«Карнавализация» перед выборами в Крыму
Крымчан ожидает очередная ударная доза «пропагандистского адреналина», действия которого хватит ровно до 18 марта – дня голосования
Кремлю нечего предложить крымчанам, кроме общих фраз
Аннексированный Крым – один из «столпов» предвыборной кампании президента России Владимира Путина. Власти оказались в непростой ситуации: Кремлю нужно получить аномально высокую явку крымских избирателей на фоне стагнации региональной экономики и социальной сферы.
По информации источников РБК, российские власти Крыма поставили для себя задачу приблизить уровень явки на выборах президента и результаты голосования за Владимира Путина к результатам «референдума» 2014 года. Сообщается, что начальство полуострова таким образом пытается проявить инициативу. Планируется организовать и провести выборы так, чтобы их результаты стали своего рода «референдумом» по доверию крымчан президенту Путину.
Согласно российской версии событий, в марте 2014 года явка на «референдум» составила 83,1%. За «присоединение» полуострова к России якобы проголосовали 96,77% жителей. Явка на первых думских выборах в Крыму была скромной – 45,97%. Тогда власти оправдывали это тем, что парламентские выборы в соседней России, по мнению крымского электората, имеют меньшее значение.
Теперь властям полуострова придется подтвердить, что на президентских выборах крымчане голосуют гораздо активнее. Для мобилизации электората они планируют провести расширенные празднования «крымской весны», сообщили источники в Кремле. Соответствующие расходы заложены в бюджете Крыма. Пик агитации запланирован на февраль-март. В администрации российского президента уверены, что крымчане готовы проголосовать подавляющим большинством за Владимира Путина, но многое зависит от работы агитаторов. «Условно говоря, задача звучит так: крымчане хотят поддержать Путина, и нельзя никого из них «потерять по дороге», – рассказал собеседник РБК.
На самом деле редакция РБК явно польстила крымской верхушке. В российской системе власти у крымского начальства не может быть собственной инициативы во всем, что касается большой политики. Президентская кампания – стратегический процесс, в котором местное руководство может только следовать инструкциям сверху. Любой шаг в сторону приравнивается к саботажу. Все это напоминает советское мифотворчество, когда обкомы КПСС «брали обязательства» выполнить и перевыполнить все решения ЦК. При этом все крупные задания всегда заранее согласовывались с Москвой. Если бы Кремль разрешил или обязал подконтрольных Кремлю главу парламента Крыма Владимира Константинова, главу Крыма Сергея Аксенова проявить такую инициативу, то об этом стало бы известно уже на следующий день из их публичных заявлений.
У Москвы нет уверенности, что жители Крыма массово ринутся на избирательные участки. Указанное сообщение от РБК и недавний «сталинградский митинг» в Симферополе показали, что российское руководство выбрало нехитрую технологию – «карнавализацию» электорального процесса. Широкую политическую дискуссию и обсуждение экономической программы главного кандидата пытаются заменить народными гуляниями, обильной наружной рекламой, красивой картинкой в телевизоре и социальных сетях. Кремль и власти на местах старательно уводят в сторону любые разговоры об экономической программе Путина на следующие шесть лет. Даже у российских наблюдателей складывается впечатление, что такой программы или даже концептуального наброска нет в наличии. Власть говорит исключительно о «стабильности» в экономике, не раскрывая критериев оценки.
Кремлю нечего предложить крымчанам, кроме общих фраз. Крымские и российские СМИ, обслуживающие предвыборную кампанию Владимира Путина, не могут найти более-менее привлекательных посылов со стороны главного кандидата. У Москвы нет позитивной экономической повестки. В качестве примера можно привести одно из недавних заявлений Владимира Путина по поводу перспектив региональной экономики. Он уверен, что развитие Крыма будет идти ускоренными темпами. «Не думаю, что сегодня ситуация вокруг Крыма является драматичной, напротив, уверен, что все будет постепенно стабилизироваться», – сказал Путин в ходе телемоста с ведущими вузами России. Словосочетания-маркеры «будет развиваться», «ускоренными темпами», «постепенно стабилизируется» с головой выдают то, что никакого реального плана по повышению уровня жизни крымчан у Москвы нет.
Как следствие, крымские власти с подачи администрации президента соседней России избегают конкретики. Стихли разговоры об экономических улучшениях после строительства моста через Керченский пролив. Константинов и Аксенов перестали рассказывать об «энергетической независимости» Крыма, строительстве ТЭС. Известно только, что проект подорожал из-за санкций и политического давления Запада. Отчаянная борьба с самостроями тоже сошла на нет. Теперь уже господин Аксенов не намерен сносить объекты на ЮБК, а только штрафовать собственников, что, мягко говоря, снижает деловую привлекательность полуострова. Из бюрократических «закромов» достали проект игорной зоны на ЮБК, который несколько раз откладывали из-за нежелания крупного бизнеса вкладываться в рискованное и бесперспективное предприятие.
Перечислять «затухающие» проекты можно долго. Важно другое. Крымчан ожидает очередная ударная доза «пропагандистского адреналина», действия которого хватит ровно до 18 марта – дня голосования. Затем политический карнавал закончится, и начнутся серые будни: растущие цены, невысокие зарплаты, проблемы в медицине и образовании на фоне бесконечных обещаний власти что-то улучшить или исправить.
Коментарі — 0