Александр Карпец Журналист

МВФ-потрошитель

С 24 июня по 9 июля 2014 года в Украине находилась миссия МВФ

С 24 июня по 9 июля 2014 года в Украине находилась миссия МВФ. Она занималась изучением бюджетного процесса и оптимизацией государственных расходов, а говоря проще, изучала, как правительство Украины урезает доходы населения и социальные выплаты в рамках программы «затягивания поясов», навязанной международными кредиторами Украине.

Между тем в Европе политика резкого урезания расходов и «затягивания поясов» в целях выхода из кризиса дала скорее отрицательные результаты и среди некоторой части «генералитета» МВФ даже была негласно признана неэффективной и вредной. Усердное выполнение лишь некоторых предписаний МВФ уже привело к резкому обострению социально-экономической ситуации. Но по неофициальной информации, требования МВФ все более ужесточаются, а выполнение этих требований чревато новым социальным взрывом, которого страна не выдержит. Складывается впечатление, что в МВФ задались целью как можно сильнее сократить численность населения Украины с целью столь вожделенной экономии расходов. К тому же, очевидно, что за некоторые временные успехи в улучшении платежеспособности страны Украина под «мудрым» руководством Кабмина Яценюка по лекалам МВФ заплатит окончательной утратой самостоятельности в социально-экономической политике.

Напомним, что в апреле Украина заключила с МВФ соглашение о получении в течение 2 лет кредита на общую сумму более 17 млрд. долларов. Кредит разделен на 8 разных по величине траншей, выделяемых раз в квартал. Первый транш в размере почти 3,2 млрд долл. был получен в апреле. Теперь ежеквартально в Украину должна прибывать миссия фонда для изучения ситуации с выполнением бюджетных показателей. Нынешняя миссия находилась в Киеве для проверки выполнения бюджета за январь-май 2014 года. По итогам работы миссии МВФ будет рассматривать вопрос о выделении Украине второго транша кредита stand by в размере 914,7 SDR, то есть специальных прав заимствования МВФ, что соответствует 1,417 млрд долларов США.

(Не)скромные успехи под проценты в долг

Справедливости ради следует отметить, что без полученных в последнее время существенных внешних кредитных вливаний ситуация в Украине была бы намного хуже. Во-первых, более чем возможным был бы дефолт страны по внешним заимствованиям. Во-вторых, без новых кредитов МВФ и других внешних заимствований в стране разразился бы острый экономический кризис и, как результат, социальный взрыв с непредсказуемыми последствиями, особенно в сочетании с войной на Донбассе.

В итоге экономическая ситуация является крайне сложной, но пока не катастрофической. И это при том, что в январе-мае 2014 года, то есть за период, который как раз и инспектировала миссия МВФ, план по поступлениям в бюджет, по данным Министерства финансов, был недовыполнен на 12,2 млрд грн. Причиной стало значительное недопоступление налога на добавленную стоимость на импорт, на внутреннюю торговлю и производство из-за их существенного сокращения по причине падения покупательной способности населения, разрыва торговых связей с Россией и странами СНГ, а также из-за войны на Донбассе. Вместе с тем существенно сократились поступления в бюджет по акцизам, налогу на прибыль и ряду других налогов и сборов.

Частично эти потери были компенсированы невозвратом НДС и существенным увеличением налога за пользования недрами. Большую роль сыграло прямое зачисление Нацбанком в казну рекордной суммы в размере 22 млрд грн, что является ничем иным, как массированной денежной эмиссией.

Но едва ли не самую главную роль сыграли внешние заимствования, прежде всего, полученный в апреле первый транш кредита МВФ в размере 3,2 млрд долларов. Начало кредитования Международным валютным фондом было непременным условием кредитования и предоставления финансовой помощи другими международными финансовыми институтами. Поэтому вскоре после первого транша МВФ Украина получила 880 млн долларов помощи Всемирного банка и Евросоюза и разместила облигации внешнего займа на сумму 1 млрд долларов под гарантии правительства США, а такая гарантия позволяет брать в долг под крайне низкий процент. Кроме того, правительство разместило внутренний заем на 225 млн долларов.

Такие вливания позволили предотвратить дефолт страны. Примерно половина транша МВФ сразу ушла на погашение долгов. В частности, 786 млн долларов было выплачено тому же МВФ в счет погашения предыдущих займов. Также в мае было уплачено «Газпрому» за потребленный в январе-марте 2014 года газ.

За счет внешних заимствований Нацбанк сумел увеличить золотовалютный запас и довести его почти до 18 млрд долларов, хотя в момент бегства Януковича, напомним, международные резервы составляли едва 15 млрд долларов. Увеличение резервов позволило стабилизировать курс гривны на уровне ниже 12 грн/долл., хотя еще в марте-апреле курс зашкаливал за 13 грн/долл.

Наконец, в условиях войны, экономического упадка и массированных расчетов по долгам, правительство сумело профинансировать социальные расходы даже с превышением 0,8% по сравнению с январем-маем прошлого года.

Но эти, если так можно выразиться, успехи были достигнуты, с одной стороны, благодаря накачке экономики эмиссионной инфляцией, повышением некоторых налогов и невыполнением определенных расходов, прежде всего возврата НДС, а с другой стороны, за счет увеличения внешних долгов, пусть даже и под невысокие проценты. И за инфляцию, и за долги придется расплачиваться гражданам Украины.

Более того, складывается устойчивое подозрение, что нынешняя власть в принципе не способна, что называется, «свести концы с концами» без иностранных заимствований. Это чревато неконтролируемым погружением страны в долговую пучину. Обращает на себя внимание тот факт, что звучавшие сразу после революции клятвенные обещания западных функционеров и чиновников из новой власти вернуть выведенные из страны Януковичем и олигархами капиталы остались пустыми разговорами.

Но это еще далеко не вся расплата за поверхностное благополучие...

Любишь кататься — люби и саночки возить!

В сложившихся условиях правительство вынуждено соглашаться на все более жесткие условия МВФ относительно экономии бюджетных средств и «затягивания поясов» рядовыми гражданами страны. Олигархов, как обычно в таких случаях, подобные меры мало затрагивают, и уж во всяком случае, они если и теряют, но не последнее.

В свою очередь граждане начинают уже ощущать на себе результаты следования требованиям МВФ. Об обвальной девальвации гривны, резком повышении тарифов ЖКХ, замораживании зарплат в бюджетном секторе уже много сказано, а потому вдаваться в подробности не будем. Подчеркнем лишь некоторые нюансы.

Прежде всего, это только начало роста тарифов. И даже при этом недавно премьер Яценюк пафосно заявлял об «амбициозной» программе субсидирования оплаты услуг ЖКХ, поскольку, по его же словам, субсидия потребуется трети граждан. Возникает закономерный вопрос: зачем поднимать тарифы якобы в целях экономии бюджетных средств, если тут же приходится проводить компенсации субсидиями из того же бюджета? Ответ напрашивается сам собой: процедура получения субсидий будет такой сложной, забюрократизированной и коррумпированной, что подавляющее большинство нуждающихся получить ее просто не смогут. Собственно, с субсидиями всегда так было.

Что же касается замораживания зарплат в бюджетном секторе, то на самом деле имеет место их сокращение. Известно, что зарплата у бюджетников обычно состоит из ставки и системы надбавок. Сейчас в большинстве случаев надбавки практически поснимали, а на ставку, которая обычно немного превышает минимальную зарплату, выжить при нынешних ценах и тарифах просто невозможно. Более того, вслед за зарплатами в бюджетном секторе покатились вниз доходы наемных работников по субъектам хозяйствования всех форм собственности.

Начались и массовые сокращения. Пробный шар был брошен весной, когда с 1-го мая по всей стране были уволены одновременно 12 тысяч работников социальной службы по делам семьи, детей и молодежи. Цель — экономия бюджетных средств и, соответственно, «спасение от катастрофы». Если учесть, что зарплата этих работников в среднем составляла 1500 грн чистыми на руки, то «экономия» вышла «небывалой». Многие тысячи детей из неблагополучных семей, сирот и беженцев останутся без квалифицированной помощи. Но на эти «мелочи» в Кабмине внимания не обращают, равно как и на то, что 12 тысяч человек в одночасье станут безработными. Увольнение новая «демократическая» власть произвела незаконно, поскольку при увольнении по сокращению, да еще в бюджетной сфере, работодатель обязан уведомить увольняемого работника за 2 месяца, оформить ему документы для постановки на учет в центре занятости и многое другое, но эти процедуры выдержаны не были. Теперь, когда сначала из Крыма, а теперь с Донбасса, массово хлынули беженцы с детьми, многодетные семьи, целые детские дома семейного типа, с ними некому работать, поскольку в социальных службах осталось мизерное количество сотрудников. (Подробнее в материале «Украинская власть уничтожает социальную службу. На очереди — образование?»).

Но это было только начало. Из неофициальных источников стало известно, что МВФ требует сократить свыше 400 тысяч бюджетников. Также в фонде настаивают на увеличении педагогической нагрузки учителей, замораживании зарплат в сфере образования до 2016 года, отмене бюджетных дотаций на школьные завтраки. Также в МВФ требуют существенно сократить количество больниц и легализовать платное оказание медицинских услуг, которое реально, впрочем, уже давно существует в большинстве случаев, и это будет «последний гвоздь» в гроб такого несомненного достижения советской власти, как доступная всем бесплатная медицина. Предлагается отмена социальных выплат за рождение ребенка.

Особым цинизмом отличается очередной раз всплывшее требование увеличить пенсионный возраст для мужчин до 65 лет. Известно, что средняя продолжительность жизни граждан мужского пола в стране едва превышает 62 года. Таким образом, усредненная половина мужчин будут исправно платить пенсионные взносы, но до пенсии доживать не будут. В итоге, можно не просто даже сэкономить на выплатах пенсий, но и заработать на невыплате тем, кто отправился в мир иной, не дожив до заслуженного отдыха. Такие вот «ценности» у западных «демократов»!..

Ход переговоров с МВФ всегда держался в секрете, что также ярко характеризует «демократичность» принятия решений. Но по неофициальной информации, отечественным чиновникам пока удается «отбрыкиваться» от наиболее невменяемых требований «экспертов» из МВФ, которым в этой стране не жить, а потому им ее и не жалко. По некоторым данным, на них пока действует апелляция к угрозе возможного нового социального взрыва, который может ввергнуть страну в хаос, в результате чего возврат вложенных в Украину международных кредитов, прежде всего, кредитов МВФ, станет более чем проблематичным. Собственно, война на Донбассе, социальные корни которой у нас и на Западе все пытаются старательно не замечать, наглядно показывает, куда все может пойти.

Представляется, что очередной транш МВФ выдаст хотя бы из соображений необходимости поддержать Украину в войне с терроризмом, чтобы вообще иметь шансы вернуть уже предоставленные кредиты. К тому же, важнейшие требования МВФ о повышении тарифов ЖКХ и замораживании доходов выполнены. Да и газ Украине нужно закачивать в хранилища, а иначе Европа может замерзнуть зимой из-за срыва транзита топлива через Украину.

Но ведь впереди еще семь таких инспекторских миссий, и трудно сказать, какие требования еще могут взбрести в головы чиновников МВФ! Складывается впечатление, что там были бы рады резко сократить численность населения Украины, поскольку это сулит существенную экономию средств...

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: