Тарифы ЖКХ от МВФ и Яценюка как путь к новой революции
С целью получения любой ценой новых кредитных траншей правительство Яценюка под давлением МВФ намерено поднять тарифы на жилищно-коммунальные услуги до космических размеров, совершенно не адекватных доходам населения.
С целью получения любой ценой новых кредитных траншей правительство Яценюка под давлением МВФ намерено поднять тарифы на жилищно-коммунальные услуги до космических размеров, совершенно не адекватных доходам населения. Следующий майдан вполне может стать тарифно-коммунальным или, по крайней мере, в значительной мере таковым.
Кстати, нечто подобное уже было, в частности в Киргизии и в Болгарии. А поскольку еще одного майдана страна, скорее всего, не выдержит, ибо в Украине уже и без того идет кровопролитная война, то Путину особо и напрягаться не придется, чтобы окончательно уничтожить независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины, а МВФ с Яценюком объективно работают на Путина.
Обращает на себя внимание тот циничный факт, что содержание переговоров правительства с МВФ и текст меморандума между ними содержится в тайне не только от граждан, которые должны будут платить, но даже от народных депутатов, которые должны принимать поправки к бюджету. Во всяком случае, буквально за день-два до рассмотрения поправок в парламенте заместитель главы бюджетного комитета Верховной Рады, депутат от партии «Самопоміч» Виктор Кривенко упражнялся в патетической риторике следующего содержания: «Как можно рассматривать новую редакцию бюджета, если мы в глаза не видели меморандума с МВФ? Как можно закладывать изменения без финансового плана НАК?».
-- Тайны за наш счет
Даже точная сумма внешнего финансирования остается непонятной.
Известно, что правительство Яценюка обратилось к Международному валютному фонду с просьбой пересмотреть условия сотрудничества. Речь идет о замене действовавшей до сих пор программы stand-by на 4-летнюю программу расширенного финансирования (EFF) на сумму 17,5 млрд долл. Очевидно, что это вынужденная мера, поскольку в государственной казне прогрессирует дефицит, золотовалютные резервы практически полностью растрачены, а потому без внешнего финансирования страну ожидает дефолт и невозможность оплачивать критический импорт, прежде всего, энергоносители.
По словам директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард, в случае утверждения исполнительным советом фонда новой расширенной программы финансирования общий объем международной помощи Украине должен увеличиться до 40 млрд долл. Из них указанные 17,5 млрд долл., повторим, будут в течение ближайших 4-х лет выделены непосредственно фондом, но только в случае неких «серьезных экономических реформ». Остальные деньги якобы должны выделить некие «другие международные источники», в которые верится мало. Исключение представляет, может быть, только Всемирный банк, заявивший о готовности выделить в 2015 году до 2 млрд долларов.
В то же время известно, что под «серьезными экономическими реформами» правительство Яценюка понимает только затягивание поясов, сокращение доходов граждан и социальных расходов, а также резкий рост цен и тарифов. Никаких других способов «реформирования» Яценюк и компания придумать не могут и не хотят, а МВФ их в этом поддерживает. В частности, о возврате в страну награбленных олигархами капиталов вопрос даже не поднимается.
Размеры роста тарифов также остаются засекреченными. Общественности только сообщают, что повышение должно начаться немедленно, точнее с 1 апреля 2015 года и в течение 2 лет, то есть до апреля 2017 года, тарифы должны быть приведены «до уровня полного возмещения стоимости», в результате чего «Нафтогаз» станет безубыточным, и не будет вымывать бюджетные средства. Между тем уже долгие годы формирование тарифов было и остается процессом непрозрачным, криминальным и коррумпированным, а сами понятия «экономически обоснованного тарифа», «полная стоимость» не определены законодательно.
Конкретные размеры повышения тарифов не озвучиваются, и граждане о них узнают постфактум, когда они уже приняты. К тому же правительство Яценюка решило поступить хитро — уклониться от непосредственного формирования тарифов, переложив ответственность на Национальную комиссию по регулированию энергетики и рынка коммунальных услуг (НКРЭКУ).
-- Пытки электрическим током
Напомним, что ранее Кабинет министров несколько раз принимал постановления, которыми рекомендовал НКРЭКУ размеры и график повышения тарифов в рамках договоренностей с МВФ. Теперь же, по словам министра энергетики и угольной промышленности Владимира Демчишина, Кабмин занял позицию, что НКРЭКУ должна самостоятельно принять это решение.
В свою очередь Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), утвердила пятиэтапное повышение тарифов на электроэнергию для населения: к апрелю 2017 года они должны возрасти в 3,5 раза, достигнув средневзвешенного уровня 122,83 коп./кВт-ч. В настоящее время средневзвешенный уровень тарифа для населения составляет 35,58 коп./кВт-ч. Таким образом, средневзвешенный тариф вырастет почти в 4 раза.
Согласно решению НКРЭКУ, тарифы на электроэнергию возрастут с 1 апреля 2015 года, с 1 сентября 2015 года, с 1 марта 2016 года, с 1 сентября 2016 года и с 1 марта 2017 года.
С 1 апреля 2015 года тариф для первого блока потребления (до 150 кВт-ч в месяц) возрастет на 19% — до 36,6 коп./кВт-ч; для второго блока (от 150 до 800 кВт-ч) — на 50%, до 63 коп./кВт-ч; для третьего блока (свыше 800 кВт-ч) — на 5%, до 140,7 коп./кВт-ч.
С 1 сентября 2015 года тариф для первого блока потребления возрастет на 25% — до 45,6 коп./кВт-ч; для второго блока — на 25%, до 78,9коп./кВт-ч; для третьего блока — на 5%, до 147,9 коп./кВт-ч.
С 1 марта 2016 года в первом блоке потребления тариф возрастет до 57 коп./кВт-ч, во втором блоке — до 99 коп./кВт-ч, в третьем блоке — до 156 коп./кВт-ч.
С 1 сентября 2016 года стоимость электроэнергии для населения по первому блоку составит — 71,4 коп./кВт-ч, по второму — 129,0 коп./кВт-ч, по третьему — 163,8коп./кВт-ч.
Наконец, с 1 марта 2017 года стоимость электроэнергии по первому блоку составит 90 коп./кВт-ч, по второму и третьему — 168 коп./кВт-ч.
В итоге расходы на электроэнергию для домохозяйств, укладывающихся в параметры первого блока, то есть до 150 кВт-ч, вырастут почти в 3 раза. Например, при потреблении 100 кВт-ч в месяц, расходы вырастут с чуть более 30 до 90 грн в месяц.
В свою очередь, средневзвешенная стоимость электроэнергии для населения будет доведена до 122,83 коп./кВт-ч, каковая цифра считается в правительстве себестоимостью электроэнергии. На самом деле, известно, что себестоимость киловатта, производимого на атомных станциях, которые вырабатывают львиную долю энергии, намного меньше. Но средняя стоимость «надувается» за счет дорогой энергии, производимой тепловой генерацией, принадлежащей преимущественно структурам олигарха Ахметова. Таким образом, стоимость усредненного киловатта является существенно и неправомерно завышенной, но это отдельная тема.
-- Газовая атака и тепловой удар
Если с электроэнергией уже более или менее понятно, то с газом и, тем более, теплом, еще нет. Но по ряду заявлений можно прийти к выводу, что повышение будет катастрофическим.
Так, глава Нацбанка Украины Валерия Гонтарева заявила, что, согласно требованиям МВФ, тарифы на газ будут увеличены на 280%, а на тепло — на 66%.
Во властных коридорах продолжают играть в бюрократические игры, утверждая, что тарифы, дескать, должен устанавливать не Кабмин, а «независимый регулятор» в лице НКРЭКУ. О том, насколько Нацкомиссия «не зависит», например, от того же Ахметова, можно написать отдельный роман в стихах!
Согласно пролившимся в СМИ данным, меморандумом между МВФ и Кабмином предусмотрены следующие повышения.
На природный газ будут установлены две цены — льготная и рыночная. Льготная цена в размере 3,6 тыс. грн за 1 тыс. кубометров будет установлена для домохозяйств, потребление природного газа которыми не превысит годовой лимит в 2,4 тыс. кубометров. В максимуме такое домохозяйство будет платить в год 8,64 тыс. грн, а в месяц — около 720 грн. Для сравнения, сейчас одно такое домохозяйство платит за газ в месяц до 120 грн, а те домохозяйства, где газ используется только для приготовления пищи, например, в городских квартирах — 20-35 грн в месяц. Как говорится, почувствуйте разницу!
Для тех домохозяйств, которые не впишутся в 2,4 тыс. куб. м, будет установлена цена в размере 7178 грн за 1 тыс. кубов сверх лимита, а с учетом стоимости транспортировки облгазами и некоторых других расходов, тариф превысит 10 тыс. грн за 1 тыс. кубов. Больше всего при этом пострадают жители газифицированных домов в сельской местности, где газ используется для отопления и прочих хозяйственных нужд. Огромный удар будет нанесен по мелким фермерским хозяйствам, что крайне негативно скажется на обеспечении страны продовольствием.
Еще хуже с отоплением. На сегодняшний день стоимость отопления 1 кв. м жилья в многоквартирном доме весьма отличается в разных населенных пунктах страны. Например, в столице тариф составляет около 10 грн за 1кв. м. К этой цифре и привяжемся для определенности. Согласно требованиям МВФ, стоимость отопления одного «квадрата», в зависимости от стоимости газа, должна возрасти до 60-100 грн. В результате, месячная стоимость отопления для квартиры площадью 40-50 кв. м составит от 2400-4000 до 3000-5000 грн в месяц. И это только отопление! И это притом, что правительство прогнозирует среднемесячную зарплату на 2015 год в размере 3990 грн! Как говорится, комментарии излишни...
Тарифы на газ и, соответственно, на тепло привязываются к стоимости импортного газа. По данным Министерства экономического развития и торговли, Украина импортировала газ в январе в среднем по 358,7 долл. за 1 тысячу кубов. Устанавливаемая по требованию МВФ рыночная цена 7178 грн. за 1 тысячу кубов при текущем на момент написания этого материала курсе составляет примерно 256 долларов, что вроде бы даже и недорого. Кстати, примерно такие цены ожидаются летом в «не-сезон» на газовых рынках Европы, откуда правительство намерено закачивать реверсный газ.
Более того, в связи с резким падением мировых цен на нефть, с определенной временной задержкой должен существенно подешеветь и газ, поскольку известно, что цены на природный газ увязаны с ценами на нефть. Посему можно было бы ожидать и снижения тарифов на газ, если бы не обвальная девальвация, которая вздувает гривневые цены на газ. Таким образом, рядовые граждане с их нищенскими гривневыми доходами вынуждены оплачивать девальвацию, затеянную олигархами и спекулянтами при прямом пособничестве властных структур. В результате, даже если мировые цены на нефть обвалятся до минимума, дешевого газа нашим гражданам не видать.
Характерно, что при столь катастрофическом повышении тарифов никто не говорит о радикальных реформах энергорынка и ЖКХ, об олигархических монополиях. Самое любопытное, что эти проблемы демонстративно обходит не только олигархическое правительство Яценюка, но и МВФ.
-- Жадность губит фраеров
Совершенно очевидно, что даже ныне действующие тарифы являются неадекватными доходам граждан, которым просто не могут их оплачивать из-за отсутствия денег. По последним данным долг населения Украины за оплату жилищно-коммунальных услуг уже достиг 14,7 млрд грн, а средний срок задолженности составляет 4,5 месяца, и это только начало.
Особо надеяться на широко разрекламированную правительством программу предоставления субсидий не стоит. Действительно, в первом варианте бюджета-2015, который был со скандалом принят 28 декабря 2014 года, на субсидии было заложено 11,9 млрд грн. Поправками в бюджет-2105 предусмотрено увеличить сумму субсидий еще на 12,5 млрд грн. Итого, в 2015 году на субсидирование планируется выделить 24,4 млрд грн. Реальность этой цифры более чем сомнительна, но так обещает министр социальной политики Павел Розенко.
Сразу же возникает вопрос: зачем так резко поднимать тарифы, если их тут же приходится компенсировать из бюджета в таких огромных объемах? Ответ, в общем, тоже очевиден: никто не намерен действительно серьезно компенсировать столь гигантское повышение тарифов, а тот факт, что на бумаге выделены какие-то средства, еще не значит, что в реальности все нуждающиеся, а таких будет едва ли не большинство народонаселения, смогут воспользоваться субсидиями.
Следует помнить, что система субсидирования в Украине никогда нормально не работала. Это признает профильный министр Розенко, который заявляет, что сегодня право на субсидии должны иметь 2,5 млн семей, а реально им пользуются только 1,1 млн семей, то есть почти в 2,5 раза меньше. Возникает вопрос к чиновникам: если вы знаете, что субсидии должны получать на 1,4 млн семей больше, чем сейчас получают, то почему чиновники не начислят их автоматически — ведь все данные по зарплатам и квартплатам давно компьютеризированы? А после указанных повышений количество нуждающихся в субсидиях семей, по скромным оценкам Розенко, увеличится до 4 млн.
Правда, министр уповает, что в ближайшее время правительство создаст некую новую чудодейственную систему предоставления субсидий, которая «порешает все проблемы».
Рискнем предположить, что никакого субсидирования тех, кто действительно нуждается, в реальности не будет. Если нормальная система субсидирования не была создана в течение долгих лет до сих пор, то и сейчас ее не создадут за какие-нибудь несколько месяцев. Граждане просто не будут платить на услуги ЖКХ, и оно будет разваливаться. А если олигархи и обслуживающая их «демократическая» власть попытаются «закручивать гайки», в стране случится бунт, которого страна не выдержит...
Коментарі — 0