Номинальное богатство реальной нищеты и неравенства
В І квартале 2015 года по отношению к тому же периоду 2014 года, то есть за год, средняя зарплата существенно выросла как в целом по Украине, так и в подавляющем большинстве регионов.
В І квартале 2015 года по отношению к тому же периоду 2014 года, то есть за год, средняя зарплата существенно выросла как в целом по Украине, так и в подавляющем большинстве регионов. Но особо радоваться этому не следует, поскольку речь идет о номинальной зарплате в обесценившейся гривне. Реальная же зарплата обесценилась, по разным оценкам, на десятки процентов и продолжает неуклонно падать по мере того, как растут цены и тарифы.
Кроме того, катастрофически нарастает неравенство в доходах между столицей и регионами. Уже одно это сводит на нет широко разрекламированные потуги нынешней власти в сфере децентрализации регионов. Нынешние проблемы, прежде всего бюджетно-финансовой независимости регионов, вызваны не только и даже не столько недостатками бюджетирования, конституционного и административного устройства, сколько олигархическим социально-экономическим укладом в стране, одной из важнейших особенностей которого является сверхконцентрация капитала в крупных финансовых центрах, главным образом в столице, тогда как глубинка все более погрязает в нищете.
Итак, по результатам первого квартала 2015 года, средняя номинальная зарплата наемных работников в Украине, по сравнению с тем же периодом прошлого года, увеличилась почти на 400 гривен и достигла 3643 гривен. В марте 2015 года, по сравнению с мартом 2014 года, средняя зарплата выросла еще больше — на 447 грн, достигнув 3863 грн. По данным официальной статистики, рост доходов наемного труда имел место во всех областях.
Чемпионом, как и следовало ожидать, стал Киев, где средняя по 1 кварталу зарплата возросла на 903 грн и достигла 5929 грн. Более того, в марте-2015 по сравнению с мартом-2014 средняя зарплата в столице выросла на 1000 грн — до 6316 грн.
Но далеко не всем выпало такое «счастье». В регионах зарплата хоть и растет, но куда более скромно. В целом ряде областей средняя зарплата остается ниже 3000 гривен. «Чемпионом» по самым низким доходам является Тернопольская область, где за год средняя зарплата выросла всего на 277 грн — до 2554 грн, а в марте текущего года достигла всего 2694 грн.
Даже в промышленных областях, которые ранее соперничали по доходам со столицей, ситуация складывается весьма неутешительная. В Днепропетровской области доходы наемного труда за год выросли на 553 грн — до 3909 грн, в Запорожской — на 447 грн (до 3624 грн), в Харьковской — на 248 грн (до 3137 грн), в Донецкой — на 496 грн (до 4298 грн). Причинами столь слабого роста доходов граждан являются, несомненно, экономический кризис и война, а также разрыв экономических связей с Россией и странами Таможенного союза, на которые были ориентированы многие производства в указанных регионах.
Хуже всего ситуация в Луганской области. Это единственный регион, который показал падение доходов трудящихся на 223 грн (до 3097 грн). Здесь главнейшей причиной, безусловно, является война, а также сопутствующие ей разруха и разрыв хозяйственных связей.
Обращает на себя внимание тот факт, что наибольший вклад в рост средней зарплаты был внесен в марте 2015 года. Причиной, очевидно, является резкая девальвация гривны и сопутствующий ей всплеск цен, прежде всего на продукты питания и товары первой необходимости. В свою очередь, причиной девальвации была эмиссия гривны по разным схемам, в первую очередь через ОВГЗ и рефинансирование банков. И если ранее эмиссионные гривны оседали прежде всего в олигархических структурах, в частности в банках, через которые средства выводились за рубеж в твердой валюте, то в конце февраля и в марте отток средств замедлился, в том числе, потому что Нацбанк наконец-то предпринял определенные ограничительные меры. В результате гривны стали попадать в карманы граждан и потребительский оборот.
Подчеркнем, что речь идет только об официальных, так называемых белых зарплатах, которые фиксируются органами статистики в ходе подачи соответствующих отчетов предприятиями и учреждениями. В то же время следует скептически относиться к разговорам о «баснословно высоких» доходах в теневом секторе. В Украине скорее следует говорить об обороте теневых капиталов. В свою очередь, ситуация на теневом рынке труда мало чем отличается от официальной сферы.
Но особо радоваться указанному росту доходов не следует, поскольку, повторим, речь идет о номинальных зарплатах. Только официально декларируемая инфляция в 2014 году составила 25%. В январе-феврале 2015 года инфляция составляла более 5%, а в марте и вовсе превысила 10%, что в годовом исчислении превышает 40%, причем это данные, которые признают высокопоставленные чиновники. В целом, по 2015 году ожидается инфляция на уровне не менее 30%, о чем недавно заявил заместитель главы Национального банка Украины Дмитрий Сологуб.
Что же касается падения реальной средней зарплаты в 1 квартале 2015 года по отношению к тому же периоду прошлого года, то некоторыми экспертами оно осторожно оценивается в 25%. Впрочем, эта цифра вызывает большой скепсис, если учесть, что львиную долю расходов рядовых граждан составляют теперь только продукты питания и коммуналка, а они подорожали на десятки процентов или даже в разы.
Указанные тенденции на рынке труда еще более обострили проблему неравенства доходов в разных регионах. Если даже в мирное время разрыв в доходах между столицей и самыми развитыми регионами, прежде всего Днепропетровской, Харьковской, Донецкой областями, составлял, по ряду оценок, 25%, то теперь эта цифра достигает 40%. Это обусловлено, во-первых, войной и разрухой на Донбассе, что привело к неизбежной безработице и падению доходов, а во-вторых, тем, что многие фирмы с Востока и раньше регистрировали центральные офисы в столице, а теперь количество таких предприятий и объемы проходящих через них финансовых средств значительно возросли.
О социальных последствиях регионального разрыва в доходах говорить не принято. Но надо! Напомним, что конфликт на Донбассе имеет, кроме прочего, и социальные корни, а именно вопиющую социальную несправедливость и глубочайшее имущественное неравенство. Одним из психологических последствий этого неравенства является, в частности, достаточно курьезное неприятие в регионах столицы, якобы жирующей за счет трудящихся Донбасса. Приходилось слышать высказывания о «киевских буржуях, пьющих кровь донецкого пролетариата». До понимания того, что кровь пьют свои «ахметовы», пусть даже осевшие в Киеве, классовое сознание темной обывательской массы на Донбассе еще не доросло. Да, собственно, оное классовое сознание там практически отсутствует, чему способствует также «путинвизор». А долгие годы этому способствовали и сами донецкие олигархи, прикрывавшие грабеж региона и страны региональным патриотизмом, рассчитанным на, мягко говоря, недалекого обывателя.
Впрочем, вопиющее неравенство в доходах между столицей и регионами является одним из частных негативных последствий более общей вопиющей проблемы — олигархического социально-экономического уклада в Украине.
Неравномерность социально-экономического развития, концентрация капитала, монополизация целых отраслей и социально-экономических сфер в отдельных центрах, срастание крупного капитала с государственной бюрократией, вытеснение на обочину и уничтожение массового частного предпринимателя в угоду монополиям — все это отличительные черты современного монополистического капитализма вообще. В развитых странах с этим хоть как-то борются: государство — при помощи антимонопольных мероприятий, а наемный труд — путем защиты своих экономических прав и свобод посредством массовых, например, профсоюзных движений. В нашей же стране подобных «предохранителей» нет, и олигархическая сверхконцентрация обрела поистине чудовищные масштабы, поставив Украину на одну ступень с отсталыми странами Африки, где наблюдается подобное — относительно богатая столица на фоне стремительно нищающих провинций.
К тому же, даже «богатство» столицы, произрастающее на эксплуатации регионов, на деле оказывается довольнно-таки показушным. Выше речь шла о средней официальной зарплате, которая в марте 2015 года превысила, повторим, 6300 гривен. Но реально найти в Киеве работу с такой официальной зарплатой, мягко говоря, непросто. Разгадка очевидна: в столице расположено много разного рода офисов банков, иностранных и отечественных олигархических корпораций, в которых беловоротничковая высокопоставленная верхушка получает высокие «белые» зарплаты. Именно эта численно небольшая, но высокооплачиваемая категория в значительной мере «вытягивает» высокую среднюю зарплату в столице, которая в данном случае сравнима с известной «средней температурой по палате».
Поэтому совершенно бессмысленной представляется затея с так называемой децентрализацией и бюджетно-финансовой самостоятельностью регионов, для достижения которых мало намеченных поверхностно-легалистических манипуляций вроде переписывания Конституции, других законов, Бюджетного и Налогового кодексов. Вопиющая неравномерность, несправедливость, глубочайшее неравенство являются следствием олигархического социально-экономического уклада, колониального, компрадорского характера отечественного капитализма и заложены в самой социально-экономической системе, без смены которой ничего путного из децентрализации не может выйти в принципе!
Но подобные банальности, изучавшиеся, кстати, в советское время в школьном курсе марксизма-ленинизма, очевидно, входят в противоречие со шкурными интересами «элиты». Поэтому досужую публику и далее будут кормить новыми порциями информации о росте номинальных доходов в обесцененной национальной денежной единице, а граждане страны все более будут погружаться в реальную нищету.
Коментарі — 0