Украинской милиции придет Врадиевка?
18 июля не только на Манежной, но и на Майдане били митингующих и журналистов
18 июля не только на Манежной, но и на Майдане били митингующих и журналистов
— Смотри, смотри, пакуют уже! — парень с наклейкой на загорелом предплечье «Я тут не за гроші» («Я тут не за деньги») возбужденно толкает своего товарища.
Озираюсь по сторонам. Да нет, вроде все спокойно. На Майдане, прямо у подножия монумента Независимости, собралась группа людей в вышиванках, держат развернутое малиновое полотнище «Врадіївська хода» ( «Врадиевское шествие»). Рядом трубач, немолодой мужчина в шортах, выводит соло — гимн Украины. Полощется большой сине-желтый флаг и просто желтый, с черным значком посредине. « Прекратите, это совсем не свастика, а древний славянский символ, руна. Знак борьбы простого народа!»
Чуть ниже устанавливают две легкие туристические палатки, скорее как антураж, революционный символ места. Они еле-еле закреплены между тротуарных плит. Вокруг немногочисленный то ли митинг, то ли дискуссия о правах и свободах граждан, то ли просто изливают друг другу боль.
Парень кивает на планшет — там летят кадры жесткого видео с Манежной площади.
— Думаете, у нас сегодня будет по-другому? Ха!
Ближе к фонтанам сосредоточилось немножко милиции. Наблюдают с нейтральным видом , но желваки на скулах поигрывают. Слушают речевки, которые время от времени начинают скандировать участники акции. Суть обидная: мол, тем, кто не хочет работать и туп как бревно, а еще жесток и труслив, одна дорога по жизни — в украинские менты.
В конце июня в поселке городского типа Врадиевка Николаевской области два сотрудника местной милиции избили и изнасиловали женщину. Это преступление оказалось последней каплей: жители Врадиевки, не первый год терпящие милицейский произвол, пошли на приступ, загнали личный состав райотдела в подвал и только случайность уберегла так называемых стражей порядка от расправы. Весть о ЧП (не каждый раз крестьяне решаются громить правоохранительные органы!) долетела до столицы, до профильного министерства. Посыпались увольнения должностных лиц Николаевской области вперемешку с обещаниями разобраться по сути — правда ли, что в провинции милицию боятся больше криминалитета, поскольку и пытки, и вымогательство стали для нее привычной работой?
В отве , как подтверждение того, что Врадиевок в Украине не счесть, случилось еще несколько стихийных антимилицейских выступлений, включая штурм в Киеве Святошинского РОВД.
Июль, считающийся порой политического штиля, неожиданно накалялся — но без руководящей роли лидеров оппозиции. Для исправления оплошности во Врадиевку отправился десант от партии «Удар» Виталия Кличко, а также Николай Катеринчук, экс-соратник Виктора Ющенко, ныне мечтающий стать мэром столицы. В итоге у идеи — двинуться на Киев пешим маршем, по пути собирая всех, кто тоже пострадал от милиции — набралось в избытке отцов-командиров.
— Но мы принципиально не хотим становиться под любые партийные знамена. Не верю теперь никому, презираю! — Александр Кравчук, активист гражданского движения «Спільна справа» («Общее дело») беседует со мной, одновременно руководя организацией быта мини-лагеря «Врадіївської ходи». — С нами — матери парней, замученных в милицейских застенках. Страшно за них. Вода, какие-то лекарства есть, конечно, но женщины говорят, что либо правды добьются, либо умрут здесь. Такие вот настроения…
Александр рассказывает, что на середине дороги к колонне «прибился» народный депутат от «Удара» Сергей Каплин. — Пройдет чуть-чуть, «зарисуется» под телекамерами, сядет в дорогую машину и привет. Потом подогнал автобусы, позвал нескольких жителей Врадиевки, а в салоне уже полно партийной «массовки» из тех, кто обычно на митингах за сто гривен тусуется. «Поедем сейчас требовать отставки министра внутренних дел Захарченко и переаттестации всех, кто служит в системе. А вы продолжайте движение». «Подождите, — возражаю, — зачем этот цирк? Вот же настоящие жертвы, из Полтавы, Умани, Жашкова. Люди устали, измучены, кровавые мозоли натерли, нам отдых нужен, мы сами знаем, что требовать».
Однако митинг с партийной символикой состоялся. Министр Захарченко его проигнорировал и назвал инспирированным, то есть, ненастоящим. Еще и видео предъявил на пресс-конференции, в подтверждение продажности иных записных борцов за народ.
Последнюю ночевку, когда пересекли границу Киева, вспоминал Кравчук, представители власти помогли устроить в палатках, на окраине. Даже душ со стройки привезли. Помылись, упали с ног.
— Просыпаемся вскоре от жуткого скрежета и воя. На пустынной улице стоит асфальтоукладчик, машина с сиреной, и десяток рабочих скребет лопатами по тротуару. «Мужики, совесть имейте!» «Терпите, срочный ремонт!» Так всю ночь и провели. А утром, когда встали на Майдане, узнали часть «дорожников» — в форменных фуражках, с рациями…
Александр подтвердил: протест вообще-то планируется бессрочный. Однако, как бывалый участник подобных мероприятий, предположил — разгонят силой. Настроения в обществе такие, может полыхнуть от самой малой искры протеста, да еще на культовой «точке», с палатками. Власть это понимает.
Ближе к 23.00 пришел судебный исполнитель, зачитал официальный текст: время, по закону отведенное на акцию, истекло, пора сворачивать реквизит. Ровно в 23.30 четыре автобуса выгрузили милицейский спецназ «Беркут» в полной экипировке и началась зачистка территории. Это было почти точным повтором картинки, которую несколько часов назад смотрели на планшете ребята с наклейками « Я тут не за гроші».
Ряды бойцов в пятнистой униформе и касках , держа друг друга за плечи, вламываются в негустую толпу. Она сжимается, кто-то снова начинает петь гимн Украины, слышны возгласы : «Предатели в погонах!» Поневоле вспомнишь Майдан 2004 года, когда заклинание «Милиция с народом!» удерживало от кровопролития несоизмеримо большее число силовиков.
Истошные крики женщин, волоком по асфальту, заломленные назад руки, кровь, мат: «Так ты журналист, бл…! А не бог!» Падает вместе с камерой оператор «5 канала», не успевает увернуться от ударов еще несколько репортеров. Похоже, бьют не случайно, а сознательно — то ли в расчете на традиционную уже безнаказанность, то ли пресса воспринимается однозначно как враг. Националисты бросают дымовую шашку. Все продолжается еще минут сорок в клубах сизого дыма. Полтора десятка тех, кто сопротивлялся наиболее отчаянно, загружены в автозаки и доставлены в Шевченковский РОВД столицы. Остальные рассеяны и отброшены подальше от Майдана. На нем валяются лишь затоптанные туристические коврики-карематы, батарейки «Сони» и ошметки плаката, которым вытирали кровь…
Утро приносит несколько вестей. Задержанных из милиции отпустили. Национальный союз журналистов и Независимый медиа-профсоюз обратились к президенту Януковичу с требованием уволить министра внутренних дел Захарченко, не контролирующего ситуацию в своем ведомстве либо потворствующего ей. А двадцать женщин из Врадиевки и других мест вновь вышли на Майдан и не намерены просить на это ни у кого разрешения. «Будем сидеть до тех пор, пока не накажут милиционеров, виновных в смерти наших детей», — говорят они.
Коментарі — 0