Александр Карпец Журналист

Кодекс невезения в Украине есть. Налоговый…

«Що швидко робиться – те кривим родиться», гласит известная поговорка. Но в случае с проектом Налогового кодекса (НК) даже такая постановка вопроса неуместна

«Що швидко робиться – те кривим родиться», гласит известная поговорка. Но в случае с проектом Налогового кодекса (НК) даже такая постановка вопроса неуместна, поскольку на подготовку законопроекта ушло около полутора лет. И, похоже, львиная доля времени, усилий и ресурсов ушла на презентации, заявления, постановки в разного рода реформаторские позы. Результатом стал некий 700-страничный «полуфабрикат», который теперь со скандалами доводят до так называемого компромиссного варианта и с большой помпой обсуждают перед телекамерами на неких «советах реформ при Порошенко». Но при ближайшем рассмотрении, проект НК идеологически мало отличается от ныне действующего документа, сохраняя явно фискальный характер даже при условии некоторого снижения налоговых ставок. В то же время, проект ничего не меняет в вопросе трансфертного ценообразования (ТЦО), а значит, вывод капиталов в оффшоры будет продолжаться, страну и граждан будут и далее грабить, но на «советах реформ при Порошенко» об этом почему-то помалкивают. Наконец, проект НК совершенно не решает важнейшую социально-экономическую проблему, а именно, создание платежеспособного внутреннего рынка, зажиточного гражданина страны, способного резко сократить зависимость страны от преимущественно сырьевого экспорта.

Необходимость же «поиска компромисса», точнее «компромиссного варианта» проекта НК, о котором в последние дни стало модно разговаривать в определенных кругах, обусловлена тем, что, кроме проекта Министерства финансов, профильный парламентский комитет под руководством главы комитета Нины Южаниной не без стимулирующего участия Порошенко, разработал свой, довольно либеральный проект налогового законодательства. Поскольку в соавторах этого проекта числились аж 144 депутата, что является фактом небывалым в истории Верховной Рады, да к тому же документ поддержали 13 парламентских комитетов, отмахнуться от него было невозможно. Поэтому пришлось искать компромисс, который якобы был найден.

Правда, его поиск сопровождался скандалом. Не успело Министерство финансов заявить, что компромисс достигнут, и документ можно передавать на рассмотрение парламента, как появилось заявление соавторов парламентского проекта о том, что с ними никто компромисса не достигал.

Наконец, кто-то где-то с кем-то договорился, после чего якобы компромиссный вариант НК был, наконец, представлен общественности и демонстративно обсужден в совете по реформам с участием Порошенко перед телекамерами.

В ходе обсуждения лично Петром Порошенко был озвучен весьма сомнительный тезис о том, что принятие нового НК якобы является одним из требований МВФ, без выполнения которого следующий транш Украине не дадут. Дескать, именно поэтому имеет место такая спешка с принятием до нового года нового НК, чтобы сформировать на его основе бюджет на 2016 год. При этом стыдливо замалчивается тот факт, что, согласно действующему законодательству, налоговые изменения должны вступать в силу только через полгода после их принятия, чтобы хозяйствующие субъекты имели возможность их изучить. Правда, премьер Яценюк уже заявил, что, в случае принятия документа, заложенные в нем налоговые ставки будут введены с 1 января 2016 года, и это позволит сразу же снизить налоги, а само «тело» норматива вступит в силу со второго квартала следующего года, чтобы субъекты хозяйствования имели 3 месяца на изучение нового закона. Кроме того, в течение этих трех месяцев Яценюк намерен вносить изменения с целью усовершенствования норматива, устранения ошибок и недоработок. Но даже в этом случае не выдерживаются требования о полугодовом периоде между принятием норм налогового законодательства и вступлением их в силу.

Но самое интересное состоит в том, что, по некоторым данным, МВФ совершенно не требует срочно принимать новый НК и бюджет на его основе. Фонд настаивает, как известно, чтобы бюджет был сбалансированным по расходам и доходам. Также фонд заинтересован, чтобы страна имела средства на обслуживание кредита МВФ. Более того, есть данные, что в МВФ, наоборот, настаивали на том, чтобы налоговый кодекс и бюджет на его основе не принимались в спешке, а наоборот, чтобы бюджет принимался на старой законодательной базе, а проект НК тщательно далее прорабатывался с тем, чтобы принять его в середине 2016 года и ввести в действие с 1 января 2017 года. Такого же мнения придерживаются и многие отечественные специалисты. К тому же, еще не факт, что МВФ одобрит новый НК, а тем более бюджет на его основе.

Но обо всем этом в Минфине и на «совете реформ» помалкивают. Зато озвучивают зажигательные пиар-лозунги на набившую оскомину реформаторскую тему.

Так, на сайте Национального совета реформ, целью реформы является создание простой, прозрачной и справедливой налоговой системы, которая будет стимулировать инвестиции и обеспечит благоприятные условия для устойчивого развития национальной экономики, одновременно обеспечивая поступления в государственный и местные бюджеты для основных государственных расходов.

Ключевыми приоритетами налоговой реформы для бизнеса должны стать: снижение налоговой нагрузки на зарплаты и бизнес в целом; упрощение налогового законодательства и процедур; борьба с коррупцией в налоговых органах; повышение прозрачности, справедливости и упрощение налоговой системы; дальнейшая экономическая и финансовая стабилизация.

Во исполнение указанных благих пожеланий в так называемом компромиссном варианте проекта Налогового кодекса предусмотрены следующие нормы.

В первоначальном варианте правительственного проекта НК предусматривался принцип «все по 20%», конечно, если это можно назвать принципом. Устанавливалось, ставка 20% будет действовать для всех основных налогов, а именно, для НДС, для налога на прибыль, для налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и для единого социального взноса (ЕСВ).

Напомним, что сейчас основная ставка НДФЛ составляет 15% и увеличивается до 20% для зарплаты, равной 10 минимальных зарплат, что на данный момент составляет 13780 гривен, то есть сейчас действует прогрессивный подоходный налог.

В компромиссном варианте на 2016 год ставка НДФЛ предусматривается в размере 18%, то есть больше, чем нынешний нижний порог, но меньше, чем Минфин предлагал изначально. В 2017 году ставка будет снижена до 17%. А вот далее – непонятно. По словам Порошенко, с 2018 года нагрузка на фонд заработной платы должна быть снижена до суммарных 20%, то есть ставки НДФЛ и ЕСВ будут равны по 10%. Но поскольку пока это только слова, то судьба такого, достаточно радикального шага в деле снижения налоговой нагрузки остается весьма туманной. Ставка налога на дивиденды должна быть такой же, как и ставка НДФЛ. Также устанавливается льгота в размере половины минималки, на данный момент это 689 гривен – эта сумма в составе зарплаты не будет облагаться налогом, но при условии, что вся зарплата не превышает трех минималок, что сейчас равняется 4134 гривны. Верхний предел для ЕСВ устанавливается в размере 25 минимальных зарплат, что является крайне спорной мерой. Также сохраняется нагрузка на фонд зарплаты в виде военного сбора, и мотивируется это тем, что война, дескать, продолжается.

Положительным моментом компромиссного варианта проекта НК следует считать то, что правительство отказывается от планировавшегося в предыдущем варианте повышения ставки налога на прибыль предприятий до 20%. Ставку решили оставить на нынешнем уровне, то есть 18%, а с 2017 года ее намечается снизить до 17%. В то же время, Минфин категорически возражает от перехода к налогообложению распределенной прибыли, как предлагается в парламентском законопроекте.

Но поистине революционным, в отечественных условиях, намерением правительства является намерение отказаться, наконец, от авансовых платежей по налогу на прибыль.

Напомним, что сейчас налогоплательщики вынуждены платить налог на прибыль авансом, еще ни копейки этой самой прибыли не получив, а за неуплату начисляется штраф, а поверх штрафа — пеня. Помимо прочего, такая система создает питательную почву для коррупции. Остается надеяться, что в новом НК с такой позорной практикой будет, наконец, покончено.

В отличие от ныне действующей налоговой системы и от первоначального правительственного варианта, в компромиссном варианте устанавливается инвестиционный налоговый кредит для тех, кто осуществляет инвестиции в новое оборудование, производство или технологии в 2016-2018 годах. По расчетам Минфина, это позволит бизнесу сэкономить до 50% налоговых обязательств в течение ближайших трех лет. Размер годового дохода, облагаемого налогом, может быть уменьшен на часть (30%, а не 10%, как в предыдущей версии) стоимости годовых инвестиций в основные средства.

Компромиссный вариант для упрощенной системы налогообложения предполагает переход с нынешнего налогообложения оборота на налогообложение прибыли, что позволит выравнивать налоговую нагрузку. Минфин настаивает на следующих изменениях в упрощенке: юридические лица лишатся права работать на едином налоге и будут платить налог на прибыль на общих основаниях и вести полноценный бухгалтерский учет; 58,7 тыс физических лиц будут платить НДФЛ на общих основаниях из-за ограничений в 2 млн грн объема реализации. Но переход на новые правила будет постепенным. Для тех плательщиков группы «В», кого пугает полноценный учет, остается коэффициент, определяющий расходы. В 2016 и 2017 годах — 0,85, 2018 — 0,65, 2019 — 0,45. Фактически, это позволяет даже снизить налоговую нагрузку в первые 2 года, по сравнению с той системой, которая существует сегодня. Юрлица таки лишатся права на упрощенку, так как Минфин настроен решительно против ее использования в целях оптимизации крупным бизнесом.

Также Минфин настаивает на введении регистраторов расчетных операций (РРО) для малого бизнеса, работающего на упрощенной системе: с 2016 года — для 2 группы, а с 2019 — для 1 группы. Но поскольку у малого бизнеса на подобные вещи может не оказаться средств, в компромиссном варианте предполагается внедрить механизм компенсации расходов плательщиков единого налога на приобретение регистраторов расчетных операций. За счет местных бюджетов им будет компенсироваться 75% стоимости приобретенных РРО. Совместно с Ощадбанком будет разработано программное обеспечение, которое позволит заменить РРО смартфоном, для особых противников. С 1 января 2016 года РРО должны применяться теми предпринимателями, сегодня работают на третьей группе упрощенной системы. С 1 июля 2016 года РРО должен применяться всеми остальными.

Но если честно, то пока слабо верится, что указанная довольно сложная система компенсации и создания программно-аппаратных средств заработает вовремя и без сбоев. Не говоря уже о том, что далеко не все предприниматели имеют средства на приобретение за несколько тысяч гривен, который дорожает из-за инфляции и девальвации, тогда как ранее предприниматели пользовали копеечную «амбарную» книгу, куда вносили данные о своих товарно-денежных операциях.

В ответ на непрестанную критику непрозрачной коррумпированной системы бюджетного возмещения НДС, в компромиссном проекте НК предусматривается создание прозрачной системы возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета. При этом будут обеспечиваться одинаковые требования для всех налогоплательщиков. Будет введена официальная публикация реестра возмещения НДС с отражением в нем данных о налогоплательщике, заявленных к возмещению из бюджета сумм налога и состояния их возмещения, как предложено в парламентском проекте НК.

Но и здесь, если честно, слабо верится в выполнимость подобных обещаний, да еще с учетом перманентной нехватки средств на возврат. Ведь вокруг возврата НДС за долгие годы вырос целый мафиозный бизнес с огромными оборотами, и слишком многие заинтересованы в сохранении этой «кормушки».

Также решено не повышать ставку НДС на лекарства до 20%, а сохранить ее на нынешнем уровне 7%, чтобы не допустить дополнительного подорожания препаратов.

Зато, в качестве «подарка» пенсионерам, решено сохранить налогообложение по ставке 15% для пенсий свыше 3 минимальных зарплат, что сейчас составляет «баснословные» 4134 гривен.

Также решено лишить сельхозпроизводителей нынешнего специального режима по НДС, но не сразу, а постепенно. Напомним, что сейчас 100% НДС остается у плательщика. Предлагается распределять начисленный сельскохозяйственным производителями НДС так, чтобы 75% налога шло в бюджет, 25% оставалось в распоряжении плательщика. Кроме того, восстанавливается право на возмещение налога на добавленную стоимость для всех экспортеров зерновых и технических культур.

Также предлагается демилитаризовать налоговую милицию в службу финансовых расследований, отказавшись от силового статуса ее сотрудников. Служба финансовых расследований будет лишена права осуществлять проверки субъектов хозяйствования. Также будут разделены сервисная и правоохранительная функции фискальной службы.

Не смотря на ряд положительных изменений, остается питательная среда для коррупции и вывода капиталов за рубеж избранными.

Система контроля трансфертного ценообразования (ТЦО) остается прежней, то есть практически отсутствует. Как и сейчас, она состоит в сборе отчетности, проверке правильности заполнения этой отчетности и в штрафовании за эти ошибки. Такой с позволения сказать, контроль ТЦО позволяет и далее выводить средства по существующим схемам и выстраивать новые схемы. В проектах НК не предпринимается ни малейших попыток устранить возможности вывода средств, а значит, страну и граждан и далее будут грабить.

Сохраняется возможность манипуляций с налоговыми накладными со стороны фискальных органов. В частности, налоговый кредит может быть снят в том случае, если при регистрации накладной был нарушен некий порядок такой регистрации, который разрабатывается самим Минфином. Это порождает возможности для манипуляций и коррупции, поскольку Минфин может утвердить любые условия, нарушение которых будет основанием для снятия налогового кредита, хотя сам получатель кредита налоговую накладную не регистрирует и вообще не контролирует этот процесс. То есть кто-то ошибся, нарушил инструкцию Минфина, и с предпринимателя снимают кредит, хотя деньги государство уже получило. Кроме того, предлагается почти в десять раз поднять штрафы за несвоевременную подачу налоговых деклараций и ошибки в них.

В целом, Налоговый кодекс сохраняет исключительно фискальный характер. В нем не предусмотрены поддержка и стимулирование бизнеса, он ухудшает инвестиционную привлекательность Украины как для отечественных, так и для иностранных инвесторов, усиливает налоговый контроль и повышает напряженность в отношениях между налогоплательщиками и фискальными органами. Хуже всего, что Налоговый кодекс совершенно не решает главную задачу по развитию внутреннего платежеспособного рынка, чтобы уйти от «экспортно-сырьевого проклятия» экономики, на котором паразитирует компрадорская олигархия.

Многократное и надоевшее переписывание злосчастного Налогового кодекса совершенно ничего не меняет сути социально-экономического уклада в Украине. А значит, впереди нас ожидают дальнейшие обвалы экономики, кризисы, девальвации-инфляции, революции и майданы, наконец, дальнейшая потеря суверенитета, территориальной целостности, субъектности.

И вообще, реформы надо было начинать не с изменения бумажки, предписывающей какие проценты с чего брать, каковой бумажкой и является налоговый кодекс, а со смены нынешнего преступного и взрывоопасного социально-экономического уклада. Но это уже другая тема…

МИР

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: