Крым. Драма в закатанной банке
Старшее поколение крымчан традиционно было оплотом популистских сил в Украине, которые спекулировали на ностальгии по совку и русскому языку.
Старшее поколение крымчан традиционно было оплотом популистских сил в Украине, которые спекулировали на ностальгии по совку и русскому языку. Благодаря дисциплинированности и советской привычке обязательно ходить выборы они являлись целевой аудиторией для любой партии, которая рассчитывает на успех в Крыму. Их галочки в бюллетенях активно помогали проводить в Верховную Раду крупные фракции коммунистов. Затем настала эра царствования донецких, жадность и беспринципность коих в итоге вылилась в «референдум», который люди от 50 в абсолютном своем большинстве радостно поддержали.
Эти же люди теперь активно голосуют за российский аналог «регионалов» – «Единую Россию». И, конечно, мало кто из них связывает выборы с тем, что в последнюю четверть века происходило в Крыму. Всякий раз отдавая свой голос за ностальгию по своей молодости, бесплатную медицину, колбасу по 2,20, гарантированные рабочие места, Украину в одном государстве с Россией и прочие атрибуты эпохи брежневского застоя, они воспроизводили застой вокруг себя, только в куда более циничных формах. Сами же были вынуждены буквально выживать. Нищенские доходы, плохая медицина и высокие цены – это совсем не то, чего они ждали от своих избранников. Однако очередная кампания выводила на арену щедрых сеятелей «покращення» и люди за 50 вновь шли на выборы, по привычке голосуя за тех, кто убедительнее пообещает русский язык и дешевые продукты.
Хорошо ли живется пожилому человеку в российском Крыму? Смотря с какой точки зрения посмотреть. Чисто в материальном плане, едва ли этот Крым чем отличается от украинского. Привычная борьба за выживание сменилась некоторым материальным облегчением лишь во втором-третьем кварталах 2014 года, когда коэффициенты перерасчета пенсий были достаточно высокими, а ценники в магазинах еще хотя бы отдаленно напоминали украинские. Согласно последним данным Крымстата, средний размер пенсии в Крыму составляет 11539 руб. В переводе на гривны по текущему курсу получается около 3500 грн. Однако эти 3500 сейчас по покупательской способности уже лишь незначительно превосходят 1500-2000 грн два года назад. В 2015 году ситуация начала стремительно ухудшаться. Неутомимо растущая инфляция съедает не только доходы пенсионеров, но и надежду, что российская власть подарит им сытую старость.
Не менее болезненные удары по старшему поколению наносят крымские чиновники. Начисление пенсий людям, достигшим пенсионного возраста, теперь происходит буквально с боями. Множество примеров, когда люди пенсионного возраста, которым пенсии должны были быть начислены еще в конце прошлого года, до сих пор борются с безжалостной бюрократией. Немало случаев, когда защитить свое законное право на пенсию удается лишь в суде.
Конечно, все подобные факты не добавляют оптимизма – мечта вновь терпит сокрушительное поражение в борьбе с реальностью. Однако украинцам, которые выискивают в Крыму все плохое, в надежде, что это плохое на кого-то повлияет, вряд ли стоит кормить себя иллюзиями. Во-первых, потому что радоваться чужим бедам в принципе неправильно. Украинцам, в первую очередь, сейчас стоит хорошенько подумать, как помочь своим пенсионерам, которые из-за кризиса оказались на грани. Во-вторых, падение уровня жизни пожилых крымчан никак не влияет на их представление о жизни. Телевидение все-таки дало старшему поколению повод немного взбодриться, поскольку воспроизводит совершенно правильную в их понимании картину мира. В этой модели действительности Россия все еще на равных борется с США, а американский президент перед сном подолгу раздумывает, как бы еще насолить этим несговорчивым русским. Украинский национализм при этом олицетворяет абсолютное зло, способное убивать женщин и детей за их желание говорить по-русски. Влияние националистических движений на внутреннюю политику гипертрофируется. Государству Украина отказывается в праве защищать свою целостность, потому как и государства такого быть не должно.
Крым схож с закатанной банкой, в которую 25 лет назад поместили очень устойчивые стереотипы. При этом консервант и закупорка оказались настолько надежными, что четверти века было недостаточно, чтобы банка приоткрылась и обновила содержание. И в этом состоит главная трагедия Крыма. Шансов успеть разобраться в причинно-следственных связях, а значит получить надежду еще хоть немного пожить достойно, у старшего поколения крымчан осталось крайне мало. Обвал цен на нефть и самоизоляция тянут Россию во все более затяжной и глубокий кризис, а санкции против крымской экономики в отсутствии обильных вливаний из центра окончательно ее разрушают.
Надежда есть только у тех крымчан, для которых свобода важнее дешевой колбасы, а путь к материальному достатку лежит не через государственный бюджет, а исключительно через знания, открытость миру и личную инициативу. К сожалению, большинству образованных и предприимчивых придется покинуть родную землю. Оставшимся же в Крыму останется много времени на размышления о жизни. Возможно, время, в конце концов, даже вылечит их страхи и стереотипы. Только заплатить за этот урок истории придется всем слишком дорогой ценой. На обширных полях от Владивостока до Львова посеяны зерна гнева и нетерпимости, они взошли и дают все более ядовитые плоды.
Источник: Крым.Реалии
Коментарі — 0