поток туристов. Также не менее $1 млрд в год пересылают в страну занятые за рубежом грузины.

В то же время критики упрекают нынешнее руководство в том, что страна впала в спячку, а обещания «мечтателей» остались красивыми сказками. Качественные изменения происходят слишком медленно, а власти просто эксплуатируют заслуги предшественников, параллельно вешая на них негатив (украинцам такая модель поведения хорошо знакома).

Впрочем, после ухода от власти «Единого национального движения» пошел шестой год, а большого желания вернуть его к штурвалу грузины не демонстрируют. Конечно, уровень популярности «националов» мог бы вырасти, возглавь их вживую собственной персоной Саакашвили, который время от времени заявляет, что готов вернуться, несмотря на риск заключения под стражу. Но время идет, и экс-президент потихоньку начинает переоценивать свои реальные возможности. Хотя его возвращения и попытки реванша исключать нельзя, ведь в октябре нынешнего года состоятся президентские выборы и действующий лидер Георгий Маргвелашвили намерен переизбраться на второй срок.

Правда, можно предположить, что большинство граждан просто не хочет вновь входить в мобилизационный режим штурмующего любые, в том числе и культурно-цивилизационные преграды «Миши». Но с ним или без него одаренная красивой природой древняя Грузия со своим современным рекреационным сектором остается одним из любимых и бюджетных направлений украинского отдыха, а Тбилиси — надежным партнером Киева.

Источник: Деловая столица

Автор: Максим Михайленко

 

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: