Саша Боровик: У одесситов просто украли голоса. Около пяти тысяч
Ставленник Саакашвили обещает доказать, что Труханов стал мэром Одессы во второй раз благодаря массовым фальсификациям
После трех суток напряженного подсчета голосов, Одесская территориальная избирательная комиссия объявила действующего мэра Одессы Геннадия Труханова победителем выборов на пост городского головы. Все бы ничего, но экзит-поллы свидетельствовали о том, что Труханов не дотягивает до 50% отметки. Поэтому его оппоненты рассчитывали на второй тур. Во всяком случае, в этом не сомневался ближайший соперник мэра 47-летний Саша Боровик из команды губернатора Михеила Саакашвили.
Боровик вступал в избирательную гонку как «парашютист». Об узнаваемости среди одесситов нельзя было и говорить. Но популярность Саакашвили сделала свое дело. Губернатор непосредственно участвовал в кампании своего советника, за что на него со всех сторон посыпались обвинения в использовании админресурса. Сам Саакашвили заявлял, что это не проявление админресурса, а его гражданская позиция, которую он высказывает в свободное от работы время.
Результаты экзит-поллов, опубликованные сразу после голосования в студии Савика Шустера, удивили даже губернатора и его протеже. Сразу же после закрытия избирательных участков социологи заявили, что по их данным за Труханова отдали голоса 47,6% опрошенных, а за Боровика - 30,8%. Так у команды губернатора появилась надежда на второй тур. Но официальные результаты оказались не такими радужными: Труханов победил в первом туре, набрав почти 52%. После обнародования результатов, Саакашвили и Боровик заявили, что они были сфальсифицированы. Губернатор даже показал около сотни поддельных протоколов в пользу действующего мэра. По словам Саакашвили, админресурс на выборах был на стороне Труханова, которого в Одессу даже прибыл защищать некий криминальный авторитет Ангерт.
Сам Труханов заявил, что готов к пересчету результатов голосования в законном порядке. Тем временем Боровик планируют оспаривать итоги выборов в суде. В блиц-интервью «Главкому» накануне запланированного сегодня протеста под зданием админсуда он обвинил конкурентов в фальсификациии выборов и пообещал не сдаваться в борьбе за мэрское кресло.
Александр, удивил ли вас результат, который вы получили?
Все зависит от того, о каком результате вы говорите. На самом деле меня вообще ничего не удивило. Не удивило, что я набрал 30%, потому что мы это видели по опросам.
Но во время компании вас называли техническим кандидатом, на старте ваш уровень узнаваемости составлял 7%.
Учитывая, что в начале сентября было 7%, то 30% поддержки на финише - это очень хороший результат.
Так за счет чего вы набрали столько голосов?
Здесь есть несколько факторов.
Среди них первый - высокий рейтинг Саакашвили?
Безусловно. Первый фактор, что я иду с командой Саакашвили. Естественно, его популярность тут же привязывается к тебе, потому что я не знаю в Украине сейчас каких-то других людей, кому Михеил положил руку на плечо и сказал, что доверяет. Второй фактор – наша интересная кампания. Мы не давали гречку и не асфальтировали дороги накануне выборов. Я ходил по дворам и общался с людьми, в день было около 10-12 встреч.
Вы же не могли заработать такой высокий рейтинг лишь благодаря общению во дворах? Даже если что-то и обещали людям?
Я ничего не обещал, я только ходил и разговаривал. Я рассказывал о проблемах в городе. Третий фактор - люди устали, город глубоко застрял во вранье и коррупции. И последняя причина - то, что Саша Боровик приехал из-за границы, у меня два западных университета, я молодое, новое лицо, никогда не был замешан в политике. Я набрался смелости сказать премьер-министру все, что я о нем думаю. И в то же время, у меня есть связь с Одессой – здесь живут мои родители, здесь я провел часть своего детства. На фоне других кандидатов мне было легко позиционировать себя как нового представителя будущего, когда нынешний мэр больше похож на рэкетира из 90-х.
С чего вы взяли, что будете хорошим мэром? Вы никогда раньше не сталкивались с городским хозяйством. Не думаете, что в Одессе нужен хороший сити-менеджер, в первую очередь?
Вообще нет! Какой же хозяйственник, если город в разрухе? Нам в Одессу сейчас нужны иностранные инвестиции. Например, недавно на Black Sea Forum Труханов с листа по-русски читал что-то о городском плане западным инвесторам, и мне было очень грустно. Потом вышел я, и без бумажки по-английски стал с ними говорить, без всяких формальностей. А уже вечером меня пригласили открыть ужин. Ко мне подходит группа инвесторов и просит, чтобы я перед началом объявил, что их акционеры приняли решение инвестировать в Одессу 150 млн гривен.
Что это за инвесторы?
Я скажу позже, когда будет результат. Но все это чисто на доверии. Здесь нужен не советский хозяйственник в кепке и галифе, а человек, который может привести город в 21 век, потому что город застрял в 90-х.
Почему экзит-полл Савика Шустера так завысил ваши результаты? Напомним, как сообщал «Главком», он вам показал более 30%.
Ничего подобного! Наш экзит-полл сделал то же самое. Наш собственный независимый опрос вышел на те же цифры.
То есть, почти 31%?
Да. А произошло то, что у одесситов просто украли голоса. Около пяти тысяч. Представьте, у нас 1400 участков. Чтобы получить пять тысяч голосов на каждом нужно украсть всего три голоса. Пять тысяч выводят человека в позицию мера без второго тура. Это то, что произошло. Но воровали же не 3-4, а гораздо больше. У нас есть протоколы, где ручкой исправлены результаты Труханова.
Вы утверждаете, что воровали целенаправленно. Речь только о ваших голосах или и других кандидатов тоже?
Нет, была карусель, воровали у всех кандидатов. На некоторых комиссиях брали бюллетени в мою пользу, портили их, повреждали, и признавали недействительным. Но потом оказалось, что эти испорченные бюллетени приписывали Труханову. Наши наблюдатели это фиксировали.
Вы где-то предполагали, что все так драматично может закончиться? Сначала ваши с Саакашвили радостные включения в эфиры после экзит-поллов, а потом такой вот финал – второго тура не будет.
Во-первых, все еще не закончилось, все только начинается. Когда вы спрашиваете, ожидал ли я, да, мы ожидали, что идем против команды фальсификаторов. Мы идем против рэкета, мы знаем, как с этим бороться. Все, что сейчас произошло, абсолютно закономерно. Но все факты фальсификации мы передали в прокуратуру, сегодня-завтра начнутся уголовные дела и привлечения к уголовной ответственности. Времена «пидрахуев» закончились.
Как вы думаете, последние скандальные кадровые инициативы Саакашвили, например, назначение новой главы Одесской таможни, негативно повлияли на ваш результат?
Я не думаю, что это повлияло. Я лично рад назначению Юлии Марушевской в таможню, потому что впервые туда поставили честного молодого специалиста, которая уже разогнала 25 бывших коррумпированных районных глав и поставила 25 новых с западным образованием. Ее главные советники – люди, которые растормошили всю грузинскую таможню. Даст бог, я еще выиграю мэрскую гонку, и мы продолжим эту работу. Как говорил Вацлав Гавел, пусть лучше молодые люди допускают ошибки, чем годы саботажа.
А когда мажоров из столицы вдруг назначают главным по строительству автотрассы, это тоже нормально? Как бы вы прокомментировали недавнее назначение Саакашвили куратором строительства дороги «Одесса-Рени» Геннадия Зубко, сына бывшего депутата из Киева?
Это назначение было в то время, когда я ушел в отпуск на время избирательной кампании. Поэтому мне тяжело что-то об этом говорить. Но когда я с ним разговаривал, на меня он произвел хорошее впечатление. Мне тяжело обсуждать образ мажора, который у него сложился, но, поверьте, я столкнулся с кадровой проблемой. Я сам недавно собирал команду, мне нужно было взять на работу 50 человек в Агентство по инвестициям. В корпоративном мире у меня был пул талантов, которым я мог предложить хорошие условия и деньги, и мог выбирать по всему миру. Сейчас я не могу ничего предложить людям, по сути, должен нанимать волонтеров. Это очень плохой пул. Допустим, вы успешный инвестиционный журналист, у вас все хорошо, а тут я предлагаю вам строить дорогу за 1500 гривен. Вы согласитесь?
Вы хотите сказать, что молодой Зубко работает за идею?
Нет, это не волонтерство, конечно.
И какая у него должность?
Он работает в штате областной госадминистрации, он чиновник определенного ранга с минимальной зарплатой. Когда мы пришли, мы проводили тестирование всех старых сотрудников. У многих старых людей была склонность к воровству. Были люди, которые набирали на тестах 4 из 60 баллов. Многие руководители департаментов, когда читали задания текста не понимали, о чем речь, вставали и уходили. И если о нем говорят, что он мажор, то я, честно говоря, не тусуюсь с мажорами. По крайней мере, пока никто не сказал, что он коррумпированный.
Вы уходили в отпуск на время избирательной компании?
Однозначно. Я не пользовался ни ксероксами, ни столами, ни компьютерами, ни машиной.
Как штатный советник губернатора, чем конкретно вы занимаетесь в администрации?
Я руковожу Агентством по инвестициям и новациям. В мои прямые обязанности входит общение с инвесторами. Я должен их убедить, что Одесса - хороший регион для инвестиций.
Почему вы не вышли на переговоры с Эдуардом Гурвицом и не пошли единым фронтом? Возможно, результат выборов был бы совсем другим? Тем более у вас есть общая проблема – руководитель областной ячейки БПП Алексей Гончаренко.
Переговоры с Гурвицем ради чего? У меня изначально была проблема в том, что Труханов будет манипулировать выборами. Если бы он не манипулировал, то он и я вышли бы во второй тур. А Гурвиц повел себя абсолютно не мудро и эгоистично - он вел самую грязную предвыборную кампанию против меня. Он понимал, что я его основной соперник, и всю кампанию построил на безосновательной критике Саши Боровика.
Кажется, Гурвиц искренне считал вас техническим кандидатом…
Он ставил под вопрос мои Гарвардские дипломы, мою работу в Майкрософте. Это глупо, потому что все очень легко проверить. Тем не менее, он многим вдолбил в голову, что мне нельзя верить.
А вы не думаете, что он просо был обижен на президента Порошенко, который поддержал вашу кандидатуру, а не его? Ведь Гурвиц ранее баллотировался в Верховную Раду именно по спискам БПП, а не ранее шел от «Удара» Кличко.
Конечно. Но БПП, наверное, не хотел брать его как своего человека. Я этого не знаю, я – не член партии, не принимаю участия в принятии решений. У меня был абсолютно отдельный штаб, свое финансирование. Я не знаю, как думает БПП. Но я знаю, что с именем Гурвица в Одессе связаны как положительные, так и отрицательные моменты. В его окружении всегда были коррупционеры. Насколько я понимаю, его самого многие обвиняют в том, что он принимал участие в каких-то схемах, и здесь в нем есть определенная одиозность.
Согласно предварительным опросам, Гурвиц на старте гонки имел рейтинг значительно выше вашего. Если бы его поддержал Саакашвили, у него был бы шанс победить Труханова.
Да, я знаю. Но мы не хотели с ним работать и с ним ассоциироваться. Вчера перед его офисом была большая демонстрация людей, которым он не заплатил за кампанию. Его рейтинг не рос, а падал в последние годы. Ставить на человека, у которого так много негатива, не рискнули.
Есть версия, что БПП изначально договорился с Трухановым о том, чтобы выдвинуть «никому неизвестного» Сашу Боровика, и тем самым обеспечить победу нынешнему мэру. Как вы прокомментируете такие слухи?
Я слышал эту версию много раз. Я не знаю точно, были ли какие-то договоренности. Хочется верить, что не было. Я лишь знаю, что ее распространяли мои соперники, чтобы подорвать мой авторитет. Но мы серьезно настроены на борьбу, и я надеюсь, что мы ее выиграем.
Кто такой Саша Боровик?
Саша Боровик родился во Львове в 1968 году. Учился во Львовском Государственном университете на факультете иностранных языков. Позже поступил на юридический факультет Пражского университета. Также учился в Гарвардском университете. 11 лет проработал в «Майкрософт» юристом на разных должностях. С февраля 2015 работал в министерстве экономики Украины, уволился со скандалом из-за обвинений в адрес премьер-министра Арсения Яценюка о нежелании проводить реформы. А в мае стал советником председателя Одесской ОГА Михеила Саакашвили.
Коментарі — 0