Как нам продвигать интересы Украины в мире? Ответ лежит у нас перед глазами
Мы хорошо мобилизуемся против чего-то плохого. Хотя надо собираться за что-то хорошее
Эпизод со сбором Национального музея истории Украины на демонтаж МАФа РПЦвУ возле фундаментов Десятинной церкви – вдохновляющий и показательный одновременно.
Вдохновляющий – ибо закрыли очень быстро, «с горочкой», при массовом участии.
Показательный – ибо мы хорошо мобилизуемся против чего-то плохого.
Пора выходить на следующий уровень – собираться за что-то хорошее.
Разница в том, что мобилизация за что-то – это созидательная деятельность, требующая длинной воли и терпения дождаться результатов.
Против чего-то – это как правило всегда о тактике. за что-то – больше соответствует громкому слову «стратегия».
Так вот. Пример стратегии, которая могла бы быть.
Мы не выживем как страна в сколь-нибудь целом виде без западной (в том числе – европейской) поддержки. Нам нужны европейские деньги и оружие.
Для этого нам нужна поддержка европейских обществ. Ибо общества нарезают задачи политикам и влияют на решения.
Поддержка Украины в важных для нас европейских обществах снижается или нестабильна. Актуальная потребность – постоянно говорить с этими обществами, чтобы сохранить/увеличить поддержку. А они очень разные.
Нужны адекватные средства (каналы и контент).
Причем не политики и не официальные лица. Время, когда украинские лидеры могли напрямую говорить с западными обществами и ломать установки западных политиков, на исходе. Рандомные депутаты тоже могут действовать по ограниченному спектру задач.
Нужны другие инструменты, способные 1) апеллировать к широкой аудитории 2) на тему войны. Попробуйте еще прорваться с контентом о войне на какую-то приличную площадку и назвать вещи своими именами.
Все банально, очевидно, ничего нового. Надо просто делать.
Так вот есть инструмент с правильным контентом, который может зайти на статусные европейские площадки и говорить с людьми о войне, гибко адаптируясь к ландшафту конкретной страны.
Это – музеи
Нельзя переписать пьесу или переснять фильм под задачу в каждой конкретной стране. А музейную выставку – элементарно адаптировать.
Логика подсказывает, что раз есть актуальная потребность, надо масштабно инвестировать в этот инструмент.
Да. Но нет.
Если музей сейчас попросит бюджетные деньги на зарубежный проект, начнутся крики, что все надо на фронт! Ведь так?
Если музей начнет собирать деньги через донаты/спонсоров, начнутся те же крики, что пусть кто-то другой это финансирует, а люди/бизнес пусть донатят на фронт!
Кто? Вот кто? Если государству нельзя и людям/бизнесу тоже нельзя?
Делать на коленке из подручных средств качественные проекты невозможно. Ужасно страдает эффективность. Зависимость очевидная. Можно взять миллион евро и купить несколько сотен снарядов. Если взять тот же миллион евро и дать правильному музею, он вытопчет полЕвропы! И на круг сгенерирует политическую поддержку миллионов на 100-200, плюс взрыхлит почву для работы публичных лиц – аудитория будет чуть лучше понимать Украину, станет чуть лояльнее. Главное, что создают музеи – устойчивые долгосрочные связи.
Не верите? Просто поинтересуйтесь, насколько тесны даже сейчас связи российских музеев с коллегами, а через них – с влиятельными кругами за рубежом. Кэнселить Эрмитаж – примерно то же, что кэнселить Чайковского. Но Чайковский об «СВО» ничего не напишет. А Эрмитаж подыгрывает Кремлю аж бегом. Там где надо и так как требуется. Это размывает санкции и формирует атмосферу «не все так однозначно». Это – стратегия, в которую инвестировали десятилетиями.
Если брать тему войны в концентрированном виде, в Киеве минимум три музея могут играть в эту игру на высоком уровне.
Первый – Национальный военно-исторический музей Украины (в системе Минобороны). Из наглядного – ростехника и стена памяти на Михайловской, «парад» на Хрещатике, российские танки в Европе и др. Недавно была очередная выставка в Брюсселе. Это все – на энтузиазме и с минимальным ресурсом. Можно лучше. Здесь самый большой потенциал по сотрудничеству, потому что есть доступ к артефактам и прямой выход на партнерскую сеть музеев оборонных ведомств. И здесь будет лучшая коллекция.
Второй – Национальный музей истории Украины. Первую выставку об обороне Киева делали еще весной 2022 года. Создана лучшая выставка (де-факто – мемориал) об обороне «Азовстали». Кто не был – очень рекомендую. Ком в горле. Есть небольшая, но качественная экспозиция о Ягодном (Черниговщина, школа, где в подвале держали десятки людей). Это – музей №1 страны, он делает сильные в стилистическом и смысловом плане исторические проекты, задает планку. Но также без ресурса. Хотя мог бы легко выходить на площадки №1 в ключевых странах.
Третий – Национальный музей истории Украины во Второй мировой войне. Находится в поиске своего позиционирования. Наиболее аттрактивный в Украине за счет большой территории и Родины-Матери, но при этом может генерировать контент для работы за рубежом.
Объективная потребность в долгосрочных интересах обороны – обеспечить каждому из этих музеев «видатки розвитку», раскидать задачи и вперед!
(есть и другие музеи, в т.ч. – региональные, не перечисляю все, тут основные для иллюстрации).
Но.
Представьте, что Минобороны в текущей ситуации отсыплет своему музею минимально адекватный «бюджет розвитку». Это значит увеличить текущий микроскопический в 50 раз. Звучит страшно, но в сумме это будет миллиона полтора евро на год. Мизер на фоне общих затрат и потенциальных результатов. Но сколько будет апоплексических ударов, истерик и обмороков в прямом эфире? Все ж на фронт! А тут какой-то музей! Спасибо, хоть не цирк!
Истерический потенциал такой, что может дестабилизировать оборонное ведомство, все руководство будет вынуждено оправдываться, почему армия гола-боса, а музей жирует?!
То же самое НМИУ. За попытку адекватно профинансировать музей Минкульту вспомнят не только забронированных жонглеров, но вообще все грехи от сотворения мира. Хотя в том же НМИУ несколько сотрудников воюет…
Ввиду чего задача почти неподъемная. Хотя жизненно необходимая. И за поддержку музеев надо хвалить, а не распинать.
Ибо. Если вы находите для музея грант какой-то очень цивилизованной и нежной страны, не факт, что вы сможете расставить нужные акценты. Вам подскажут, что нельзя писать «убиты российскими оккупантами» – это «жертвы конфликта», не стоит призывать к «наказанию агрессора», надо «восстанавливать мир», поддерживать украинскую армию – это вообще немыслимо, ибо делает стороной «конфликта». О роли Украины в коллективной обороне – это вне приоритетов, и т.д. Замкнутый круг.
Итого
Украинский нарратив может системно продвигаться только за счет украинского бюджета или взносов украинских граждан/бизнеса. Другие источники – скорее исключение, партнерская помощь – приятный бонус.
Я к чему.
Если какой-то из музеев снова объявит сбор, но уже под какой-то проект на военную тематику, не стоит кричать «опомнитесь, все на фронт!». Не готовы поддержать деньгами – помогите информационно. Потому что музеи могут дотянуться туда, куда никакими другими средствами не достать.
И это я вообще не затрагиваю тему работы внутри страны на обеспечение единства и решение других прикладных задач.
Если в инструменты работы с аудиториями других стран не будут инвестировать украинские граждане напрямую или через бюджет – никто этого не сделает. Потому что все остальные заинтересованы, чтобы таких инструментов у нас не было и мы были полностью зависимы.
У нас много умничают, что «война надолго» и «надо играть в длинную». Каждая говорящая голова это талдычит. Так играйте в длинную!!! И людей ориентируйте.
Коментарі — 0