Украине придется выходить на новые рынки — или воевать постоянно
14 августа 2013 года, ровно в полночь, без объявления причин ...
14 августа 2013 года, ровно в полночь, без объявления причин, Государственная таможня Российской Федерации закрыла вход в страну всем без исключения экспортерам из Украины.
Спустя сутки, когда со стороны соответствующих инстанций РФ по-прежнему не прозвучало ни одного комментария к событию, в информационном пространстве Украины стало набирать обороты слово «война». Определение «торговая» к нему добавлялось по желанию.
О войне сообщила Федерация работодателей Украины. Ее главу, олигарха Дмитрия Фирташа (в активах, кроме прочего, — компания «РосУкрэнерго» и крупнейший телеканал «Интер»), даже заподозрили в искусственном нагнетании ситуации по личным мотивам. Фирташевский бизнес давно и сильно связан с Россией — и не только экономической составляющей. В случае же подписания Украиной в ноябре Соглашения об Ассоциации с Евросоюзом его перспективы накроет туман.
Потому, мол, пока не поздно, президенту Януковичу нужно помочь убедиться: отечественного производителя, пренебрегшего Таможенным союзом в пользу Зоны свободной торговли с ЕС, будут притеснять или вовсе уничтожать, как врага. А доля России в объемах украинского экспорта по отдельным товарам и группам велика.
Основные статьи — железнодорожные локомотивы, вагоны и комплектующие (почти 80 процентов), турбореактивные и турбовинтовые двигатели (более 80 процентов), тракторы и другие сельхозмашины (более 80 процентов), арматура и стальные конструкции (примерно четверть российского рынка), трубы (41 процент), шоколад и другие пищевые продукты, содержащие какао (65 процентов), пиво, кондитерские изделия, сыр и творог, курятина, овощи… С 14 августа все оптом попало в группу риска и, следовательно, потребовало дополнительных сертификатов соответствия и проверок, растянутых во времени даже не на дни, а на недели и месяцы, — статья 358 Таможенного кодекса РФ дает таможенникам это право. Но впервые статьей воспользовались столь системно, масштабно и неожиданно.
По словам украинских экспортеров, они не против законного контроля. Хотя если подсолнечное масло переливать из цистерн в другие емкости для контрольного взвешивания (реальная история последних дней из массы подобных), то потом контрагент аргументированно отказывается брать товар: нет гарантий пищевой безопасности. Поневоле подумаешь, что дело не совсем в масле… Представители ряда компаний, «застрявшие» на пунктах пропуска, уже получили предупреждения российских покупателей: нарушите сроки поставок, попробуете повысить цену на товар, чтобы покрыть убытки, — разорвем контракты. Ловушка? Короче говоря, планировали во втором полугодии поставить в РФ продукции на 8,5 млрд долларов, а сейчас прогнозируют «минус» в 2,5 млрд.
Торговых войн Украина с Россией за свой недолгий век государственной независимости пережили много. Политика активного импортозамещения, проводимая РФ, то признавала отравой украинские конфеты, сыр и зерно, то выражала недоверие вагонам, самолетам, трубам, прокату и химической продукции. Далее, как в случае с шоколадом Roshen, отравы не находили, сотрудничество возобновлялось — на новых условиях, но со стойким послевкусием шантажа. Великая газовая война велась по отдельному графику. Нынешней кампании предшествовали локальные, как бы не связанные между собой конфликты на поле добрососедства, и без того уже изрытом «воронками».
Начало было положено, думаю, активностью англо-голландской компании Shell, которая приступила к разработке Юзовского месторождения сланцевого газа. Shell обещала удвоить или даже утроить совокупную добычу газа в Украине уже в ближайшее время. При этом официальный Киев, так и не добившись снижения цены на российский газ, внезапно перестал стенать, что национальная экономика вот-вот не выдержит и рухнет, а просто сократил отбор — бизнесу ничего не оставалось, как учиться энергосбережению. И подтвердил намерение диверсифицировать поставки, то есть уменьшить у себя долю России, оторваться от «Газпрома».
Конечно, эксперты, иные даже с долей злорадства, предупреждали: за глобальный политический отрыв Украине придется платить и уменьшением доходов в бюджет, и безработицей на предприятиях, связанных с соседским рынком. А возможности заявить о себе на рынках Евросоюза, если саммит в Вильнюсе окажется успешным, откроются не завтра. Но есть ведь и рынок Китая, Латинской Америк, Африки, где шансы безграничны!
Несколько ЧП в июле и августе — таран российскими пограничниками украинской лодки в Азовском море, приведший к жертвам, силовой захват в Севастополе военными ЧФ РФ здания социально-культурного центра — говорили красноречивее политтехнологов: граница в отношениях действительно перейдена. Теперь только принуждение к дружбе.
Украинское правительство военную риторику пока отвергает и ответный удар — аналогично закрыть путь для экспорта из России — наносить не намерено. Напротив, создает переговорные группы, подчеркивая: российская таможня самочинно приняла решение о запрете. Правда, Янукович уже звонил Путину, «президенты обсудили различные аспекты двустороннего сотрудничества», — сообщает пресс-релиз. Теперь надо следить, рассосется проблема или нет.
Коментарі — 0