Власть разрешит Киеву в разгар отпускного сезона избрать бутафорского мэра
Партия регионов сегодня отказалась назначать внеочередные выборы мэра Киева и Киевсовета и перешла к завершающему этапу воплощения в жизнь сценария киевских выборов, о котором «Главком» написал еще месяц назад.
Если вкратце, описанная нами тогда схема выглядела так: власть соглашается проводить выборы мэра Киева, который, фактически, не будет иметь реальных полномочий. Их еще в 2010 году передали назначаемому Президентом главе КГГА. При этом власть сделает все возможное, чтобы отложить выборы Киевсовета, так как именно этот орган является главным центром принятия решений в столице. А при нынешних рейтингах Партии регионов в столице при любой избирательной системе Киевсовет перешел бы под полный контроль оппозиции.
Итак, по последним данным наших источников в рядах регионалов, именно такой сценарий воплощается в жизнь в Конституционном суде. Напомним, Партия регионов сделала все возможное и невозможное, чтобы в начале месяца не позволить провести через Верховную Раду постановление о назначении очередных выборов мэра Киева и горсовета. При этом регионалы нашли прекрасную отговорку – ситуация с датами выборов настолько запутанна, что без помощи КС не обойтись. Под этим соусом провластные фракции провалили голосование, а перед этим направили обращение в Конституционный суд.
Логика обращения проста – нынешний созыв Киевсовета был избран на внеочередных выборах в мае 2008 года. В Конституции определен 5-летний срок полномочий местных советов, избранных на очередных выборах. В 2011 году в Конституцию внесли поправки и прописали, что очередные выборы местных органов власти проходят в последнее воскресенье октября пятого года полномочий. Подразумевается, что все местные органы власти, избранные на очередных или внеочередных выборах, будут переизбираться на очередных выборах в один день.
Таким образом, можно вывести схему – мол, очередные выборы Киевсовета могут быть проведены в последнее воскресенье октября 2015 года, как и везде по стране. Конечно, у этого сценария есть одно большое «но» - Киевсовет проработает на два с половиной года больше отведенного Конституцией срока. Но такие мелочи нынешних судей КС отнюдь не смутят.
С мэром ситуация иная – его полномочия предусмотрительно прекратили досрочно еще год назад – за день до окончания полномочий. Его переизбрать сейчас мы обязаны – так требует закон и Конституция. И проработает он также до последнего воскресенья октября 2015 года.
По данным источников «Главкома», именно такое решение Конституционного суда мы увидим в июне 2013 года. Регионалы сразу начнут говорить о непрекословном его выполнении и назначат выборы мера Киева на август 2013 года – ведь срок кампании всего два месяца. И ничего, что с момента отставки Черновецкого главной отговоркой регионалов от проведения выборов мэра еще в 2012 было стремление провести одновременные мэрские выборы и выборы в Киевсовет. Обстоятельства меняются, а с ними и принципиальная позиция таких политиков, как Владимир Рыбак. Который лично не раз обещал выборы Киевсовета в 2013-м.
-- Почему власть боится выборов Киевсовета
Нежелание Партии регионов проводить выборы Киевсовета абсолютно логично. На последних парламентских выборах оппозиция в Киеве суммарно взяла 73%, а Партия регионов и коммунисты не дотянули и до 20%. По последним соцопросам, ситуация еще хуже – ПР вместе с КПУ набирает лишь 13% голосов киевлян.
Во власти вынашивали разные варианты, как обойти фактор своей абсолютной непопулярности в городе, озвучивался план внедрить чистую мажоритарку, а при помощи админресурса фальсифицировать голосование и таки добиться приемлемого результата. Но от этой идеи отказались. Причин тому несколько.
Первая – формирование избирательных комиссий. «Главком» подробно расписывал схему, как нынешний закон о местных выборах позволил бы оппозиции на очередных киевских выборах взять под контроль избирательный процесс. Общее число членов киевской территориальной комиссии – 18 человек, их назначает Центральная избирательная комиссия. Но 15 членов попадает на квоту парламентских фракций. Еще троих «жеребят» из числа претендентов, поданных другими участниками избирательного процесса – помимо парламентских партий, имеющих свои фракции в Верховной Раде.
Сейчас в парламенте три фракции оппозиции, и всего две – провластные. А потому на киевских выборах оппозиция будет контролировать по 9 членов в районных территориальных избирательных комиссиях, и самое главное – Киевской городской территориальной комиссии, которая и будет руководить всем избирательным процессом в столице. При согласованных действиях «Удара», «Свободы» и «Батькивщины» поле для фальсификаций будет сужено до минимума.
Вторая – никто не мог гарантировать, что через Верховную Раду удастся протянуть поправки к закону о местных выборах, чтобы поменять избирательную систему и процедуру формирования теризберкомов. А если проблему нельзя решить, то ее можно заморозить на два года. Нынешний состав Киевсовета и так устраивает Банковую.
-- Мэр в августе и подконтрольные Партии регионов избиркомы
В такой ситуации проводить мэрские выборы не столь провальная затея для Партии регионов. Прежде всего, у главы КГГА Александра Попова благодаря админресурсу и легендарным «бабушкам Черновецкого» по всем опросам есть 15-20% поддержки. Конечно, выиграть у единого кандидата от оппозиции с таким рейтингом сложно, но при благоприятном стечении ряда факторов абсолютно реально.
Прежде всего, вся волокита с Конституционным судом позволит провести выборы в августе – во время мертвого политического сезона, когда средний класс отдыхает на морях и по заграницах, а студенты разъезжаются по домам. Вес ядерного электората ПР и Попова в такой ситуации значительно возрастает.
Далее применяется технология псевдо оппозиционных кандидатов, которые оттянут голоса у единого представителя оппозиции, если такой вообще будет. Самый яркий подобный проект – Олег Ляшко, которого власть как может раскручивает на всех телеканалах . «Главком» уже подробно писал об этом сценарии Банковой. Пару тройку процентов оппозиционного электората откусить он сумеет. История с Николаем Катеринчуком, который также может пойти в меры отдельно от оппозиции – еще один возможный проект Банковой. Он уже объявил о своем баллотировании в обход решения Объединенной оппозиции. Вот вам еще пяток процентов оппозиционного электората.
При проведении только мэрских выборов сама собой решается и проблема избирательных комиссий. Как удалось выяснить «Главкому», в законодательстве есть очень интересный нюанс – если выборы мэра, как предполагается, будут внеочередными, то их проведет старый состав киевской территориальной избирательной комиссии. Это в интервью «Главкому» подтвердил заместитель главы ЦИК Андрей Магера. Возможно, это и была одна из не последних причин, почему Партия регионов не поддержала проведение очередных выборов мэра и Киевсовета.
Ведь если мы посмотрим на нынешний состав киевской территориальной избирательной комиссии, то легко вычислим там подавляющее большинство именно представителей Партии регионов. Из 17 членов киевского теризберкома трое напрямую представляют Партию регионов. Глава комиссии - регионал. Еще три человека – подконтрольные ПР представители Народной партии Литвина. Плюс два коммуниста.
Еще пять человек представляют сателлитов Партии регионов – «Украина, вперед», партия «Зелені», ХДС и прочих. Оппозиция имеет в комиссии лишь четыре человека, причем ни один из них не является замом главы или секретарем. С таким составом «считающих» Партия регионов может выигрывать выборы хоть во Львове.
Если выборов Киевсовета не будет, то на мэрских выборах подавляющая часть столичного оппозиционного партактива просто не будет принимать участия в выборах. 120 депутатов Киевсовета – это очень лакомый кусочек, ради которого многие готовы были выложить солидные деньги и на свое избрание депутатом, и подсобить оппозиционному кандидату в мэры. Как минимум организационная структура кандидатов в депутаты стала бы прекрасной опорой кандидата в мэры. Если этого не будет, то местным партийным активистам оппозиционных партий вообще не будет смысла надрывать животы за единого оппозиционного кандидата от чужой партии.
-- Привет от ликвидации районных советов
Еще одна избирательная столичная проблема, поднятая «Главкомом» на свет Божий – отсутствие районных советов в Киеве. Казалось бы, ничего страшного в том, что регионалы отменили районные советы в столице, нет. Но загвоздка в том, что без них закон не позволяет создать районные территориальные избирательные комиссии. В этой ситуации две грани.
Первая – в столице 1072 избирательных участка. И представить, что одна единственная территориальная комиссия сможет адекватно обработать и их данные и руководить их работой невозможно. По крайней мере, в ЦИК считают такой вариант фантастической и прогнозируют срыв выборов из-за отсутствия столичный районных окружкомов.
С другой стороны, если такая ситуация была спланирована заранее, то выгода власти очевидна. Районные теркомиссии не создаются, а значит, их не сможет взять под контроль оппозиция. Выборами будет заниматься лишь киевская теркомиссия, где будет тотальный перевес регионалов. Если этот фактор наложить на полный бардак при обработке данных с тысячи избирательных участков, то выходим на прекрасную возможность нарисовать победу нужного кандидата.
Если даже по какой-то счастливой случайности оппозиция таки выиграет мэрские выборы, то победа эта будет пирровой. Ведь пост мэра, по сути, будет голым, без реальных полномочий и поддержки Киевсовета. Который, к слову, при желании в любой момент уволят оппозиционного мэра двумя третьими голосов. Зато в глазах электората на него можно будет валить все киевские проблемы.
Коментарі — 0