Александр Карпец Журналист

В трагедии Мариуполя, Дебальцево, Углегорска виновно военно-политическое руководство Украины

Виновниками кровавого обстрела Мариуполя, кровопролития в Дебальцево и Углегорске, а также нового масштабного наступления российско-сепаратистских войск по всему Донбассу следует считать не только сепаратистов и их московских кукловодов.

Виновниками кровавого обстрела Мариуполя, кровопролития в Дебальцево и Углегорске, а также нового масштабного наступления российско-сепаратистских войск по всему Донбассу следует считать не только сепаратистов и их московских кукловодов. В этом кошмаре повинно также военно-политическое руководство Украины, прежде всего, президент, премьер, военное командование. Четыре месяца игры в «минский мир», громких патриотических заявлений и неадекватных надежд на то, что «Запад нам поможет», привели к трагедии!

Несмотря на уверения разнокалиберного начальства в том, что армия и Национальная гвардия получают все необходимое, и оборона Украины стала крепкой как никогда, вооружение наших войск все более уступает мощному оснащению врага, а снабжение одеждой, продовольствием и медикаментами, значительным, часто подавляющим образом, осуществляется волонтерами на деньги граждан. Возникает риторический вопрос: куда идут, где исчезают и существуют ли вообще в природе громогласно анонсированные «миллиарды Яценюка», якобы щедрой рукой выделяемые на оборону? Складывается впечатление, что граждане обороняют страну не благодаря, а вопреки государству!

А главное, политиканы разного калибра даже в столь критическое для страны время не брезгуют использовать такую страшную трагедию для пиара!

Ярким подтверждением последнего утверждения стало внеочередное заседание Верховной Рады 27 января 2015 года, приуроченное обстрелу Мариуполя и новой эскалации кровопролития на Донбассе. Атак сепаратистов в районе Дебальцево и Углегорска тогда еще не было, хотя было совершенно очевидно, что вскоре они начнутся. Принятие вроде бы важных, но декларативных и ни к чему не обязывающих документов и решений выглядело этаким дурно поставленным спектаклем, едва ли не главной целью которого было удовлетворение желания целого ряда политических персонажей зарисоваться перед телекамерами, произнося патриотические тексты на фоне трагедии.

-- Пустые звуки неадекватной «ПИАРастии»

Верховная Рада признала — наконец-то! — Россию страной-агрессором, обратилась к Западу с просьбой предоставить Украине военно-техническую помощь и ужесточить экономические санкции против Москвы. Также в первом чтении был принят документ о признании ДНР и ЛНР террористическими организациями.

Подобные «решительные» действия Рады вызывают гомерический хохот, хотя, конечно, смех крайне неуместен в нынешней трагической ситуации. Признать Россию агрессором можно было уже без малого год назад после аннексии Крыма. С ЛНР и ДНР тоже давно можно было решить вопрос, с этим вопросом как раз есть проблемы, и в итоге, террористическими их могут не признать, о чем далее.

В конечном итоге, парламент наконец-то сделал то, о чем Украина уже давно просила Запад и международные институции. Последние, в свою очередь, совершенно справедливо отвечали: дескать, прежде, чем мы признаем Россию агрессором, а ЛНР-ДНР террористами, потрудитесь, пожалуйста, сначала сделать это сами. Накануне «эпохального» заседания Рады об этом прямо заявил посол Евросоюза в Украине Ян Томбиньский. Но подобное решение Рады хоть и является необходимым действием, но представляет собой не более чем громкое политическое заявление, к тому же запоздалое, и не влекущее за собой никаких юридических последствий.

Точно так же огромный скепсис вызывают озвученные Юлией Тимошенко намерения в ближайшее время обратиться в Международный уголовный суд в Гааге с тем, чтобы в Украину были направлены его представители для сбора доказательств и возбуждения уголовного дела в Гаагском суде персонально против тех людей в России, которые стоят во главе агрессии. Но во главе российской агрессии стоит лично Путин, а Россия — не Югославия, и Путин — не Милошевич. Поэтому никто никого судить не будет, и Путину ничего за это не будет, даже если он отдаст приказ сжечь «градами» всю Украину. Не говоря уже о том, что по поводу Гаагского суда, являющегося чисто европейской институцией, существуют разные мнения, в частности, США его не признают. Конечно, Путина следовало бы посадить на кол прямо посреди Майдана, но в обозримом будущем это едва ли реально, а потому подобные декларации являются ничем иным, как пиаром, который ни шаг не приближает к прекращению войны.

Обращение Украины в лице Верховной Рады к ПАСЕ, ОБСЕ, ООН, Европарламенту, Ассамблее НАТО и парламентам всего мира с призывом признать Россию агрессором и предоставить Украине военно-техническую помощь тоже является сотрясением воздуха. С одной стороны, это вроде бы правильный шаг с точки зрения международно-правовой казуистики, поскольку возможность признания агрессором прописана в Уставе ООН, что позволяет лишить Россию права голоса при рассмотрении вопросов, касающихся Украины. Но с другой стороны, Россия является одним из пяти постоянных членов Совета безопасности ООН, и чтобы лишить ее права «вето», эту меру должны поддержать минимум 2/3 стран-членов ООН, а это совершенно нереально.

Остальные международные институции, к которым Украина регулярно обращается с разного рода воззваниями и призывами, являются еще более «безвредно-бесполезными». Например, ОБСЕ, где верховодит, кстати, Россия, принимала участие в минских переговорах, но договоренности под эгидой ОБСЕ не выполняются, в первую очередь, Россией. Или ПАСЕ, в которой Россию лишили права голоса, — но Москве от этого ни холодно ни жарко, поскольку этот орган ничего серьезного собой не представляет, а его решения можно игнорировать, тем более Москве.

Что, кстати, ПАСЕ и продемонстрировала, приняв резолюцию по Украине, в которой ничего не было сказано о «ДНР-ЛНР» и России как стране-агрессоре, а содержался призыв к России не финансировать терроризм в Украине, прекратить так называемые гуманитарные конвои и освободить Надежду Савченко, которая обрела статус депутата Верховной Рады и ПАСЕ, а потому получила международный дипломатический иммунитет. В ответ в Москве заявили, что Кремль трактует иммунитет как-то не так, как это делают в Страсбурге, а потому отпускать Савченко в России не намерены с намеком на то, что плевать мы хотели на ваши ПАСЕ и прочие правила. И за это «плевать» Москве ничего не будет.

Обязательным для выполнения всеми странами-членами Евросоюза являются решения Европарламента. Но в Европарламенте все решения принимаются консенсусом, то есть за них должны проголосовать все 27 стран-членов ЕС. А это нереально, поскольку в Европе очень много хорошо подкармливаемых Кремлем «друзей Москвы».

Вообще, война в Украине наглядно показала, что хваленая система международной безопасности является фикцией, пустым звуком, особенно, если речь идет о крупных геополитических игроках. Все эти многочисленные «болтливые тусовки» едва ли смогут поставить на место даже какое-нибудь Зимбабве, не говоря уже о Москве.

Единственным реальным рычагом влияния на Москву являются экономические санкции. Но вопрос о введении санкций решают не международные институции, а отдельно взятые государства, например, США. И даже в Евросоюзе, где формально все решается консенсусом, в реальности, глобальные решения принимают Германия и Франция. Вот фактически три страны, от которых реально зависит вопрос санкций против России.

Правда, практика показала, что экономические санкции и даже падение цен на нефть Путина не останавливают, чего, впрочем, и следовало ожидать.

Что же касается признания ДНР и ЛНР террористическими организациями, то после принятия Радой соответствующего документа в первом чтении зазвучали голоса о том, что окончательно такое решение принимать нельзя. Дескать, это перекроет в дальнейшем возможность вести с ними переговоры о мирном урегулировании, обмениваться пленными и провести осенью 2015 года местные выборы на Донбассе. Особо «прикалывает» последний аргумент: кажется, уже совершенно очевидно, что пока существуют ДНР, ЛНР и российская агрессия на Донбассе, никакие выборы на Донбассе не просто невозможны, но их вообще там нельзя проводить, поскольку можно получить какое-нибудь типичное «русско-донецкое фуфло» о поголовном страстном желании «народа Новороссии» присоединиться к какому-нибудь Чукотскому федеральному округу. Другие указанные выше причины того, почему ЛНР и ДНР нельзя признавать террористическими организациями, представляются столь же «серьезными».

А главное, телодвижения украинской власти, высшего руководства страны и, тем более, пиар-шоу депутатов под куполом Верховной Рады не дают ответа на самый главный вопрос: как остановить войну на Донбассе?

-- «Троянский конь» Минского «мира» и западной «поддержки»

С самого начала так называемого минского мира было ясно, что до добра он не доведет. И речь даже не о том, что сепаратисты и Москва этот мир постоянно нарушали, а вооруженные силы Украины не имели возможности должным образом отвечать не просто огнем, а активными действиями. Дело в том, что изначально было ясно: перемирие используется сепаратистами и Москвой для накапливания сил и средств для дальнейшего продвижения вглубь Украины. Чтобы понимать это, не нужно оканчивать Академию Генштаба — достаточно лейтенантского уровня военного образования!

Кроме того, время так называемого перемирия сепаратисты и российские войска использовали для ползучего захвата территории. По ряду оценок, контролируемая ими территория за 4 месяца так называемого «мира» выросла на 500 кв. км. А героический Донецкий аэропорт, как выяснилось только недавно, на бумаге был сдан именно в Минске, поскольку вошел в зону оккупации террористами, под чем высшее военно-политическое руководство страны подписалось вместе с Кучмой! После этого дифирамбы, которые высокое начальство пело в адрес действительно героических парней, неведомо зачем проливавших кровь за сданные тем же начальством развалины аэропорта, звучат более чем цинично, причем цинично — это еще очень мягко сказано!

О назревающей трагедии под Дебальцево уже несколько недель предупреждали все кому не лень, поскольку это было очевидно, даже если просто посмотреть на карту фронта, где явственно просматривается «карман», который можно замкнуть в котел. Но в ответ из уст разнокалиберного начальства слышались бравурные тексты о том, что у врага мало сил, а украинские войска сильны как никогда. Наши вооруженные силы по команде высшего военно-политического руководства страны блюли совершенно никчемные минские договоренности, о которые и Москва, и сепаратисты вытерли ноги, вместо того, чтобы действовать на опережение, уничтожая живую силу и технику противника, разрывая его коммуникации, ломая планы наступления на наши позиции заранее.

Срыв переговоров в Минске был полностью ожидаемым. Кремль, стоящий за спиной сепаратистов, стремится к закреплению так называемых ДНР и ЛНР на как можно большей площади. Речь идет, как минимум, о территориях Донецкой и Луганской областей с возможностью подрыва ситуации в других регионах Юго-Востока.

Таким образом, путем Минского «мира» Путин при соучастии, пусть даже невольном, западных «друзей» Украины навязывает не только военно-политическому руководству Украины, включая верховного главнокомандующего Порошенко лично, но и всей стране, свои сценарии, связывает руки, тогда как у московско-сепаратистских формирований они остаются развязанными. Мирные переговоры вести нужно только тогда, когда украинская армия перейдет в уверенное наступление.

В ситуации с путинской Россией надежды на «мирные переговоры» столь же опасны, как на Запад, который нам (не) поможет, и являются крайне опасной позицией. Единственное, чем Запад может конкретно помочь, — это экономические санкции против России, которыми Запад защищает отнюдь не Украину — чтобы было понятно! — а послевоенное устройство Европы, а также границы, установившиеся после развала СССР, поскольку новый передел границ чреват планетарной катастрофой. «Миротворчество» же Запада в конечном итоге приводит к сдаче суверенитета и территории Украины под пустые заявления разного рода западных персонажей о «глубокой озабоченности».

