Законопроект о выборах может привести к хаосу в парламенте
Пока в Администрации Президента кипит работа над новым избирательным законодательством, основные дискуссии идут вокруг фундаментальных вещей вроде повышения проходного барьера и системы выборов. Но презентованный мудрецами с Банковой вариант законопроекта кишит блохами помельче, которые, если их не выловить заранее, могут просто парализовать избирательный процесс и превратить его в фарс.
В нынешнем варианте законопроекта такой блохой, в частности, является схема комплектации избиркомов. Согласно действующему закону о выборах, привилегированное право представления кандидатур в окружные избирательные комиссии имеют партии (блоки), которые по состоянию на 15 сентября года, предваряющего год выборов, представлены в парламенте партийными фракциями (фракциями блоков). Все остальные участники процесса также выдвигают своих представителей в комиссии, но им нужно пройти через сито жеребьевки, а тут уже кому как повезет. Такое положение вещей вызывало массу критики, тем более что власть с помощью «правильной» жеребьевки за счет маленьких партий и технических партий фактически может увеличивать свое присутствие в избиркомах. Но речь не об этом.
В переходных положениях «избирательного» законопроекта сказано, что на выборах, которые будут проводиться в октябре 2012-го года «право представления кандидатур в состав окружных избирательных комиссий имеют депутатские фракции, которые зарегистрированы в Аппарате Верховной Рады Украины текущего созыва на НАЧАЛО избирательного процесса, а также все партии – субъекты избирательного процесса».
«Каноничных» фракций в парламенте пять, и от каждой из них в комиссию делегируется по одному представителю. То есть 5 мест из 18 заранее зарезервировано за нынешними парламентариями. Но вспомним, что новая власть после своего прихода изрядно перетрясла законодательное поле. КС позволил избранным депутатам гулять вопреки воле фракции и переходить в коалицию «поштучно», а позже Регламент Верховной Рады пополнился новеллой, согласно которой внефракционные депутаты получили право объединяться в группы. Более того, зарегистрированная группа в количестве не менее 15 человек имеет права депутатской фракции. Пока этой возможностью воспользовалась только так называемая «группа Рыбакова», с пафосной вывеской «Реформы ради будущего», но не первый день ходят слухи о создании таких групп с правами фракций во фракции НУНС. И если исходить из нынешней логики законопроекта, то такие группы с правами фракций, также имеют особое право на делегирование в избиркомы своих представителей. Более того, ничто не мешает крупнейшим фракциям ПР и «БЮТ-Батькивщина» поделиться на группы, каждая из которых, по идее, может быть представлена в избиркоме. Места в комиссиях всем остальным при таком фантасмагорическом сценарии просто не останется.
«Сейчас нет императивного мандата, и, конечно, логика ситуации поменялась, – размышляет член регламентного комитета ВР Сергей Сас. – Наверно, было бы правильно написать в проекте, что имеются в виду фракции, которые образованы после предыдущей избирательной кампании. Ведь если эту норму сохранить, то фракция БЮТ может разбиться минимум на 8 групп. И Регионы тоже могут. Тогда в комиссиях будет по 50 человек. Пока что этот вопрос остается открытым, и не знаю, собирается ли власть его решать».
Заместитель главы ЦИК Андрей Магера ранее заявлял «Главкому», что законопроект о выборах четко разграничит новосозданные депутатские группы и фракции, которые прошли в парламент. «Разговор идет только о пяти фракциях парламента, сформированных по результатам выборов», – уверенно говорил он тогда. Но, как видим, промежуточный результат деятельности Рабочей группы оставляет вопросы.
«Я считаю, что если депутатский корпус сформировался на основе пропорциональных выборов, то право вносить представителей в комиссии действительно должны иметь фракции, – говорит Магера. – Но если у нас будут проведены первые выборы по смешанной системе, думаю, право формировать комиссии можно предоставить и депутатским группам, сформированным из мажоритарщиков.
Что касается прав депутатских групп – то это предмет урегулирования регламента, а не закона о выборах. И в регламенте должно быть предусмотрено, что фракции формируются только теми партиями, которые прошли в парламент по результатам пропорциональной системы выборов, а группы – из числа мажоритариев».
Другое дело, что в нынешнем парламенте никаких мажоритариев нет, а группы формируются из осколков списочников. Пока что «Реформы ради будущего» – единственная новоиспеченная парламентская фракция-группа с претензиями на получение своего «железного» представителя в комиссиях. Входящие в нее депутаты просят немного подождать с выводами до официального принятия нового избирательного законодательства, но своих амбиций не скрывают.
«Мы считаем, что такие группы должны быть представлены в комиссиях, – говорит «реформатор-футурист» Владимир Каплиенко. – В нашем составе 20 депутатов – а это вся Одесская область по количественному составу депутатского корпуса. Почему такая группа людей, объединенных одной идеей, формализованная в Законе о регламенте, не может представлять свои интересы?»
То, что если фракции начнут активно делиться почкованием, ситуация может дойти до абсурда, нардепа не смущает:
«Сегодня в парламенте группа одна. Разговоров много, но групп нет, и, думаю, что и не будет. Хотя теоретически возможность появления массы групп существует, но я не понимаю, что поменяется по сути. Это будет действительно смех».
Впрочем, даже не смех, а гомерический хохот окружающих могут вызвать попытки делегировать в избиркомы представителей от фракции НУНС. Формально ею руководит Николай Мартыненко, но уже давно даже десяток депутатов на собрании фракции – это невиданный аншлаг. Если же Мартыненко попытается подать списки представителей в комиссии самолично, это наверняка вызовет праведный гнев всех остальных. «Думаю, им все-таки придется садиться и договариваться, хотя не представляю, как это будет происходить», – пожимает плечами Сергей Сас. В этом случае «нунсовцам», похоже, действительно будет проще разбиться на группы, если, конечно, власть при дальнейшем рассмотрении законопроекта не захлопнет эту лазейку.
Коллаж politicum.org
Коментарі — 0