Политико-экономические последствия блокады Донбасса
Решение о фактической экономической блокаде районов Донбасса, находящихся под контролем сепаратистов и московских оккупантов, является крайне противоречивым.
Решение о фактической экономической блокаде районов Донбасса, находящихся под контролем сепаратистов и московских оккупантов, является крайне противоречивым. С одной стороны, в нем есть определенный смысл, поскольку государство не может и не должно финансировать неконтролируемую территорию, особенно в нынешней, крайне тяжелой экономической ситуации. Но, с другой стороны, такое решение влечет за собой тяжелейшие последствия, причем не только для населения и предприятий Донбасса.
Не менее тяжелые последствия блокада повлечет и для самой Украины. Во-первых, это существенное сокращение поступлений в бюджет налогов, которые, как оказывается, ряд крупных предприятий продолжают платить даже в условиях войны. Во-вторых, это дальнейшее сокращение экспортной валютной выручки, львиная доля которой, опять-таки, приходится на Донбасс. В-третьих, это окончательная утрата Украиной политико-экономического контроля над этой территорией, поскольку тем предприятиям, которым удастся сохраниться, чтобы выжить, придется переориентироваться на Россию, ибо других вариантов нет. Этих бизнесменов, их работников, равно как остающихся без зарплат и пенсий бюджетников и пенсионеры Донбасса, Украина утратит навсегда.
Президент Порошенко издал указ, которым вводит в действие решение Совета национальной безопасности и обороны от 4 ноября 2014 года «О неотложных мерах по стабилизации социально-экономической ситуации в Донецкой и Луганской областях». Комплекс мер, предусмотренный документом, представляет собой, по сути, полную экономическую блокаду неподконтрольных Киеву территорий Донбасса. Кратко излагая намеченную цель и способы ее достижения, Порошенко произнес скандально известную фразу: «У нас работа будет — у них нет, у нас пенсии будут — у них нет, у нас забота о детях, пенсионерах будет — у них нет, у нас дети пойдут в школы и детские сады — у них они будут сидеть в подвалах. Потому что они ничего не умеют делать. Так и именно так мы выиграем эту войну».
Здесь обращает внимание не столько даже фактическое циничное использование Петром Порошенко «детей в подвалах» и «пенсионеров без пенсий», сколько тот факт, что на неоккупированной части Украины с работой, зарплатами и пенсиями далеко не всегда и везде лучше, чем на Донбассе, разве только в подвалах пока сидеть не приходится. Ну, а обещание «именно так выиграть войну» выглядит, мягко говоря, неадекватным на фоне фактического «слива» Донбасса и наших солдат в «котлах» типа Иловайского, на фоне тотальной коррупции и предательства в армии и госструктурах, а также с учетом упорных слухов о закулисных переговорах Порошенко с Владиславом Сурковым, помощником и конфидентом Путина.
Тому же вопросу посвящено постановление Кабмина № 595, согласно которому органы государственной власти всех уровней должны эвакуироваться на территории, контролируемые Киевом. Также, согласно постановлению, граждане, получающие какие-либо социальные выплаты от государства, для их получения в дальнейшем должны выехать за пределы оккупированной территории и зарегистрироваться в регионах, подконтрольных центральной власти. В течение месяца Национальный банк и коммерческие банки должны прекратить обслуживание всех банковских счетов на захваченных сепаратистами территориях. Таким образом, самопровозглашенные «ЛНР» и «ДНР» будут лишены финансирования, правда, ценой голодных смертей жителей Донбасса, но, как говорил товарищ Сталин, «лес рубят — щепки летят»!
О трагическом положении пенсионеров, бюджетников, инвалидов и даже просто жителей Донбасса, среди которых далеко не все являются фанатами «ЛНР-ДНР», в которое украинская власть их поставила, лишив положенных по закону денежных выплат, сейчас говорится много. О последствиях блокады для самой Украины говорят меньше.
-- Бюджетная пропасть разверзнется шире
Прежде всего, бюджет страны лишится значительных сумм. Дело в том, что предприятия, находящиеся на оккупированных территориях Донбасса, даже в условиях войны продолжали по мере возможности платить налоги. По данным Донецкой областной госадминистрации, за 9 месяцев 2014 года в общий фонд местных бюджетов поступило 12,4 млрд грн, включая трансферты из государственного бюджета, в том числе 6,7 млрд грн составили поступления собственных и закрепленных налогов и сборов. По сравнению с 2013 годом, сокращение поступлений составило 1 млрд грн, но в условиях войны это простительно. Находящиеся на оккупированной территории крупные производства, например предприятия группы «Норд», пять крупнейших шахт ДТЭК, кондитерская фабрика АВК, ряд других крупных предприятий продолжали работать и платить налоги.
Оккупированный сепаратистами и российскими войсками Донецк за январь-октябрь 2014 года выполнил доходную часть бюджета на 89% на сумму более 4 млрд грн. Для сравнения: согласно данным Госказначейства, по итогам октября 2014 года годовой план по наполнению бюджета по всей стране был выполнен всего на 70%.
Даже с учетом того, что, кроме трансферта из центра, это деньги местных бюджетов, Донбасс продемонстрировал умение даже в условиях войны финансировать значительную часть местных расходов. А чтобы эти средства не были разграблены сепаратистами, центральной власти, возможно, следовало бы придумать некую более гибкую систему бюджетно-финансовых транзакций, а не идти «топорным» путем тупого «обрезания всех концов». Теперь предприятия, которые еще умудрялись работать и платить налоги, будут окончательно лишены такой возможности.
Ситуацию могут еще больше усугубить внесенные правительством Яценюка поправки в Налоговый кодекс, согласно которым хозяйствующие субъекты будут платить налоги не по месту регистрации предприятия, а по месту фактической деятельности. Если в ряде случаев это действительно должно дать положительный эффект в виде поступления налогов в местные бюджеты, то в случае с оккупированными районами Донбасса ситуация только обострится. Офисы структур, например того же Ахметова, зарегистрированы в столице, хотя производство находится на Донбассе, и если сейчас они платят налоги в центре, то с внесением указанных изменений они получат законную возможность их не платить, да и возможности у них такой не будет из-за ухода с Донбасса банковской системы Украины.
-- Экономика не станет экономной!
Складывается обоснованное подозрение, что едва ли не самой главной целью блокады Донбасса является банальная экономия средств бюджета и Пенсионного фонда. Таким путем действительно можно достичь некоторой экономии, впрочем, довольно сомнительной. Но социальные и политико-экономические последствия такой «экономии» могут оказаться разрушительными для страны, государственность которой и без того, можно сказать, висит на волоске.
Прежде всего, сэкономить можно на вышеупомянутом трансферте центрального бюджета, который за 9 месяцев 2014 года составил, повторим, около 6 млрд грн. Но цифра экономии будет значительно меньшей, поскольку не все регионы Донбасса оккупированы сепаратистами и московскими наемниками, а из оккупированных местностей значительная часть граждан и бюджетных организаций все же выехала, зарегистрировалась на «материке» и получает теперь положенные выплаты.
Более того, сам переезд и обустройство на новом месте требует существенных финансовых затрат, которые могут свести на нет экономию. Впрочем, здесь-то как раз экономия принципиально возможна простым и хорошо проверенным чиновниками путем — путем недофинансирования программ переселения, что, похоже, и происходит. Экономии на субсидировании угольной отрасли уже не выйдет, поскольку дотации уже урезаны.
Существенную экономию можно получить на невыплате пенсий тем, кто остался на оккупированной территории, не сумев, не захотев или будучи не в состоянии выехать, что касается, например, инвалидов или глубоких стариков. По данным Пенсионного фонда, только в Донецкой области насчитывается 1,3 млн пенсионеров, из которых только 300 тысяч человек перерегистрированы на подконтрольной украинской власти территории. Решение Кабмина и президента об отсечении от выплат всех, кто не зарегистрировался на подчиненной Киеву территории, позволяет сэкономить огромные суммы на оставшемся приблизительно миллионе пенсионеров. То же самое касается получателей разного рода социальных выплат.
Очевидно, что подобная «экономия», что называется, «вылезет боком» не столько для Порошенко с Яценюком, сколько для всей страны, ее целостности и суверенитета. Граждане Украины, платившие налоги в бюджет и взносы в социальные фонды, включая пенсионные, оказываются брошенными своим государством на произвол судьбы. Причем далеко не все из них голосовали за «ДНР-ЛНР». Даже самые лояльные из них, будучи оставленными умирать от голода и холода, возненавидят Украину, «киевскую хунту», «бандеровцев» и так далее. В политическом и психологическом смысле они будут искать себе нового «суверена» и найдут такового в лице Москвы и Путина, поскольку другого быть не может, а оголтелая кремлевская пропаганда постарается, чтобы они сделали «правильный выбор». Можно с уверенностью сказать, что Украина может окончательно утратить контроль и влияние на этих людей и на эти территории.
-- Бизнес Донбасса: исход в «Путинланд»?
То же самое может произойти и с бизнесом Донбасса. Часть бизнес-структур сумела выехать на контролируемые Украиной территории, перерегистрироваться и продолжить работу. Часть предприятий, например, крупные промышленные объекты, эвакуировать невозможно по объективным причинам, хотя во Вторую мировую войну проводилась масштабная эвакуация заводов и фабрик. Часть бизнеса, особенно мелкого, привязана к местным условиям и потребностям, например, мелкая продуктовая торговля, без которой, в свою очередь, не может прожить население.
В то же время с уходом из Донбасса украинской банковской системы бизнес не сможет вести нормальную финасово-хозяйственную деятельность. Если до сих пор на оккупированных территориях оставался работать только «Ощадбанк», то после вышеупомянутых решений президента и Кабмина и он сворачивает свою деятельность. Платежные терминалы украинских банков в работающих торговых заведениях в ближайшее время будут демонтированы. Безналичные расчеты будут производиться через некий «банк ДНР», а рассчитываться по безналичному расчету с украинскими поставщиками будет невозможно.
Поскольку «банковская система ЛНР-ДНР» — это фикция и суррогат, то регион станет наполняться российскими финансовыми структурами, а брошенный на произвол украинским государством бизнес вынужден будет ориентироваться на Россию, чтобы элементарно выжить. Это станет еще одним фактором утраты Украиной контроля над территорией в пользу России.
* * *
Словом, менеджерские «таланты» Порошенко и Яценюка с Кабмином могут привести к тому, что, вместо возврата контроля над оккупированными территориями Донбасса, Украина имеет все шансы окончательно утратить здесь влияние на людей и экономику. Пока что блокада оккупированных районов выглядит этаким «сливом» этих территорий Кремлю.
Коментарі — 0