Начало и финал акции «Украина без Шустера»
Ругают и ходят, смотрят и ругают…
Ругают и ходят, смотрят и ругают… Популярное пятничное ток-шоу, совершив за десять лет круг по ведущим телеканалам Украины, недавно переместилось в интернет-трансляцию. По причине давления «свыше», намекал сам ведущий. Теперь Савик формулирует без обиняков: «Главный человек, кому я перешел дорогу, — гарант Конституции. Я не ожидал обмана от Петра Порошенко. Он выступал как европейский человек, я ему верил, мы все ему верили… А у него понимание "Кто против меня — тот против нас". У него абсолютно сталинское понимание, но с офшорами».
Несмотря на запрет, Шустер предупредил, что продолжит работать в Украине. Но объявил в прямом эфире собственной пресс-конференции голодовку в знак протеста. Параллель с поведением узников совести казалась очевидной.
Зрителю как бы предлагался логический ряд: что дальше? Высылка прочь заслуженного журналиста Украины (не имеет значения, что указ подписан Януковичем в 2012 году), гражданина Канады, как «агента влияния» либо кремлевского шпиона? Европа прозреет от очередного завоевания демократии! «Кто же теперь захочет сюда вкладывать инвестиции? Бизнес побежит из этой страны!» — предсказывал Шустер. Гости студии скорбно, согласно кивали. Пауза. Ретроспектива.
Видео от 30 апреля 2014 года. Позади Майдан с кровью. Разгорается вооруженный конфликт на востоке страны. У микрофона «Шустер LIVE» — кандидат в президенты Петр Порошенко: «Мне может не нравиться то, что происходит на программе, но я отдам жизнь, чтобы она была!» Архивные записи с политиками не горят. Все там блистали. Знают цену. Порошенко — даже лучше других, как владелец медиаресурса, который никогда и не обещал продать.
На синем заднике Студии Савика Шустера белыми буквами написано с вызовом: «Первый неолигархический канал». И пусть одни эксперты в лепешку расшибаются, доказывая, что программа мэтра насквозь манипулятивна и ничего общего со свободой слова не имеет, а другие приводят данные, где среди конечных бенефициаров продукта — богатые люди из бывшей партии власти. Публика, воспитанная моралью пятниц, огрызается: «Неважно, кто владеет! Важно, что говорят!» Хотя априори считает всех политиков мерзавцами, а журналистов — продажными лгунами. Теперь же ее, публику, насильственным образом хотят лишить… Чего? Пауза.
Мой украинский коллега Леонид Швец уже назвал ток-шоу «Шустер LIVE» «альтернативной Верховной Радой, где формировалась своя повестка дня, выстраивались свои коалиции и проводились голосования». Стандарты профессии размыты, пишет Швец, нет понятной иерархии качества журналистики, что хорошо, а что плохо, значит, нет и четких представлений, что дозволено — не из цензурных, а из этических соображений, — а что нет.
Поэтому ведущий и его программа, способные за пару сезонов превратить фрика в деятеля общегосударственного масштаба, либо вмиг, «под ключ», обрушить рейтинги, давно стали не отражением, но фактором внутренней политики и борьбы в виде выборов. «Фактор Шустера», особенно при угрозе реванша, на который рассчитывают члены «Оппозиционного блока», в девичестве регионалы, да и часть партий Майдана, считающих Порошенко реинкарнацией Януковича, приходится соответствующим образом учитывать. Или попытаться поставить на паузу, на свой страх и риск.
Способ — так, по крайней мере, выглядело! — нашелся под рукой. Государственная фискальная служба (ее шефа несколько эфиров назад уличали в наличии незадекларированной недвижимости) в течение дня, что тянет на рекорд эффективности труда, отвечает на запрос центрального аппарата Госслужбы занятости. Выясняют, что Савик Шустер — свидетель в криминальном производстве: у налоговой есть претензии к Студии, где он генеральный директор, ведется следствие. Информация становится достаточным основанием для Киевского центра занятости, чтобы аннулировать разрешение на работу «подозрительному» иностранцу. Хотя двумя неделями раньше процедура подтверждения состоялась и претензий со стороны не возникло.
Теоретически можно было повторить заклинание: в Украине должен главенствовать закон, если бы он имел отношение к данной ситуации. Но президент, а следом и премьер лишь выразили тревогу, переходящую в уверенность: инцидент оперативно исчерпают. И оба напомнили, что считают свободу слова базовой ценностью. Слишком уж громкое эхо понеслось по стране, заглушая даже поминальные колокола тридцатилетия катастрофы Чернобыля.
Граждане и до того не верили ни в карательную самодеятельность фискалов, ни в спонтанность возникновения либо затухания коррупционных скандалов, ни в искренность любых намерений изменить жизнь к лучшему. А теперь получили дополнительный козырь. Все по законам и в логике ток-шоу «Шустер LIVE»…
Спустя день Государственная служба занятости приостановила решение об аннулировании телеведущему разрешения на работу в Украине. В журналистской тусовке заключают пари: подберет ли администрация президента новый ключ к хозяину ток-шоу и во что это сторонам выльется.
Источник: Новая газета
Коментарі — 0