Александр Пабат: После АТО количество людей с особыми потребностями в Киеве - около полумиллиона
«Здравый смысл инвалида и человека здорового – совершенно разный. Поверьте, я могу говорить об этом абсолютно уверенно»
Некогда лидер проекта Гражданский актив Киева Александр Пабат сегодня снова баллотируется в Киевсовет. Но в этот раз у Пабата совсем другие приоритеты.
Некогда экстремал, коллекционер авто и дерзкий в общении политик, волею судьбы сегодня стал борцом за адаптацию пространства Киева под нужды инвалидов. Стереотип, что люди не меняются, разрушен конкретным личным примером, жизненной трагедией.
О мотивах, способных заставить человека, не скрывающего, что многие годы был беззаботным прожигателем жизни, меняться и переключить внимание на городские проблемы коммунально-бытового характера и нужды людей с искалеченными судьбами, в разговоре с Александром Пабатом.
Александр Викторович, вы так поменяли свои приоритеты в политике. Это явно связано с личными причинами…
Я не хочу говорить банальных вещей о том, что моя реальность разделилась на до и после. Два года и восемь месяцев я проживаю другую, как сказал один из докторов, бонусную жизнь. А если так – то здесь для меня принципиально не оплошать.
Т.е. переменам есть место…
Думаю, в избытке. Близкое окружение тоже констатирует некое перевоплощение. Я долго прислушивался к внутреннему голосу и знаете, смог по крайней мере для себя, четко сформулировать, с чем связано изменение приоритетов в профессиональной деятельности, например… Я другой депутат. Пусть это прозвучит немного эгоистично, но для меня сегодняшнего деятельность в рамках округа – единственное, чем я, будучи инвалидом первой группы, могу заниматься. Борщаговка, район, по которому я избираюсь 13 лет – единственный район в Киеве, который я помню наощупь. В самом прямом смысле. И то, что люди отдают за меня свои голоса – железная мотивация к тому, чтобы не жаловаться на жизнь, а пахать.
Считаете ли вы свое сегодняшнее состояние карой или неким жизненным уроком?
За то, что в свое время не согласился на сделку с представителями блатного мира – меня лишили зрения. Но своих врагов, как впрочем, и всех, кто меня окружает, я прежде всего считаю своими учителями. Безусловно, самые важные вещи – приоритеты, образ жизни, мировосприятие - я переосмыслил. Но главное, никогда прежде не чувствовал себя таким востребованным. К моим обязательствам перед людьми с района, которые доверили мне представлять их интересы в Киевраде, добавилась глобальная миссия перед несколькими сотнями тысяч киевлян (по разным данным в столице проживает 250 – 300 тыс. инвалидов).
Говорят, информацию не успевают обновлять, и в условиях проведения АТО реальная цифра подбирается к 400 тысячам…
- Как бы не полмиллиона… Но людей не с ограниченными возможностями – формулировкой используемой только в странах постсоветского пространства. (Данная характеристика на 100% подходит к нерадивым чиновникам с их бесконечными отписками). Инвалиды - люди с повышенными потребностями. Будучи знакомым с руководителями профильных организаций, просто активистами – все они люди невероятной силы духа, любви к жизни и энергии. Среди них нет лентяев. Они оптимисты. Плюс, давайте озвучивать – сколько ребят с проблемами по здоровью возвращается с Востока Украины уже сегодня. Государству-участнику военных действий пора экстренно об этом задуматься.
Какие программы сегодня существуют в городе для людей с особыми потребностями? Для незрячих – адаптируют шрифтом Брайля литературу и городские указатели…
Когда говорят о шрифте Брайля, мне смешно! В 21 веке, когда технологии позволяют читать аудио-книги, когда разработана масса программ облегчающих жизнь незрячим и они активно используются в развитых странах – нашим инвалидам по зрению впаривают, иначе и не скажешь – шрифт, разработанный на минуточку в 1820-х годах. Печатная продукция на Брайле – плацебо, которое привыкли выписывать чиновники, имитируя заботу о людях с проблемами зрения или его отсутствием.
А что за технология, которую называют «Асфальтным Брайлем»?
Еще в 80-х годах прошлого века на тротуарах, полах общественных мест стран Европы начали устанавливать тактильные полосы и плиты. По своей сути элементарные приспособления, комплексы выпуклостей, значительно улучшающие качество жизни инвалидам по зрению. В общественном транспорте тогда же и там же адаптировали отдельный выход с выдвижным пандусом для колясочников. Что у нас? Стандартное: «Нам и без вас тяжело, а тут еще вы со своими проблемами. Улыбаемся, машем, раздаем продукцию с Брайлем – т.е. продолжаем делать вид, что инвалидов нет». Одна из первых инициатив от Киевского метрополитена – тактильная схема метро… Но чтобы до нее дойти – слепому нужен сопровождающий… Выходит, что опять сделано для галочки.
Списывают бюджеты на программы?
Возможно. Но я вижу первопричину в другом. Здравый смысл инвалида и человека с идеальным здоровьем – совершенно разный. Поверьте, я могу говорить об этом с абсолютной уверенностью, поскольку побывал и в статусе беззаботного прожигателя жизни, и инвалида первой группы. У вас есть большая или маленькая по размеру, но любимая пара обуви?
