Александр Карпец Журналист

Heavy Metal Rock, или Падение черного металла

Публикация данных Государственной службы статистики о дальнейшем существенном сокращении производства в горно-металлургическом комплексе (ГМК) весьма символично совпала по времени с целым рядом прямо или косвенно связанных с этим других событий.

Публикация данных Государственной службы статистики о дальнейшем существенном сокращении производства в горно-металлургическом комплексе (ГМК) весьма символично совпала по времени с целым рядом прямо или косвенно связанных с этим других событий. Складывающаяся картина наглядно показывает, в какой тупик страну завели олигархический уклад и компрадорский капитал, превратившие находящуюся в центре Европы страну в сырьевую периферию капиталистической миросистемы. Все это побудило внимательнее присмотреться к тому, что происходит в отечественном ГМК. К тому же, потери от своих внешнеэкономических провалов олигархи компенсируют, в том числе, внутри страны за счет рядовых граждан, повышая цены и тарифы, в частности, на коммунальные услуги.

Итак, по данным официальной статистики, в 2015 году, по сравнению с 2014 годом, производство железной руды сократилось на 5,1% до 175 млн тонн, а производство стали упало на 11,5% до 33,1 млн тонн. Очевидно, что такое падение в горно-металлургическом комплексе имеет как внутренние, так и внешние причины. Внутреннее потребление металла сократилось из-за сокращения строительства, объемы которого в 2015 году упали почти на 15%, а также в машиностроении и перерабатывающей промышленности, причем общее падение промышленного производства в прошлом году составило 13,4%.

Но более всего ГМК пострадал от сокращения экспорта, объемы которого критически упали. Это еще более снизило поступление в страну валюты и создало предпосылки для дальнейшего обесценивания гривны, что и наблюдалось в начале нынешнего года. До недавнего времени экспорт металла давал 26% валютной выручки, а продукция минерального происхождения, прежде всего, железорудное сырье – 8,5%.

Что касается железной руды, то здесь складывается драматическая ситуация. Правительство Австралии, являющейся крупнейшим экспортером железорудного сырья, снизило прогноз цен на руду на 19%. Если в сентябре 2015 года среднегодовая цена на 2016 год прогнозировалась на уровне 51,20 долларов за 1 тонну, то теперь министерство промышленности и природных ресурсов «страны кенгуру» ожидает, что среднегодовая цена составит 41,30 доллара за 1 тонну. Для справки: в ноябре-декабре 2014 года цена железной руды с поставкой в порты Китая превышала 70 долларов, а в сентябре 2015 года – превышала 55 долларов за 1 тонну.

В целом, за 2015 год цены на железную руду упали на 43%. Причиной этого является, прежде всего, торможение экономики Китая, являющегося одним из главных потребителей железорудного сырья. В этих условиях крупнейшие транснациональные добывающие корпорации Rio Tinto Group, BHP Billiton Ltd. и Vale SA, с целью сохранения и увеличения своей рыночной доли, продолжили наращивать производство, что привело к существенному профициту руды на фоне снижения спроса.

В свою очередь, аналитики Goldman Sachs Group Inc. считают, что в ближайшие три года цены на железную руду будут находиться ниже 40 долларов за 1 тонну. Таким образом, Украина теряет экспортную выручку не только на уменьшении объемов реализации железорудного сырья, но и на резком падении цен.

В сфере железорудного сырья наблюдается ситуация, похожая на ту, которая имеет место на нефтяном рынке. По мере падения цен крупнейшие мировые производители наращивают производство, чтобы удержаться на рынке и сохранить свою долю на нем, устраняя конкурентов путем установления монопольно низких цен. Едва ли Ахметов, Новинский и весь украинский ГМК смогут конкурировать с такими монстрами, как, например, Rio Tinto. Если по уму, то проблему можно было решить давно путем диверсификации экономики страны, устранив критическую зависимость от горно-металлургического производства. Но с умом у наших олигархов не сложилось, а в наличии имеется только жажда наживы. Кстати, эта ситуация является ярчайшим свидетельством бредовости расхожего мифа о том, что частный собственник является эффективным.

