Парламент взялся за долгожданные законы о тотальном реформировании правоохранительных органов. «Главком» выяснил, чего стоит опасаться после их принятия
Сегодня депутаты Верховной Рады рассмотрели сразу несколько законопроектов о реформировании правоохранительных органов. В первом чтении утвердили законы «О Национальной гвардии», «Об органах внутренних дел», за основу приняты законопроекты «О муниципальной страже», «О прокуратуре». Перечень мог быть длиннее, однако на вчерашнем заседании комитета по правоохранительной деятельности депутаты забраковали законопроект о сервисных центрах, которые должны прийти на смену коррупционным межрайонным регистрационно-экзаменационным отделам (МРЭО).
Вероятность прохождения этих изменений во втором чтении достаточно высока: как уточнял глава парламентского комитета по обеспечению правоохранительной деятельности Андрей Кожемякин, реформаторские законопроекты одобрил на днях Совет парламентской коалиции.
«Главком» выделил наиболее заметные преобразования правоохранительной системы после принятия пакета реформ.
-- «Вежливые люди»
«Кто разбирается в статистике преступности может видеть, что во всех областях сейчас появляются организованные преступные группы, хорошо вооруженные, кто-то уже прошел войну, кто-то вышел из криминала. Мы сейчас создаем орган, который наведет порядок и восстановит монополию государства на силу», - так депутат Юрий Луценко убеждал коллег дать дорогу реформе правоохранительной сферы.
Вернуть государству монополию на силу в парламенте планируют с помощью существенных новшеств: на смену милиции приходит полиция, в городах появляется муниципальная стража, кроме Нацгвардии министр внутренних дел курирует пограничную и миграционные службы, отвечает за чрезвычайные ситуации в стране. Вместо пропитанных коррупцией МРЭО должны появиться так называемые сервисные центры, где граждане будут, к примеру, оформлять документы на автомобили.
Основная задача реформ – превратить постсоветского закостенелого монстра с 300-тысячной армией сотрудников в эффективную структуру, которая будет отвечать не только лишь за правопорядок в стране.
«МВД становится гражданским (органом), по сути, это холдинг, включающий национальную гвардию, полицию, пограничную службу, сервисные центры…», - популяризировал идею один из ее соавторов Юрий Луценко. – Появляется единый тыл, а это закупки, единые медицинское обеспечение, информационное управление, вдумайтесь, сколько служб мы централизуем и сократим…».
На верхушке новой пирамиды, как и прежде, политическая фигура – министр внутренних дел, отвечающий за формирование политики общественной безопасности и порядка, нормативно-правовое регулирование в этой сфере.
Борьба с преступностью возлагается на Национальную полицию (НП). Согласно закону, она включит в себя подразделения криминальной полиции, патрульной полиции, полиции охраны, специальной полиции и полиции особого назначения.
Руководитель НП будет назначаться и освобождаться Кабинетом Министров по представлению премьера в соответствии с предложениями министра внутренних дел.
Сами полицейские назначаются на должности по результатам конкурса. Право отбора отдается так называемым полицейским комиссиям. К примеру, кадровым отсевом в аппарате центрального органа управления Национальной полиции будет заниматься комиссия, представленная двумя представителями от министром внутренних дел, одним экспертом от главы Нацполиции, двумя представителями общественности, рекомендованных Уполномоченным Верховной Рады по правам человека. На местах комиссии будут включать также представителей местных советов.
«Чем этот закон революционный: четко выписано, как действует полицейский, в каких случаях может применять силу, оружие, проводить обыск и т. д., - комментировал Луценко. – Ранее это регулировалось постановлениями Кабмина, которые можно было (безнаказанно – ред.) нарушать».
Проект далеко не идеальный. К примеру, авторы оставили полицейским существующее сейчас право заниматься бизнесом под крышей госструктуры. Так, пункт 20 ч. 1 ст. 23 закона о Национальной полиции предусматривает, что «полиция в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет на договорных началах охрану физических лиц и объектов права частной и коммунальной собственности». Фактически это не что иное, как предпринимательская деятельность, что противоречит функции новосозданного органа.
Обращает внимание, что в законе перечислены подразделения Нацполиции, однако не уточняется, чем именно они должны заниматься. Особенно, это относится к полиции охраны, специальной полиции и полиции особого назначения.
Парламентские юристы, настаивали, что в закон должны быть также внесены строгие нормы о праве на телефонный звонок при задержании, установление четких сроков для отсчета времени задержания.
-- За курильщиками присмотрят стражники
Еще больше споров вызвал закон о «Муниципальной страже». В Европе ее аналоги существуют только в Эстонии и Голландии. По сути, стража – «младший брат» полиции, хотя и не будет дублировать ее функции. Основная задача муниципалов: охрана коммунального имущества, борьба с незаконными парковками, застройками, установкой МАФов, контроль за соблюдением требований к распитию алкоголя и курения.
Муниципальные стражи не будут носить оружия, не смогут заниматься оперативной или следственной деятельностью. Согласно проекту закона, их финансирование происходит за счет местных бюджетов, и городские власти будут ждать взаимности: взыскание штрафов за всевозможные правонарушения будет отражать эффективность их работы.
Городским властям в разных регионах «стражи» позволят создавать больше полицейских патрулей для охраны порядка в городе – они вместе будут заступать караулить переулки.
При этом каждая община сама решает, есть ли у нее необходимость и возможность содержать стражников-муниципалов. Если денег в городском бюджете не достаточно, гонять курильщиков на остановках вместо муниципальных стражников будет полиция.
Депутат Игорь Мосийчук уверен, что подобная инициатива может узаконить «титушек» в городах: мол, власти смогут использовать стражников в незаконных интересах, например, в конфликтах вокруг незаконного строительства.
Его коллега депутат Владимир Мысик видит другую проблему: стража станет головной болью для малого и среднего бизнеса, а ее первыми жертвами окажутся владельцы МАФов. Из-за несовершенного законодательства в Украине нет ни одной уличной торговой точки, которая бы соответствовала всем без исключения нормативам. Представители так называемой Муниципальной стражи станут в один ряд с другими контролерами, обирающими предпринимателей, уверен парламентарий.
Луценко разубеждал: установить преступление, совершенное официальным лицом, намного проще, чем нанятого спортсмена в балаклаве.
В первом чтении также был принят и пакет изменений в закон «О прокуратуре», который позволит обновить прокурорский корпус. Предусмотрено, что назначение местных прокуроров будет проходить по результатам тестирования.
При этом численность сотрудников местных прокуратур с сегодняшних восьми тысяч сократится до пяти тысяч. Одновременно, штат будет пополнен не менее чем 1000 новых прокуроров (привлеченных извне).
Согласно законопроекту, рядовых прокуроров на местах назначает начальник региональной (областной) прокуратуры. А вот последних будет определять конкурсная комиссия, включающая представителей Генпрокуратуры и парламента.
-- И снова техосмотр
Одним из наиболее спорных законопроектов, принятых сегодня в первом чтении, стали изменения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Проект предусматривает возвращение практики штрафов за нарушения ПДД, зафиксированные системами фото- и видеофиксации. На вчерашнем заседании парламентского комитета по законодательному обеспечению правоохранительной деятельности, депутаты раскритиковали идею, в первую очередь, из-за нормы о штрафовании владельца автомобиля, независимо от того, кто был за рулем во время нарушения правил.
В соответствии с ним, если правонарушитель в течение 3-х дней оплатил 50% штрафа, постановление о взыскании считается выполненным. Если же штраф не будет оплачен в течение 30 дней, применяется пеня, которая составит двойной размер штрафа.
Если штраф и пеня не будут оплачены, правонарушителя будет автоматически лишен права управлять транспортными средствами на шесть месяцев. И это не освободит его от обязанности оплатить штраф и пеню.
В то же время, в предложенном законопроекте заложены функции, которые вряд ли помогут побороть взятки. Например, возвращение техосмотра, отмененного при Януковиче, из-за его коррупционогенности.
При этом один из важных законопроектов, который правительство надеялось принять одним пакетом с вышеперечисленными, в зал заседаний не вынесли, отложив, как минимум, на неделю. Речь идет о законе «О сервисных услугах и сервисных центрах МВД», в котором усмотрели ряд коррупционных рисков.
Сервисные центры, предоставляющие сервисные услуги, должны прийти на смену нынешним МРЭО, которые лоббист законопроекта депутат Антона Геращенко назвал «рассадником коррупции».
Согласно законопроекту эти Центры будут предоставлять пять десятков услуг. От выдачи справок на ношение оружия до печати водительских удостоверений и выдачи номерных знаков на автомобили.
В Главном юридическом управлении парламента также обращали внимание, что в документе не определено, являются ли центры предоставления сервисных услуг предприятиями, учреждениями или организациями. Прибыльные они или нет.
Кроме того, в законопроекте предлагалось закрепить право таких центров на «правовое ограничение в отношении транспортных средств и их составных частей, имеющих идентификационные номера». О каком «ограничении» может идти речь, не уточняется. В любом случае оно может рассматриваться как мера административного принуждения, что также может повлечь за собой коррупционный риск.
Коментарі — 0