Донбасс как чемодан без ручки. Провальный тупик Минских соглашений
Во время новогодне-рождественских праздников из уст ряда политиков прозвучали заявления, которые со всей ясностью обнажили то совершенно очевидное обстоятельство
Во время новогодне-рождественских праздников из уст ряда политиков прозвучали заявления, которые со всей ясностью обнажили то совершенно очевидное обстоятельство, что Минские соглашения зашли в глухой тупик. А главное, Донбасс превратился в такой себе чемодан без ручки, причем для всех, включая Украину, которая, как и Москва, не знает, что делать с этой территорией. Причем этот чемодан не просто является крайне взрывоопасным, но и разъедает изнутри Украину, которая и без этого балансирует на грани взрыва из-за до предела обостренных социальных и политических противоречий. Не говоря уже о том, что существование Донбасса в его нынешнем виде позволяет очень многим хорошо кормиться…
Напомним, что в предпоследний день ушедшего года лидеры стран «нормандской четверки» – Украины, Германии, Франции и России – договорились продлить на 2016 год действие Минских соглашений по урегулированию ситуации на Донбассе. Ранее условия соглашений планировалось выполнить до конца 2015 года, хотя уже давно было очевидно, что Минский процесс зашел в тупик.
Единственным осязаемым достижением Минского процесса можно считать только прекращение масштабной кровопролитной войны с применением танков, артиллерии и систем залпового огня. В то же время, военные действия низкой степени интенсивности с применением легкого вооружения продолжаются, причем сепаратисты часто прибегают и к применению крупнокалиберных вооружений, которые, по условиям Минска, должны быть отведены. Не говоря уже о том, что не решаются самые главные вопросы о выводе из Донбасса иностранных, то есть российских, войск и об установлении полного контроля Украины над границей. Совершенно очевидно, что ни Москва, ни целиком и полностью зависимые от нее сепаратистские «республики» выполнять эти условия не собираются. Ситуация усугубляется безнаказанностью, поскольку ни Москве, ни сепаратистам за невыполнение условий Минска ничего не будет, и они это знают.
В то же время, канцлер Германии Ангела Меркель, являющаяся «главным архитектором» Минских соглашений, излучает неоправданный оптимизм. Выступая 7 января 2016 года в Торговой палате Германии, Меркель выразила уверенность в том, что переговоры «нормандской четверки» по ситуации на востоке Украине в ближайшие месяцы будут прогрессировать и дадут позитивный результат.
«Я убеждена, что мы достигнем прогресса на «нормандских переговорах» между Украиной и Россией в ближайшие месяцы. Я настроена оптимистично», – сказала Меркель, добавив, что снятие санкций в отношении РФ возможно при выполнении Минских соглашений.
Трудно понять, на чем основывается оптимизм фрау бундесканцелерин, кроме сугубо дипломатической необходимости делать хорошую мину при плохой игре. Действительно, экономические санкции против России, действие которых накануне нового года Евросоюз в очередной раз продлил, являются определенным сдерживающим фактором. Но едва ли стоит переоценивать влияние санкций. Кроме них, Москву на Донбассе остановил целый ряд факторов, включая, например, резкое падение мировых цен на нефть, ввязывание Кремля в сирийский конфликт, невозможность вести войну одновременно в Украине и в Сирии и многое другое.
Не говоря уже о том, то слухи о жесткости и непреодолимости санкций оказались слишком преувеличенными. Достаточно вспомнить недавний скандал относительно того, что ряд германских корпораций, например, известная фирма Siemens, продолжают сотрудничество с Россией, используя разного рода обходные пути. А недавно в СМИ всплыла информация о том, что «Газпром» и германские энергетические корпорации намерены продолжать проект «Северный поток – 2», а чтобы обойти уже даже не санкции, а требования Третьего европейского энергопакета, якобы будет создано некое российско-немецкое совместное предприятие для продажи российского газ по Европе.
Наконец, важнейшим фактором, который остановил Москву на Донбассе, следует считать пришедшее наконец-то Путину осознание того, что Донбасс для России является чемоданом без ручки. Кормить и содержать разрушенный Донбасс является для Москвы крайне накладной и совершенно бессмысленной затеей. Кремлю намного выгоднее, чтобы регион оставался в составе Украины, но на условиях Кремля с тем, чтобы он разъедал, расшатывал Украину изнутри.
Но что именно имела в виду Меркель, говоря об оптимистических перспективах урегулирования конфликта на Донбассе? Об этом накануне нового года поведал глава германского внешнеполитического ведомства Франк-Вальтер Штайнмайер. По его словам, несмотря на «ощутимый прогресс в экономической и социальной сферах», а также в вопросе отвода тяжелого оружия, достигнутый в течение года, многие вопросы так и не решены. В частности, речь идет об увеличении числа нарушений режима прекращения огня, что глава МИД Германии назвал «неутешительным развитием в конце года». Трудно понять, в чем именно главный немецкий дипломат увидел «ощутимый прогресс в экономической и социальной сферах»…
Министр призвал стороны конфликта четко придерживаться режима перемирия в интересах населения в зоне конфликта. А также в первую очередь осуществить неотложные мероприятия в гуманитарной сфере, освободить всех пленных и заложников, снять ограничения на деятельность гуманитарных организаций на Донбассе и возобновить водоснабжение в регионе.
В числе основных задач, которые нужно выполнить для реализации Минских договоренностей, Штайнмайер назвал проведение местных выборов в регионе и возвращение Украине контроль над границей.
«Мы должны дальше работать над тем, чтобы в начале 2016 года состоялись местные выборы, и был полностью имплементирован пакет минских договоренностей, также путем восстановления Украиной полного контроля над своей государственной границей», – заявил министр иностранных дел Германии.
С дипломатического на общепонятный язык это можно перевести следующим образом. Заставить сепаратистов и Москву выполнять условия Минска Запад реально не может. Зато может влиять на Украину, которая крайне зависит от западной поддержки, включая кредитно-финансовую. Поэтому Украину будут вынуждать идти на дальнейшие уступки, что и происходит. Например, в скором времени в Верховной Раде должно пройти окончательное голосование о внесение в Конституцию поправок, позволяющих предоставить оккупированных районам Донбасса некоего «особого статуса».
Затем, насколько можно судить, по заявлению Штайнмайера, Запад под влиянием Москвы будет давить на Киев с тем, чтобы поскорее провести на Донбассе местные выборы. Сепаратисты при явной поддержке Москвы уже заявляют, что согласны на выборы только при условии отсутствия в регионе украинских СМИ, украинских партий и украинских правоохранительных структур, при полной амнистии сепаратистов. При этом вопрос получения Украиной контроля над границей с Россией неуклонно отодвигается на дальний план. Таким образом, регион превратится в анклав, который содержать будет Киев, а руководить им будет Москва, что и является целью Кремля.
Следует отметить, что к тому, чтобы урегулировать проблему Донбасса «хоть как-нибудь», стремится и Европа. Страны Евросоюза также несут серьезные убытки от санкций против России, а потому они будут стремиться отыскать любой повод, лишь бы только эти санкции отменить или хотя бы существенно их уменьшить. Поэтому в европейских столицах будут внимательно прислушиваться не к национальным интересам Украины, а к сценариям, которые будет подбрасывать Кремль. Кстати, Минские соглашения тоже можно считать таким сценарием…
В то же время, Украина не в состоянии решить проблему Донбасса силовым путем, освободив оккупированную территорию и поставив затем Запад перед фактом, как это в свое время в Хорватии сделал Франьо Тутжман, освободивший Сербскую Краину и нарушивший тем самым соответствующие соглашения. Но проблема далеко не только в том, что на стороне сепаратистов «играет» Россия с ее мощной военной машиной. Сквозь бравурные сообщения о славных ратных подвигах украинских войск на Донбассе, все чаще приходят сведения о, мягко говоря, не слишком удовлетворительном морально-психологическом состоянии войск. Патриотический подъем вполне закономерно спадает, сменяясь разочарованием и возрастающим недовольством. Этого и следовало ожидать, поскольку в стране по-прежнему процветают коррупция и олигархический строй, уровень жизни неуклонно падает, богатые становятся богаче, бедные беднее, на войне и на экономических связях с сепаратистскими «республиками» зарабатываются огромные деньги, а снабжение войск, их вооружение, даже отношение власти к защитникам, мягко говоря, отставляют желать лучшего, не смотря на трескучий пиар.
К тому же, в верхах царят пораженческие настроения, которые недавно в интервью на «5 катале», близком, так сказать, к самой высшей власти, концентрировано сформулировал Леонид Кравчук. Он совершенно справедливо высказался в том смысле, что Минские соглашения, по большому счету, ничего кардинально не решают.
«Минские соглашения решают текущие вопросы: как отвести тяжелое оружие, как сделать обмен плененными, как разминировать какую-то территорию — это текущие вопросы АТО. А стратегический вопрос, как восстановить территориальную целостность Украины, как восстановить ее суверенитет на всей территории — Минские соглашения этого не решают», — заявил Кравчук.
Чтобы решить эту проблему, а заодно остановить кровопролитие Кравчук предлагает дать восточным территориям официальный особый статус.
На замечание о том, что риторика об «особом статусе» используется не для того, чтобы сохранить эти территории в составе Украины, а для того, чтобы Россия могла на них влиять, Кравчук ответил: «Если в нынешней ситуации, когда идет война, когда не решен вопрос принципиально, когда мы не определили политически, и мировое содружество не определилось относительно этого в широком, глобальном плане, когда мы не имеем реальных гарантий, — не таких, как Будапештский меморандум, — не имеем соответствующих гарантий России… Надо сесть и очень серьезно работать».
Внутренний голос подсказывает, что сия витиеватая фраза Кравчука, известного своим умением, так сказать, «изгибаться вместе с руководящей линией», отражает точку зрения хозяина телеканала Петра Порошенко, который, как выразился Кравчук, «сел и очень серьезно поработал».
Результатом этой «работы» стали тупиковые Минские соглашения, которые ничего не решили. Даже прекращение боевых действий является весьма относительным, и полномасштабная война может разгореться в любой момент, застав наши войска врасплох. В то время, когда вооруженные формирования Украины связаны по рукам выполнением Минских соглашений об отводе крупнокалиберных вооружений, сепаратисты и российские войска полностью такие вооружения не отвели, не собираются этого делать и далеко не везде допускают наблюдателей ОБСЕ.
Но даже если предположить, что выполнить Минские договоренности удалось, Украина получит полный контроль над границей с Россией и над оккупированной территорией, проведет там выборы в полном соответствии законодательством Украины и даже получить лояльную к Киеву местную власть, то возникает вопрос: готова ли Украина к этому, и нужно ли ей это? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Можно сколь угодно много и громко рассуждать о суверенитете и территориальной целостности, но Украина в обозримом будущем не способна содержать и восстанавливать разрушенный Донбасс.
Вспоминается, как в самом начале войны на Донбассе, весной-летом 2014 года, в СМИ было много инфантильных рассуждений на тему о том, что Донбасс Украине не нужен. Точно такие же рассуждения в отношении Украины тогда бытовали среди сепаратистски настроенного местного населения Донбасса, ожидавшего, что с минуты на минуту его примут в «русский мир», который в представлении многочисленного донбасского маргинального элемента представлялся чуть ли не филиалом рая на земле. За это время у Донбасса было возможность убедиться в том, что в «русском мире» их не ждут, и если кому-то Донбасс и нужен, то только Украине. То, что тогда было глупостью, теперь стало реальностью: Украине Донбасс уже не нужен. Во всяком случае, за это время Украина научилась как-то обходиться без Донбасса. Едва ли сейчас найдется много желающих затягивать пояса еще и для восстановления Донбасса – одни только «реформы» Яценюка чего стоят! На восстановление Донбасса нужны многие миллиарды долларов, которых нет и не будет.
В свою очередь, возврат оккупированных районов Донбасса в Украину даже на невыгодных для Киева условиях будет восприниматься в России как явное поражение Путина. Поэтому Путин, скорее всего, будет все более дистанцироваться от проблемы Донбасса.
Таким образом, кооптация Донбасса в Украину объективно не нужна ни Украине, ни России, и регион превратился в тот самый чемодан без ручки.
В итоге, в ближайшие годы статус Донбасса, скорее всего, можно будет охарактеризовать как «ни то, ни сё», «ни войны, ни мира».
Источник: МИР
Коментарі — 0