* * *

Производство чугуна, стали и металлопроката также несет серьезные убытки. Повторим, что, по данным Госслужбы статистики, в 2016 году производство стали в Украине упало на 11,5% до 33,1 млн тонн. А по информации отраслевого объединения «Металлургпром», выпуск общего проката уменьшился на 16%, до 20 млн тонн, а трубной продукции — на 40% до 850 тыс. тонн. Следует напомнить, что в предкризисном 2007 году металлурги выплавили 43 млн тонн стали и планировали к 2012 году нарастить производство до 50 млн тонн. Но ипотечный кризис в США и разразившийся за ним мировой финансовый свели на нет подобные прожекты.

В октябре 2015 года гендиректор крупнейшего металлургического предприятия страны «Арселор Миттал Кривой Рог», бывший комбинат «Криворожсталь», Парамжит Калон сообщил, что экспортная стоимость производимой комбинатом продукции достигла наименьших значений за последние 20 лет. По многим видам продукции клиенты готовы покупать ее ниже себестоимости производства, что лишает ее выпуск всякого смысла.

Происходит это из-за снижения спроса на металлопродукцию в мире на фоне наличия в отрасли избыточных мощностей. Основной производитель — Китай, выплавляющий более половины мировой стали, в минувшем году еще больше обвалил цены на свою продукцию, из-за чего украинские меткомбинаты весь год балансировали на грани убытков. Напомним, что в 2000-х годах Китай выстраивал современную металлургическую промышленность, пока наши олигархи добивали старые заводы конца ХIX века – начала ХХ века. Будучи разбалованными сверхвысокими докризисными ценами на металлопродукцию, олигархи направляли барыши на политику, роскошь, статусные приобретения. Теперь же Китай демпингует на мировом рынке металлопродукции, чтобы выбить с рынка конкурентов, сохранить и увеличить рыночную долю, а модернизированное металлургическое производство дает ему такую возможность.

Модернизации же отечественной металлургии практически не была проведена, хотя такая возможность имелась. Напомним, что в 1999 году в горно-металлургической отрасли был объявлен так называемый эксперимент, в результате которого предприятия отрасли получили налоговые льготы. Почти все предприятия произвели техническое перевооружение только агломерационного, доменного и сталеплавильного производств, чтобы нарастить экспорт продукции низкого передела – чугуна и рядовой стали, преимущественно заготовки.

Новый трубный завод построил только «Интерпайп» Пинчука в Днепропетровске. Также в Алчевске было модернизировано производство толстолистовой стали, когда предприятием владел еще Индустриальный союз Донбасса Таруты и Гайдука, но теперь эта территория находится под контролем сепаратистов и России.

Более ни о каких серьезных модернизациях широкой общественности не известно.

Как видим, не ставился даже вопрос о производстве высококачественной, например, легированной стали, хотя такая возможность имеется в виде оставшегося с советских времен комбината «Днепроспецсталь». Не говоря уже о том, чтобы покончить с сырьевым и металлургическим «проклятием», и вкладывать вырученные за «чугун и сталь» средства в другие, высокотехнологичные отрасли промышленности.

К общему упадку металлургии добавляются еще и разборки между властью и олигархами, контролирующими металлургические предприятия. Напомним, что Порошенко объявил так называемую деолигархизацию, которая оказалась банальным переделом собственности.

Не стоит надеяться на улучшение в 2016 году ситуации в отечественном ГМК. Один из главных рынков сбыта украинского металлопроката — Ближний Восток и Северная Африка — продолжает оставаться очагом нестабильности из-за войн и терроризма. Кроме того, регион все больше страдает от обвального падения мировых цен на нефть, от экспорта которой очень зависит Ближний Восток. Поэтому реализация крупных инфраструктурных проектов и соответственно увеличение потребления стали там станут возможны после прекращения боевых действий в Ираке, Сирии, Йемене, Ливии и так далее, а на это особых надежд пока нет и не предвидится.

По оценкам «Металлургпрома», в 2016 году производство стали в Украине останется на уровне 2015 года.

Но даже после стабилизации на Ближнем Востоке Украина может потерять там изрядную часть своего экспорта, поскольку Россия начинает активно заключать в регионе крупные контракты, жестко конкурируя с нашими производителями.

* * *

На этом фоне не слишком удивило сообщение о том, что горно-металлургическая группа «Метинвест» в 2016 году планирует сократить до 30% сотрудников административного аппарата в связи с неопределенной ситуацией на мировых рынках стали, сопровождающейся значительным снижением мировых цен на металлургическое сырье и готовую продукцию, а также уменьшением спроса.

Напомним, что акционерами «Метинвеста» являются группа Рината Ахметова СКМ и группа «Смарт-Холдинг» Вадима Новинского. Группа «Метинвест» является международной вертикально интегрированной горно-металлургической группой компаний, которая является крупнейшим в Украине и одним из крупнейших в СНГ производителем железорудного сырья и стали.

Кроме того, по сообщению пресс-службы группы, «Метинвест» продлил введенный в ноябре 2015 года режим снижения расходов, который предполагает сокращение рабочего дня административного персонала на 20% с пропорциональным снижением заработных плат. «Метинвест» продолжает оптимизацию административных затрат, которая включают перевод административного персонала на неполную рабочую неделю и вывод в простой персонала незагруженных предприятий. Также в «Метинвесте» действует мораторий на корпоративные мероприятия, отменены внешние тренинги, приостановлены программы медицинского страхования для административного персонала.

Следует отметить, что в ноябре 2015 года компания получила отрицательный показатель EBITDA (объем прибыли до вычета процентов, уплаты налогов и амортизационных отчислений) в размере 4 млн долларов, хотя еще в октябре прошлого года этот показатель был положительным и составлял 2 млн долларов. В 2014 году «Метинвест» сократил чистую прибыль в 2,5 раза по сравнению с 2013 годом — до 159 млн долларов, а по итогам 6 месяцев 2015 года компания впервые за свою историю получила убыток, размер которого составил 166 млн долларов.

* * *

А теперь еще одна новость, которая к горно-металлургической отрасли отношения не имеет, но это только на первый взгляд.

Недавно, а точнее 21 января 2016 года, Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) приняла решение о том, что она рассмотрит вопрос повышения тарифов на тепло для жителей Киева на 8,5% – до 712,84 гривны за Гкал. На данный момент тариф на теплоснабжение «Киевэнерго» составляет 657,24 гривны за Гкал.

Напомним, что «Киевэнерго» входит в структуру Донбасской топливно-энергетической компании (ДТЭК), контролируемой Ахметовым. Такой вот парадокс: Донбасса в составе Украины де-факто почти нет, зато Донбасская топливно-энергетическая компания неплохо пристроилась в Киеве и в других регионах страны, к Донбассу отношения не имеющих. Например, ДТЭК контролирует так называемый Бурштынский энергоостров на Западной Украине, через который идет экспорт электроэнергии в Европу.

Таким образом, потери на Донбассе, на горно-металлургической отрасли и на экспорте ее продукции, структуры Ахметова компенсируют, эксплуатируя в своих интересах остальные территории страны, включая столицу и ее жителей путем повышения тарифов на тепловую энергию, поставляемую «Киевэнерго», которое Ахметов прибрал к рукам, мягко говоря, весьма сомнительным способом.

Налицо еще одно нагляднейшее доказательство того, что за олигархический строй и компрадорский характер отечественного капитализма расплачиваются рядовые граждане страны. «Черный металл» продолжает падать, и платить всем нам придется и дальше…

Источник: издание МИР

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: