Старый Париж в объективе городского романтика и историка Эжена Атже. Фотогалерея
Эжен Атже – «Бальзак фотоаппарата», оставивший громадную коллекцию фотографий былого Парижа, его старых улочек, архитектуры и жителей
Эжен Атже (Jean Eugene Auguste Atget) родился в 1857 году в Либурне. В детстве осиротел и воспитывался дедом по материнской линии в Бордо. Получив среднее образование, ушёл в торговый флот, а в 1878 году переехал в Париж, где со второй попытки поступил на актёрские курсы.
Пятнадцать лет без особых успехов продлилась актёрская деятельность Атже, примкнувшего к труппе передвижного театра. Из-за болезни голосовых связок ему пришлось покинуть актёрство и заняться живописью. В конце 1880-х годов среди его интересов оказалась и фотография.
Атже стал настоящим мастером в жанре городской фотографии, снимая в документальном стиле фасады домов, пустые переулки, витрины, прохожих, парки Версаля, уличные ярмарки и проституток. Многие запечатлённые им старые здания вскоре снесли.
Чтобы заработать на жизнь, фотограф продавал свои снимки архитекторам, ремесленникам, декораторам, издательствам, библиотекам, музеям и художникам, которые писали с них картины. Над его ателье даже висело объявление: «Атже – документы для художников».
«В результате более двадцати лет труда и личной инициативы, я собрал все улочки старого Парижа на фотопластинках форматом 18х24. Это художественная документация красивой гражданской архитектуры от 16-го до 19-го веков: старые отели, исторические и любопытные дома, красивые фасады, красивые двери, красивые деревянные отделки, дверные молотки, старые фонтаны. Этот огромный художественный и документальный сборник завершён. Я могу искренне сказать, что владею всем Старым Парижем», – когда-то сказал Эжен Атже.
Эжен Атже умер в 1927 году. Его великолепный архив сохранился благодаря усилиям Ман Рэя и Беренис Эббот, высоко ценившим его творчество. Эббот сказала: «Его запомнят, как городского историка, настоящего романтика, влюблённого в Париж. Он – Бальзак фотокамеры, чьи работы позволяют нам сплести необъятный гобелен французской цивилизации»
Коментарі — 0