Мрачные рефлексии на тему военного будущего Украины
Украинская армия, которой, как уверяют нынешние власти, буквально несколько месяцев назад фактически не было, поскольку ее развалили «папередники», теперь уже есть
Украинская армия, которой, как уверяют нынешние власти, буквально несколько месяцев назад фактически не было, поскольку ее развалили «папередники», теперь уже есть. Пожалуй, это единственная военная новость, вселяющая определенный оптимизм.
Более того, по некоторым данным, наша армия в последнее время буквально ворвалась в число наиболее боеспособных армий мира. Причина последнего простая: сейчас это единственная армия в Европе и одна из немногих в мире, которой приходится реально и очень серьезно воевать, причем на своей земле, с непосредственными жестокими боевыми столкновениями и с применением пусть уже и несколько устаревшего, но тяжелого оружия высочайшей степени разрушительности. Но неожиданный рост рейтинга украинской армии произошел ценой крови, тысяч погибших и раненых, катастрофических разрушений густонаселенного индустриального региона. Дорогая, скажем прямо, цена!..
К тому же, война пока идет пусть и с хорошо вооруженными, но бандами, разобщенными, часто враждующими между собой. Неизвестно, как долго сможет и сможет ли вообще наша армия противостоять настоящему вторжению регулярной российской армии. И вообще, каковы перспективы украинской армии и войны на Донбассе, если принять во внимание, что Путин под влиянием своей паранойи, похоже, останавливаться не намерен, и это война надолго, даже с учетом нынешних побед, дающихся, повторим, крайне большой ценой.
Приведенные ниже наброски не содержат ответов на эти и массу других вопросов. Это всего лишь рефлективные заметки как продолжение разговора в программе «Свобода слова» на телеканале ICTV 28 июля 2014 года с участием вашего покорного слуги.
Аргументированные сейчас ответы едва ли могут быть кем-либо даны вообще...
Весной 2014 года Украина оказалась в новой реальности. Еще не так давно казалось, что эпоха войн окончилась, по крайней мере, в Европе. Даже война в Югославии показалась этаким недоразумением и не была воспринята со всей серьезностью, хотя именно эту войну можно, в определенной мере, считать прологом того, что происходит сейчас в Украине: тот же распад, только у нас еще и с аннексией; то же иностранное вмешательство, только не России, а Запада, в связи с чем теперь Москва приводит вмешательство Запада в Югославии в качестве оправдания нынешнего вмешательства России во внутренние дела Украины и аннексии Крыма.
И все же еще не так давно казалось, что серьезные военные угрозы являются достоянием прошлого. В связи с этим сложилась иллюзия, что армия не нужна и стала скорее этаким церемониальным атрибутом государства, нежели важнейшим элементом сохранения не только державы и даже нации, но, прежде всего, базовых прав и свобод человека и гражданина, вплоть до наиглавнейшего права — права на жизнь.
Армия, которая еще недавно казалась ненужной, дорогостоящей, коррупционной игрушкой, неожиданно превратилась в любимое детище государства и, что важнее, рядовых граждан. Государство бросает на войну и на армию миллиарды народных гривен, то есть денег налогоплательщиков, но значительная их часть растворяется в коррупционном болоте. Однако есть еще тысячи волонтеров и миллионы граждан, которые поддерживают Вооруженные силы, кто чем может, понимая, что если сегодня войска не сдержат Москву, ее местных и пришлых наемников на Донбассе, то завтра война придет в столицу, центральные и западные области страны.
Чтобы понять, каковы военные перспективы Украине, следует хотя бы кратко напомнить предысторию того ужасающего развала, который имел место на момент начала российской агрессии сначала в Крыму, а затем на Донбассе.
Прежде всего, повторим, страна стала заложником инфантильного пацифизма конца 1980-х и 1990-х, о котором говорилось выше.
Также страна расплачивается за то, что ее «кинули» с Будапештским меморандумом 1994 года. Напомним, что Украина отказалась от третьего после США и России ядерного потенциала в мире в обмен на эфемерные гарантии суверенитета и территориальной целостности со стороны США, Великобритании, Китая и, что самое циничное, России. События последнего времени показали, что эти гарантии не стоили бумаги, на которой написаны. Проблема в том, что уничтожены были не только стратегические, но также ядерные средства оперативного и тактического радиуса действия, а также средства их доставки, то есть крылатые и баллистические ракеты, а также бомбардировщики и ракетоносцы дальней авиации. Стратегические, прежде всего, межконтинентальные ядерные заряды большой мощности Украине действительно не нужны. Но если бы Украина сохранила определенный объем вооружений оперативно-тактического радиуса и мощности, можно быть уверенным, что с нами разговаривали бы совершенно по-другому, как в России, так, кстати, и на Западе, а главное — никаких аннексий Крыма и агрессий на Донбассе не было бы в принципе. Впрочем, теперь об этом можно только говорить.
* * *
Итак, мы вступили в новую реальность, которую можно условно назвать эпохой войн ХХI века. Ни одна военная доктрина Украины эту новую реальность не отражала — ни проНАТОвская до прихода к власти Януковича, ни «нейтралитетная», введенная при Януковиче, очевидно, стараниями московского лобби, а проще говоря, предателей в коридорах отечественной власти. Более того, никто не предполагал, что Украине вообще придется по-настоящему воевать, а тем более с Россией.
Хотя для любого, кто внимательно следил за ситуацией в России и в украинско-российских отношениях, было очевидно, что если Украина и будет с кем-то воевать, то только с Россией. Первый звонок прозвучал еще в 2003 году во время кризиса на острове Тузла, но тогда никто не осознал, что это пролог будущих трагедий. Затем, в середине и второй половине 2000-х годов в России имел место массовый национал-фашизоидный психоз, который режим Путина сумел взять под контроль и направить на «внешних коварных врагов», одним из которых стала Украина.
Еще одной важнейшей особенностью новой реальности является тот факт, что путинский режим с тупым упорством пытается раскачать сложившийся после окончания холодной войны геополитический баланс, а также разрушить послевоенное устройство границ государств, основой которого стали договоренности стран-участниц антигитлеровской коалиции в Ялте в 1945 году. Можно считать нынешнее устройство справедливым или нет, но его разрушение чревато общеевропейскими и общецивилизационными трагедиями. Напомним, что именно разрушение Гитлером несправедливой Версальской системы, установленной государствами Антанты в 1919 году по результатам первой мировой войны, послужило началом войны еще более кровопролитной — Второй мировой.
Сейчас много и справедливо говорят о том, что во время правления режима Януковича армию целенаправленно уничтожала многочисленная агентура Кремля из числа предателей вплоть до высших гражданских и военных должностных лиц, и это правда. Но правдой также является то, что армия целенаправленно уничтожалась все 23 года независимости не только и не столько предателями и диверсантами, ведшими подрывную и вредительскую деятельность, сколько из шкурных побуждений в ходе дерибана советского наследия. Дерибан армии, вооружений, имущества был важнейшим элементом всеобщего разграбления. Огромные объемы доставшихся от СССР еще вполне современных и годных для защиты страны вооружений «ушли» на сторону, обогатив карманы коррупционеров.
Подобные обращения к прошлому крайне важны и в свете прогнозирования военно-политического будущего. В рамках кампании по люстрации необходимо выявить и сурово покарать тех, кто все эти годы разваливал обороноспособность страны. Именно они виновны в аннексии Крыма и агрессии на Донбассе, виновны в гибели и увечьях тысяч военнослужащих и гражданского населения. Чтобы в дальнейшем другим неповадно было. Это должно стать важнейшим элементом выстраивания будущей обороноспособности страны.
* * *
Разговоры о том, что Путин ведет против Украины некую невиданную ранее войну, — это от лукавого. Ничего особо нового здесь нет. Война ведется силами банд наемников, как местных, так и пришлых из России, под руководством российских спецов. Впрочем, среди боевиков имеется также и большое количество идейных борцов с «бЭндеровским фашизмом», а также тех, кто, по их мнению, борется против эксплуататорского строя, социального неравенства и несправедливости за некое «светлое будущее», каковое якобы будет иметь место в будущей «Новороссии». Наличие протяженной и неподдающейся контролю украинско-российской границы позволяет легко поставлять вооружения. Подобная метода давно известна. Она использовалась СССР, США, другими странами, чтобы формально не участвовать в конфликте непосредственно.
Наличие оголтелого пропагандистского компонента войны тоже не представляет особой новизны, поскольку любая война во все времена сопровождалась пропагандой. Особенность состоит лишь в бурном развитии средств массовой коммуникации за последние годы, но принципы зомбирования и промывания мозгов при помощи интернета едва ли чем-то сильно отличаются от тех, которые были реализованы посредством глиняных табличек с клинописью времен царства Хаммурапи.
* * *
За время российской агрессии, то есть с марта нынешнего года, Украина проделала огромный путь по восстановлению армии и обороноспособности вообще. Но следует отметить, что сейчас война идет хоть и с хорошо вооруженными, но с иррегулярными бандами наемников, которые плохо координированы, действуют хаотично, часто враждуют, даже воюют между собой — в отличие от полномасштабной войны с регулярной армией, вооруженной не только новейшим оружием, но также стратегией и тактикой, что немаловажно.
Даже в нынешних условиях победы украинским силовикам даются часто с огромным трудом и с большими потерями. Ситуация усугубляется предательством, воровством и коррупцией среды чиновников и высшего офицерства. Фактически сейчас война ведется не столько даже государством, сколько на морально-волевых качествах гражданами, понимающими, что если не остановить терроризм на Донбассе, то он придет и в другие регионы страны.
Но одного высокого боевого духа и патриотизма мало. Нужна современная армия, а потому встает вопрос о реформировании Вооруженных сил и других силовых структур. На первый план выходит вопрос: на какой основе строить армию, что взять за образец?
Ответ на этот вопрос зависит от ряда факторов, прежде всего, внешних, от Украины мало зависящих.
Прежде всего, феномен Путина и нынешней версии московского империализма, шовинизма и милитаризма фашизоидного образца. Они не отступят, поэтому это война надолго. Путин будет стараться любыми силами руками наемников или даже путем введения регулярной армии удерживать плацдарм на Востоке. Для войны с обескровленной и разграбленной олигархическим строем Украиной у Москвы ресурсов хватит надолго.
Особой помощи от Запада ожидать не приходится, что показывают откровенно ренегатская и шкурная позиция, прежде всего, Европы в вопросах санкций. На НАТО надежд нет. Вмешиваться в конфликт, а тем более воевать с Россией альянс не будет. Способность НАТО серьезно воевать с Россией даже в случае нападения на одну из стран-членов альянса тоже вызывает определенные сомнения, а о подобных планах уже вовсю разглагольствует, например, Жириновский.
Особняком стоят США и союзничество с ними. В парламенте США уже появился законопроект о признании Украины прямым союзником Америки, что даст Вашингтону возможность оказывать прямую военно-техническую и, возможно, даже военную поддержку нашей стране. Но пока это разговоры. Вашингтон стремится сохранить, прежде всего, видимость единства с Евросоюзом, где в целом негативно настроены против масштабной конфронтации с Россией. Кроме того, у США сейчас много другой «головной боли», прежде всего, с Ираком и Афганистаном.
* * *
Поэтому опираться нужно прежде всего на себя. Поскольку, повторим, эта война в том или ином виде — надолго, то Украине нужна массовая боеспособная армия, которая может быть развернута в считанные часы. Только так страна сможет противостоять намного более сильному агрессору, каковым является Москва.
Здесь едва ли подходят обе известные у нас доселе формы военной организации: действительная срочная военная служба и контрактная армия. Впрочем, представляется, что должна быть использована такая важнейшая особенность доставшейся от советских времен военной организации, как всеобщая воинская повинность и обязательная военная служба наподобие действительной срочной для массового обучения военному делу. Упор должен делаться на хорошо обученных и готовых в кратчайшие сроки стать в ружье массовых резервистах, которые регулярно проходят подготовку в мирное время.
В этом смысле полезен опыт двух наиболее милитаризованных стран мира, каковыми являются Швейцария и Израиль.
В Швейцарии при 8 млн населения и 9 тысячах человек «постоянных» военных в течение нескольких часов может быть развернута 650-тысячная армия, а в течение нескольких дней — 2-миллионная. Это высокомобильная и хорошо оснащенная армия, способная нанести существенный урон агрессору. Недостатком швейцарского опыта является то, что эта страна уже давно ни с кем не воевала и что там нет таких оперативных и даже оперативно-тактических пространств, как на восточных рубежах Украины.
Последнее можно сказать и об Израиле, но различие в том, что Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) воюет практически все время существования этого государства, причем часто с противником, который численно намного превосходит как израильскую армию, так и сам Израиль. В Израиле имеет место всеобщая воинская повинность, касающаяся даже женщин. При общем населении около 7 млн человек, Израиль может в кратчайшие сроки выставить более миллиона хорошо обученных резервистов. Особое значение имеет постоянный костяк армии в составе военно-воздушных, бронетанковых, противовоздушных частей, высокомобильных подразделений специальных операций и быстрого реагирования.
Важнейшую роль в обороноспособности Израиля играют прямые военно-союзнические отношения с США и вообще поддержка Америки. Это прекрасно оснащенная новейшими вооружениями армия, причем вооружения — как американские и европейские, так и собственной израильской разработки. Достаточно вспомнить израильскую систему «Железный купол», способную уничтожать низколетящие цели с крайне малым подлетным временем наподобие, кстати, снарядов системы «Град». Для управления подобными вооружениями нужны хорошо подготовленные военнослужащие, постоянно проходящие обучение.
Но даже опыт Израиля не следует преувеличивать, поскольку там воюют со слабо оснащенными и плохо обученными террористами. Более того, практика арабо-израильских войн показала, что арабы по ментальным особенностям не слишком способны вести серьезную войну даже при наличии армий, численно и по вооружениям превосходящими ЦАХАЛ, поскольку израильтяне берут не числом, а умением, дисциплиной, интеллектом.
* * *
В Украине ситуация представляется намного более сложной. В лице России нам противостоит второй, а по некоторым параметрам, возможно, первый военный потенциал мира с огромной, хорошо оснащенной и достаточно обученной армией, даже несмотря на извечный «российский бардак». У нас нет пока такого мощного лобби, как США для Израиля. Зато у нас имеет место множество негативных факторов, которых нет и никогда не было в Израиле. Речь идет о тотальной коррупции и воровстве, о стремлении многих «откосить» от армии, что в Израиле является крайне редким и жестоко наказываемым деянием.
Украине требуется высокомобильная и хорошо оснащенная современными, в том числе высокоточными, вооружениями армия. Кстати, с высокоточными системами возникает проблема, поскольку они завязаны на космические системы позиционирования, имеющиеся только в США, а также, частично, у России и Китая. Позволит ли США использовать эти системы, даже если между странами будет союзнический договор, — это очень большой вопрос. Впрочем, Россия пока воюет гаубицами и системами «Град», перепахивая целые гектары нашей территории «квадратно-гнездовым» способом.
Важнейшими являются воздушные силы. Но их ресурс подходит к концу, поскольку все имеющееся — это, в лучшем случае, советское вооружение 1980-х годов. К тому же, все это не просто советское, но и российское — самолеты, вертолеты, системы ПВО. Замена их на западное, прежде всего американское, если даже Запад на это пойдет, потребует масштабного переучивания боевого и обслуживающего личного состава. Впрочем, в бронетехнике и ракетных вооружениях Украина имеет определенный приоритет, но и здесь все сильно запущено и развалено с советских времен.
И все же Украина еще не до конца утратила военно-технический и кадровый потенциал советских времен, а также широко разветвленную систему подготовки военных специалистов как в военных, так и в гражданских вузах. Все это нужно срочно реанимировать, приводить в порядок и разворачивать на этой основе качественно новую армию.
Следует еще раз обратить внимание на крайнюю важность морально-психологического аспекта. Сейчас соседствуют две тенденции. С одной стороны, у значительной части граждан имеется патриотический порыв, но он, кстати, может быстро сойти на нет по мере дальнейшего скатывания страны в социально-экономическую пропасть, в том числе в результате «мудрого руководства» правительства Яценюка. С другой стороны, массовая моральная деградация, коррупция, предательство будут расшатывать не только сегодняшнюю обороноспособность, но и будущие попытки создать новую армию. Резко отрицательную роль в этом смысле играет и будет играть тотальная социальная несправедливость, политическое и имущественное неравенство, поскольку у нас уже давно не Советский Союз с его относительным равенством, пусть даже и в нищете. Пока этот фактор действует относительно слабо, но он может резко активизироваться в будущем, и неизвестно, куда в результате может быть обращено оружие.
* * *
Таким образом, к внешней агрессии путинского режима и сепаратизму Донбасса может добавиться новый взрыв в обществе, который будет иметь, скорее всего, социально-экономический и классовый характер. Это может окончательно ослабить страну, сделав ее легкой добычей Москвы. Если такое произойдет, то виновны в этом будут не только «кремлевский карлик», но и нынешняя власть, Порошенко, Яценюк и правительство с их «шоково-либералистическими» экспериментами, ведущими к окончательному обнищанию рядовых граждан. Народ и так воюет за страну и сограждан, а не за государство и власть, что пока остается сдерживающим фактором, предохраняющим от социального взрыва, но терпение не безгранично, а резкое ухудшение условий существования прогнозируется уже наступающей осенью.
Очевидно, это, наконец, стало доходить до власти, которая уразумела, что нельзя все тяготы и лишения войны и кризиса «вешать» исключительно на рядовых обывателей, и бедой нужно поделиться с олигархами. Именно поэтому власть в последнее время развернула демонстративные действия, направленные против олигархов и представителей режима Януковича. Сначала были приняты поправки к налоговому законодательству, направленные на существенное увеличение рентных платежей при пользовании недрами, правда, временно, увеличение акцизов и прочее. Затем в парламенте появился законопроект о люстрации. Складывается впечатление, что все это делается, в том числе, для выпуска пара, поскольку температура в обществе уже достигает критической черты.
Но пока в Украине наблюдается патриотический подъем невиданного ранее масштаба. Каждый понимает патриотизм по-своему. Для очень многих, в том числе русскоязычных и «русскокультурных», граждан важнейшей составной частью украинского патриотизма является то, чтобы в Украине никогда не было Путина и его режима...
Коментарі — 0