Конечно есть. И не одна.
Т.е. вы знаете, что если надеть те, что жмут – следует сократить передвижения, а еще лучше просто красиво сидеть. Если ту, что великовата – можно что-нибудь подложить. Инвалиды так приспосабливаются 24 часа в сутки и абсолютно ко всему.
Вы депутат уже лет 10 – 12, почему не озвучивали проблем ранее?
13 лет депутат. И 11 из них не озвучивал! И знаете почему? Ну не может человек совершенно здоровый, не умеющий ценить такие простые вещи, как здоровые глаза, ноги, руки, понять глубину глубин бездны. Можно сколько угодно завязывать глаза и честно передвигаться на ощупь – но это вообще не равнозначно тому, как быть тотальником, совершенно незрячим. Я с большим недоверием отношусь к людям, которые выписывают из методических пособий главные тезисы об обеспечении людей, подчеркиваю – с повышенными потребностями, а потом вещают о них с заботливым видом. Проблемы должны озвучивать сами инвалиды. Тогда было бы меньше таких позорных фактов, как оптимизация учебных заведений для слепых или попытки отжима помещений УТОСа (Українське товариство сліпих, - ред)…
Вы имеете ввиду, что здоровый человек никогда не будет эффективным представителем интересов инвалидов?
В очень редких случаях. При условии, что есть опыт в сфере, навыки взаимодействия с такими людьми. Нами. Киеву повезло – Департамент социальной защиты возглавил специалист, профи Юрий Крикунов, несколько десятилетий работающий в сфере протезирования. За последний год мы обсудили множество инициатив и выслушали массу предложений. Сегодня оформляем наработки в единую концепцию – и можно приступать к реализации. Я даже думаю пресс-конференцию собрать по этому поводу, как-никак, первые шаги навстречу. И провести ее в абсолютной темноте, с повязками на глазах, чтобы каждый гость хоть на несколько минут задумался. Но подобного рода взаимодействия – скорее исключения. Среднестатистический украинский чиновник уверен - не нужно разрабатывать, закупать, адаптировать, финансировать… Застой в сфере отечественных инноваций в сфере адаптации жизненного пространства инвалидов - не сравним даже с болотом. Есть отдельные энтузиасты, которые выпускают свою продукцию, но они на грани выживания, а сами инвалиды из-за мизерных пособий не в состоянии позволить себе содержание собаки-поводыря, не то что гаджеты. Вопрос о дефиците пандусов поднимал совсем недавно – коллеги поддержали мой проект решения об обязательном обеспечении пандусами объектов социальной инфраструктуры. Но начать предложил со здания Киеврады – на личном опыте убедился, что только для того, чтобы попасть в здание и подать обращение, инвалиду нужно преодолеть 12 препятствий. Большинство программ разных уровней по факту не работают или пребывают в крайне вялотекущей форме.
Насколько часто к вам, как депутату или общественному деятелю, обращаются с просьбами профильные общественные организации, занимающиеся проблемами инвалидов?
Чаще проблемы, что озвучиваются, связаны с тем, что людям не дают работать и самостоятельно себя обеспечивать – отбирая рыбу, вырывают из рук удочку, взамен не предлагая даже рогатки. Невероятным откровением стали для меня 18 заявлений от упомянутых организаций, поступившие за последний месяц на адрес Комитета Верховной Рады по делам ветеранов, участников боевых действий, людей с инвалидностью, Департамента соцзащиты КГГА, депутатской приемной. Разными словами, но в них идет речь об одном – о том, что депутат Пабат должен представлять интересы людей с особыми потребностями в городском совете. Мне фактически доверили не просто принять участие в нынешних выборах, а поставили задачу пройти и работать над воплощением тех программ, что мы вместе разрабатывали последний год – два. Это колоссальная ответственность без права подвести людей и очередное подтверждение того, что я могу быть полезен.
В чем суть программ и инноваций, о которых вы говорите, способны ли они качественно улучшить жизнь инвалидов?
Основа концепции – город без препятствий и возможность чувствовать себя полноценными участниками столичной жизни, движения. Здесь и упомянутые тактильные элементы на тротуарах, облегчающие навигацию, бордюры со спуском, светофоры со звуковым сопровождением, адаптация метро и наземного общественного транспорта. Одна из принципиальных позиций – удостоверение инвалида международного образца. Сегодня это бумажка, не признаваемая в цивилизованном мире и всячески игнорируемая здесь, у нас. Но главный акцент – на создании специальных условий для самореализации, ведения бизнеса. С максимальным упрощением и минимальной бюрократией. И конечно же информационная политика, рассчитанная на всех, кому выпала удача (а это реально удача) быть здоровыми. Пора сделать звук громче и заявить, что у нас не ограниченные возможности, а особые, повышенные потребности. Нам не нужна жалость, просто вычистите из себя безразличие. Остальное мы сделаем сами, ведь выживать и бороться – для нас не подвиг, а будни.
Фото: ictv.ua
Коментарі — 0