Суд за море між Україною і Росією. Чи є перспективи?
В Росії позов Києва коментують більш активно і нервово, ніж в Україні, що говорить якраз про те, що тема ця, всупереч словам, Москву серйозно турбує
Мовою оригіналу
Министр иностранных дел Украины Павел Климкин в начале недели анонсировал подачу Украиной всеобъемлющего иска в международный суд касательно нарушения Россией международного морского права после аннексии Крыма. Заявление Климкина вызвало раздражительную реакцию в Москве и Симферополе. «Говорящие головы» высказались в духе «Крымнаш»: ничего вам не достанется. Впрочем, судя по активности Москвы, тема задела за живое и действительно ее беспокоит. Когда же речь пойдет об арестах российской собственности за рубежом, всю браваду оккупантов, наверняка, смоет как черноморской волной.
«Первый крупный иск будет подан именно на этой неделе. Он касается Конвенции ООН по морскому праву. Он фактически является всеобъемлющим, поскольку вмещает в себя такие фундаментальные вопросы», как использование морского пространства, нарушение экологической безопасности, но также и объекты культурного наследия. Это очень масштабный иск», – сказал Климкин.
Также министр добавил, что любой иск в рамках Конвенции, несомненно, сопровождается требованием денежной компенсации. Размер компенсаций он не уточнил, однако, судя по беспрецедентному в современной истории масштабу нарушений, речь идет о колоссальной сумме. Лишь одних углеводородов в отжатой акватории Черного моря наберется на миллиарды долларов, не говоря уже о рыбных и прочих ресурсах.
14 сентября появилось сообщение, что Украина инициировала арбитражное производство против России за нарушение ею Конвенции ООН по морскому праву и направила в Москву соответствующее уведомление. Эксперты МИД Украины отмечают, что такие дела в международных инстанциях могут рассматриваться полтора-два года, на скорое решение рассчитывать не приходится. Впрочем, позиции Киева выглядят железобетонно, Украина вправе рассчитывать и на компенсацию, и на подтверждения прав собственности.
Судя по многочисленным комментариям российской стороны, с правовой точки зрения аргументированно ответить на претензии ей попросту нечем. Некоторые доводы приводят «Известия». В частности, член постоянной палаты третейского суда ООН и член арбитража по морскому праву ООН Камиль Бекяшев шансы Киева оценивает скептически. Однако аргументация юриста вызывает лишь улыбку, поскольку ссылается он на то, что Крым уже два года является «субъектом Российской Федерации». Несостоятельность такой позиции разобьет в суде любой юрист, поскольку никто в мире, кроме самой Москвы и нескольких стран, такой статус Крыма не признает, как и не признает легитимность так называемого волеизъявления народа полуострова, на которое ссылается Москва.
Член комитета по международным делам Совета Федерации России Андрей Климов и вовсе сорвался на традиционное для российских политиков хамство, обозвав Киев прозападной «шестеркой», и предложил порешать вопрос непосредственно с Москвой. Конечно, для России вариант договариваться с Киевом напрямую стал бы идеальным, поскольку позволил бесконечно затянуть процесс. Впрочем, рассчитывать на такую снисходительность Украины также безнадежно, как и попытаться суд убедить в юридической состоятельности волеизъявления на крымском псевдореферендуме.
В том же хамском духе высказались и российские ставленники Кремля в Симферополе. «Я стараюсь не комментировать претензии Киева к Крыму, так как действующие должностные лица Украины – больные люди. Но все же в очередной раз хочется напомнить Киеву, что Крым уже два года является субъектом Российской Федерации, поэтому любой суд отклонит иск Украины к России по морскому праву», – заявил Аксенов в комментарии тому же изданию.
Стоит отметить, что в России иск Киева комментируют более активно и нервно, чем в Украине, что говорит как раз о том, что тема эта, вопреки словам, Москву серьезно беспокоит. Судебные тяжбы вдобавок к бесконечной череде скандалов, которые овивают Кремль, как хичкоковские птицы, заставляет его обитателей крепко занервничать. Перспектива арестов имущества и счетов России за рубежом уже маячит перед глазами. Спокойствие Киева, напротив, говорит о полной уверенности в своей правоте. На стороне Украины в этом вопросе международное право и общественное мнение, поэтому, по сути, интрига заключается лишь в том, в какую сумму арбитраж оценит компенсацию за украденную украинскую собственность.
Коментарі — 0