Александр Карпец Журналист

Основные направления инфляционного удушения на 2015 год

В самый разгар майских праздников, 6 мая, Национальный банк Украины опубликовал «Основные положения кредитно-денежной политики на 2015 год»

В самый разгар майских праздников, 6 мая, Национальный банк Украины опубликовал «Основные положения кредитно-денежной политики на 2015 год». Согласно документу основной задачей главного банка страны является обуздание инфляции и приведение ее в разумные рамки.

Тот факт, что основные положения кредитно-денежной политики на текущий год были обнародованы аж в мае, не столь уж выделяется на фоне других проблем. Прежде всего изрядно забавляет сама постановка вопроса: долгое время Нацбанк во главе с Гонтаревой в «творческом сотрудничестве» с Кабмином Яценюка раскручивал инфляцию, обвальными темпами девальвируя гривну, за это никто не понес ни малейшего наказания, и вот теперь тот же Нацбак во главе все с той же Гонтаревой презентует план своей самоотверженной борьбы с последствиями своей же деятельности, правда, без Яценюка и компании, которые вроде как не при делах. Кроме того, основные направления были озвучены Нацбанком именно в тот момент, когда Государственная служба статистики обнародовала шокирующие данные об огромном росте потребительских цен в апреле 2015 года.

Действительно, по данным Госслужбы статистики, в апреле 2015 года был поставлен рекорд инфляции. За месяц цены выросли на 14%. В годовом исчислении это составляет 61%. Отметим, что в марте рост цен в годовом исчислении составил 45,8%, а с начала 2015-го цены выросли на 37,1%.

В первом квартале 2015 года месячные показатели инфляции впервые за долгие годы превысили 10%, что привело к существенному подорожанию практически всех товаров и услуг, прежде всего импортных, но также и отечественных. За первые 4 месяца года продовольственные товары подорожали в среднем почти на 33%, коммунальные расходы выросли на 116%, бытовая техника — на 28,4%, расходы на медицину и здоровье — 22,8%, на транспорт — 21%, на одежду и обувь — 19%, на образование — 10,8%, и так далее. Особо болезненно ударило по простым гражданам резкое повышение цен на ряд самых необходимых продуктов питания, в частности на сахар, подсолнечное масло, хлеб и макаронные изделия.

Ожидается, что в дальнейшем темпы инфляции несколько снизятся, но все равно останутся крайне высокими и разрушительными для экономики и финансов, хозяйствующих субъектов и рядовых граждан. По некоторым оценкам, при пессимистическом сценарии годовая инфляция в 2015 году составит 42,8%. В свою очередь, в бюджете заложены прогнозируемые Кабмином Яценюка 26,7% инфляции, что является, мягко говоря, слишком оптимистической цифрой. В Нацбанке прогнозируют годовую инфляцию в размере 38,1%, и эта цифра считается наиболее реальной. При любом сценарии инфляция будет крайне высокой, что чревато очень тяжелыми социально-экономическими последствиями.

Поэтому главной задачей «Основных положений кредитно-денежной политики» является снижение к 2017 году инфляции до 5% в годовом исчислении.

Прежде всего намечено стабилизировать курс гривны на отметке не выше 23 гривен за 1 доллар с перспективой укрепления национальной денежной единицы до 20 гривен за 1 доллар. При условии валютных интервенций и жестких административных мер Нацбанк сможет удержать этот курс, но здесь многое зависит от продолжения сотрудничества с МВФ и войны на Донбассе. Если она разгорится с новой силой, а также если МВФ сократит или же прекратит кредитование, уровень доверия к национальной валюте, и без того крайне низкий, вновь покатится вниз, вследствие чего гривна продолжит свое пока приостановившееся падение.

Вообще, некоторые меры, намечаемые Нацбанком для стабилизации гривны и укрощения инфляции, выглядят противоречиво. Например, планируется существенное, в 2-3 раза, снижение ставки рефинансирования, которая сейчас составляет астрономические 30%, а заодно — резкое снижение процентов по депозитам, чтобы можно было уменьшить проценты по кредитам и создать условия для кредитования производства, а не кратковременных спекулятивных операций. С другой стороны, намечается каким-то магическим образом резко привлечь в банки депозиты в гривне, а валютные вклады — перевести в гривны.

Сие есть бред полнейший! Он свидетельствует о шараханьи главного банка из стороны в сторону. Прежде всего следует отметить, что именно резкое увеличение ставки рефинансирования сыграло важнейшую роль в стабилизации курса гривны: если до этого банки, получив «рефинанс» немедленно запускали его в валютные спекуляции, обваливая гривну, то сейчас гривневые ресурсы слишком дороги, чтобы играть в спекулятивные игры. Хотя снижать стоимость денежных ресурсов, несомненно, нужно, поскольку далее так экономика работать не может. Но тогда как планы существенно удешевить денежные ресурсы в условиях галопирующей инфляции сочетаются с планами по привлечению в банки денег вкладчиков?! Ведь очевидно, что если в нынешних условиях резко снизить ставки по депозитам, то граждане начнут изымать вклады из банков, ибо даже инфляция не будет покрываться. К этому следует добавить, что правительство Яценюка с тупым упорством держится за налогообложение доходов по депозитам, которое уже давно следовало отменить, как совершенно себя не оправдавшее и откровенно вредное.

Будучи изъятыми из банков, гривны неминуемо пойдут на валютный рынок, тем самым еще более обваливая курс национальной валюты. Больше этим гривнам идти некуда, ибо валюта остается на данный момент самым надежным вложением, даже при условии нынешней волатильности курса, когда гривна с 25 грн. за 1 доллар поднялась до 22 грн. за 1 доллар. Ну, а планы по переводу валютных вкладов в гривневые в целях так называемой дедолларизации — это и вовсе полнейший бред, осуществление которого на практике приведет к массовому бегству денег граждан из банков с неминуемой потерей ликвидности всей системы.

Являясь сугубо монетарными, указанные меры Нацбанка не решают таких важных проблем, как увеличение поступления валюты в страну и прекращение вывоза капиталов из страны олигархами. Вообще, власть показывает просто-таки маниакальную озабоченность наличной валютой, находящейся на руках у населения, но в упор не замечает непрекращающегося вывода средств из страны олигархическими структурами. В то же время закон о трансфертном ценообразовании, призванный поставить заслон выводу капиталов за рубеж, так и не заработал.

Что же касается валютных поступлений от экспорта, то они сократились не только по причине войны и утраты части промышленного потенциала. Здесь много разных факторов, в частности падение потребления и цен на металл на мировом рынке и многое другое.

К тому же инфляция еще далеко не «отыграла» последнюю обвальную девальвацию гривны, производители и торговцы продолжают «накручивать» цены, даже несмотря на резкое падение покупательной способности. Поэтому цены будут продолжать дальнейший рост.

Да и стабильность гривны находится под огромным вопросом, подтверждением чего является нынешняя большая волатильность курса. По сути, Нацбанк сейчас удерживает курс при помощи разного рода административных ограничений, препятствующих выводу валюты из страны, в частности через рефинансирование. Определенную роль в поддержке курса играет кредитование МВФ. Но не следует забывать, что выполнение условий кредитования МВФ влечет за собой тяжелейшие социально-экономические последствия, способные взорвать ситуацию в стране. Кроме того, имеет место мощное давление на гривну в связи с беспрецедентно высоким уровнем внешних долговых обязательств и, опять-таки, слабым притоком валюты в Украину.

Поэтому еще раз подчеркнем, что проблема сдерживания инфляции и дальнейшей девальвации национальной валюты не решается только лишь монетарными методами, предложенными Нацбанком в указанных «Основных положениях кредитно-денежной политики на 2015 год».

Да и вообще, борьба с инфляцией и девальвацией должна стать проблемой не только Нацбанка, но и правительства. Ведь наряду с центробанком, наводнявшим финансовый рынок рефинансированием и прямой эмиссией, Кабмин также приложил руку к обвалу гривны через массированную продажу ОВГЗ, по сути, за эмиссионные деньги.

Почему теперь бороться с инфляцией должно только ведомство Гонтаревой, а Яценюк и компания остаются в стороне? Не говоря уже о том, что ни тот, ни другая не понесли никакой персональной ответственности, хотя бы даже политической, если уж не более серьезной!

А главное, указанные меры Нацбанка едва ли в состоянии спасти граждан Украины от удушения инфляционной удавкой.

Источник: Фраза.ua

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: