Труднощі перекладу: чи потрібно давати студентам із «ЛНР/ДНР» українські дипломи?
4 квітня 2016 року президент України Петро Порошенко підписав закон «Про забезпечення прав і свобод громадян та правовий режим на тимчасово окупованій території України» (щодо забезпечення права на отримання освіти).
Мовою оригіналу
В документе идет речь о том, что «граждане Украины, проживающие на оккупированной территории, имеют право на получение или продление образования в других регионах страны за счет государственного бюджета с предоставлением мест в общежитиях на время обучения».
Казалось бы – нормативный документ вполне вписывается в концепцию того, что украинское государство заботится о гражданах, оказавшихся на оккупированных территориях, а власть готова гарантировать получение всех благ, полагающихся им по Конституции.
Но здесь есть несколько подводных камней, которые в обозримом будущем могут привести к ряду проблем.
Во-первых, уже второй год высшие учебные заведения, оставшиеся на территории «лнр-днр», второй год набирают студентов без ЗНО, вступительных экзаменов, российских ЕГЭ и прочих «условностей». В вышеупомянутом законе же говорится, что «граждане, завершившие обучение в ВУЗах на оккупированной территории и получившие дипломы, выданные незаконными группировками «лнр» и «днр», могут пройти переаттестацию для получения квалификации в Украине». А вот здесь и стоит разобраться, кто попал в аудитории ВУЗов, оставшихся в оккупации.
«Студенты-террористы»
Есть данные о том, что так называемая «народная милиция» террористов организованно отправляет своих «ополченцев» целыми взводами на первый курс. Естественно, этих «студентов стационара» в глаза никто не видит, на сессии сотрудники деканата «оптом» приносит зачетки защитников «республики». И потом эти «отличники» без нервотрепки и коррупции, а главное – без зачетов и экзаменов могут переводится в любой ВУЗ Украины… А там – гарантированная стипендия, место в общежитии, прочие льготы и скидки по студенческому билету из украинского бюджета.
Еще один немаловажный момент – «воспитательная» работа, которая проводится с молодежью с подачи и, очевидно, под руководством российских кураторов «республик». Журналисты сообщают, что боевики проводят системные воспитательные работы с детьми и молодежью Донбасса, задействуют их в террористических операциях и эксплуатируют в качестве рабочей силы. По данным издания «Зеркало недели», на временно оккупированных территориях на данный момент находится около 600 тысяч несовершеннолетних, которым беззастенчиво навязывается российская идеология ненависти и шовинизма. Есть большие сомнения, что подрастающее поколение сможет когда-нибудь вернуться к нормальной жизни в Украине.
Связи с Украиной
Раньше это был железный аргумент, убивавший логику самого ярого сторонника «русского мира» - будущее его детей и внуков. Непризнание аттестатов и дипломов, выданных на неподконтрольных территориях, пугало родителей и абитуриентов неизвестностью, невозможностью в будущем получить нормальное образование и найти адекватную работу. Новым законом этот аргумент, по сути, нивелируется. При этом процесс видится вполне однобоким, поскольку «за поребриком» весьма осторожно и избирательно подходят к рассмотрению документов выпускников «вузов лнр-днр».
С так называемыми «аттестатами» террористической организации «донецкая народная республика» не принимают в высшие учебные заведения Российской Федерации.
Об этом рассказала мать 11-классника из Донецка Лариса Туримова.
«Поступать сын будет в Донецке, в технический университет. Честно говоря, я очень надеюсь, что очень скоро Донецк вернется в состав Украины, наши вузы будут считаться законными, аттестаты и дипломы будут действительными. Из друзей сына ни один человек с аттестатом «ДНР» не поступил в российский вуз. Все досдавали какие-то экзамены, что-то платили, а кто-то вообще вернулся», - поделилась она. Женщина также рассказала о едином госэкзамене (ЕГЭ), который ввели для донецких школьников по аналогии с российским.
Россия не признает дипломы «новороссии», а ведущая третий год АТО Украина, получается, признает! Языком юридических документов – это легитимизация документов, выданных террористическими структурами и организациями. Закон фактически уравнивает дипломы украинских вузов, «перемещенных вузов», самостоятельно выехавших из зоны АТО, и учебных заведений, функционирующих в «лнр-днр». Не исключено, что сейчас такие заведения начнут множиться, а учебный процесс, аттестацию, аккредитацию и государственные экзамены в «республиках» МОН Украины не контролирует.
Вузы-путешественники
Авторы закона не учли еще одной важной тонкости. Документ, по сути, просто уничтожает высшие учебные заведения, выехавшие из Донбасса. А они пережили два года мытарств и скитаний, приложили титанические усилия, чтобы сохранить коллектив, студентов-переселенцев, набрать новых! И зачем тогда переезжали? Ведь их самозваные клоны остались в «лнр-днр», где фиктивная «учеба» и липовые дипломы, которые затем могут перестать быть фикцией!
Не всякий работодатель будет присматриваться к диплому Луганского университета имени Тараса Шевченко, какая на нем печать – с украинским тризубом или лнровской звездой.
Обучение в «лнр-днр» ведется на «донбасском» языке, даже не на русском, по местным программам и самодеятельным методичкам. О каких европейских стандартах и качестве образования можно говорить, тем более, как уравнивать дипломы и знания выпускников, где даже дисциплина «История Украины» под запретом?
Отдельная история
Какие догмы вкладываются в головы студентов, учащихся в оккупации? Например, ученые мужи и дамы «республик», не моргнув глазом, уже разработали концептуальные основы различия «братских» народов «лнр-днр».
«На данном, переходном этапе важно напомнить молодежи о том, что мы самодостаточный этнос, входящий в состав русской цивилизации», - утверждает «элэнэровская» заведующая отделением довузовской подготовки Луганского государственного университета имени Тараса Шевченко, кандидат филологических наук, доцент Оксана Шкуран .
Подробнее в понятия «идентичность» разобрался такой же «новоросский» директор Института истории, международных отношений и социально-политических наук Луганского государственного университета имени Тараса Шевченко, кандидат исторических наук, профессор Александр Ладыга. По его версии получается, что луганчане и дончане - это два разных «самодостаточных этноса». «Ученый», исходя из этого утверждения, пошел еще дальше – он утверждает, что у «днр» и «лнр» появились… свои места в «геополитике».
Если кто-то полагает, что это единичные случаи, отдельные преподаватели или безумная местная инициатива, то это заблуждение. Годами выпестованная еще в былые времена «особенного пути Донбасса» система формирования тотального антиукраинского мировоззрения у всех возрастных групп населения сейчас просто получила легитимность. Но заметна и другая тенденция – кризис исполнителя. За неполных два года в Луганском университете имени Т.Г. Шевченко сменилось пять ректоров. Оккупанты все еще выбирают самого проверенного и «идейно» закаленного…
Международная конкурентоспособность донбасских вузов и до 2014 года оставляла желать лучшего, а после двухлетней самоизоляции интегрировать деформированную донбасскую модель в болонский процесс образования Украины – сомнительная затея.
P.S. Насколько реальна переаттестация десятков тысяч выпускников из «республик», если в донбасских вузах десятилетиями работали доценты и кандидаты с дипломами сопредельных государств, не прошедших нострификацию документов? Может, закон пролоббирован с целью наполнить бюджет? Нострификация одного диплома обходится его владельцу от 2 до 4 тыс. гривен. Или это своеобразное поэтапное вхождение «лнр-ндр» в Украину? Ведь с высокой трибуны уже не единожды обещан мир и именно в этом году?
Коментарі — 0