Вообще, ставка на Запад все более представляется следствием трусости и желания уйти от ответственности со стороны руководства Украины и лично президента Порошенко. В этой войне Украина сможет победить и, тем самым, сохраниться только вооруженным путем и только опираясь, прежде всего, на собственные силы. Запад может в этом только оказать определенную финансовую, материальную и военно-техническую помощь, но главное, чтобы ни за что не отвечающие западные деятели не путались под ногами со своими «реформами», суть которых сводится к распродаже страны и вовлечении граждан в социально-экономическое бесправие, которое мало чем отличается от «путиноидного» режима, грозящего в случае победы сепаратизма и Москвы.

Еще раз подчеркнем, что разного рода «минские», «нормандские», «женевские» и прочие форматы переговоров возможны только после того, как Украина перейдет в наступление, а военно-политическое руководство избавится от трусливой привычки надеяться на западного «дядю» и прятаться за «троянским конем» очередных «переговоров».

-- Шкурный интерес

Впрочем¸ есть еще один аспект, о котором на фоне нынешней тяжелейшей ситуации почему-то редко вспоминают. Речь идет о шкурной стороне вопроса. Именно это может быть одной из причин явной нерешительности руководства страны.

Липецкая кондитерская фабрика, которой по-прежнему владеет Порошенко, уже стала притчей во языцех, но это «мелочи». Следует вести речь о целом комплексе интересов олигархов, включая Порошенко и его окружение, завязанных на Россию. Методы решения путем закулисных переговоров здесь являются традиционными. Именно поэтому охотно верится в слухи о том, что Борис Ложкин, глава администрации Порошенко, имеющий обширные бизнес-контакты в России, очень часто и охотно встречается в неформальной обстановке с окружением Путина или даже с последним якобы с целью урегулирования конфликта, причем очевидно, что делается это, как минимум, с ведома, а скорее, по прямому указанию Порошенко. Но поскольку конфликт еще больше разгорается, а суверенитет и территории Украины сдаются сепаратистам, а реально — Москве, гибнут и становятся калеками десятки и сотни мирных граждан и военнослужащих Украины, то подобные закулисные торги могут и должны расцениваться исключительно как предательство, и никак иначе! Если же в подобных торгах присутствует шкурно-экономический мотив, то такое предательство тем более омерзительно.

А между тем, на то и похоже. По данным информированного издания «Зеркало недели. Украина», очень многие украинские бизнес-структуры продолжают выгодно работать в оккупированном Крыму, перерегистрировав там свои дочерние предприятия по законодательству страны-агрессора. Этому способствует то, что со стороны Украины Крым объявлен не только оккупированным и находящимся в блокаде, но также некоей «свободной экономической зоной». Схема используется для отмыва огромных денег, для чего ее, собственно, и выстраивали.

Более того, бытует обоснованное подозрение, вся эта возня с разного рода «Минскими переговорами» с целью выстраивания границ разделения Украины с ЛНР-ДНР, фактического признания этих образований, которые тут же именуют «террористическими», обещания придать им некий «особый статус» и прочие подобные маневры, имеют целью, в том числе, создание на Донбассе подобных «черных экономических дыр», через которые можно будет отмывать огромные деньги. И очень многие во власти в этом заинтересованы, даже ценой крови, трагедий, гибели граждан, потери, как минимум, части суверенитета.

* * *

Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что в последних трагедиях на Донбассе, в результате которых погибли и покалечены сотни граждан, имеют место огромные разрушения, а страна в очередной раз потеряла значительную территорию, огромная доля вины лежит на высшем военно-политическом руководстве страны, включая президента, премьера и прочих помельче рангом.

Наконец, может пора уже войну назвать войной?!..

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: