Что конкретно приняли сегодня депутаты, и почему эти законы должны, наконец, обуздать коррупционный спрут?
Перед предстоящими выборами депутаты решили принять пакет антикоррупционных законов, причем сделать это в «срочном» порядке на внеочередном заседании. Впрочем, такая срочность объясняется не только выборами, но и тем, что принятие этих законов – требование МВФ перед следующими траншами. Проталкивали законы с боем – народные избранники не могли усидеть на месте и спикеру неоднократно приходилось призывать их вернуться на места. Доходило до того, своих депутатов по углам вынужден был отлавливать Олег Тягнибок. Но, в итоге, все получилось, правда, с важной ремаркой – пять антикоррупционных законов по требованию депутатов были проголосованы лишь в первом чтении. За неделю их доработают, возможно, учтут некоторые предложения и 14 октября на очередном заседании проголосуют в целом. Если, конечно, не случится ничего эдакого. Итак, что же конкретно приняли сегодня и почему эти законы должны, наконец, обуздать коррупционный спрут?
Разговоры о создании Национального антикоррупционного бюро (НАБ) ходили, помнится, еще во времена Кучмы, но политической воли для того, чтобы этот орган заработал, до сих пор не было. Несмотря на альтернативные проекты (например, который готовила бывшая уполномоченная Кабмина по антикоррупционной политике Татьяна Чорновол), большинство сошлось на президентском варианте законопроекта «О системе специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции», который готовился Минюстом и экспертами и был доработан на Банковой.
Новый орган будет заниматься расследованием коррупционных преступлений, совершенных высшими чинами – премьер-министром, членами Кабмина, депутатами, госслужащими 1–2 категорий, судьями, сотрудниками Генпрокуратуры, директорами госпредприятий. В компетенцию бюро будет входить досудебное расследование четко выписанных 12 видов преступлений, включая легализацию доходов, полученных преступных путем, злоупотребление властью и служебным положением, нецелевое использование средств, противоправное завладение имуществом и других. Кроме досудебного следствия, в функции НАБ будет входить проведение проверки добропорядочности публичных служащих и проведение оперативно-розыскных мероприятий.
Планируется, что в составе бюро будет 7 территориальных управлений с семьюстами сотрудниками. По словам главы «антикоррупционного» парламентского комитета Виктора Чумака, непосредственно оперативной и следовательской работой будут 300 человек, остальные – вспомогательный персонал. Борьба с коррупцией – удовольствие недешевое: минимальная заработная плата у сотрудников бюро составит 18 тысяч гривен, максимальная – 60 тысяч, видимо, ради того, чтобы у них не возникло соблазна коррупцию возглавить. Чины в новом органе будут следующие – оперативник, следователь, Специализированный прокурор, ну и, собственно, Директор. По персоне последнего, как и вообще механизму отбора сотрудников этого бюро, больше всего вопросов. Планируется, что главу этого органа Президент будут назначать по предложению специальной комиссии, в которую по три своих представителя делегируют Президент, Кабмин и парламент. Такая схема, на первый взгляд, не даст никому поставить на эту должность «нужного» кандидата, но если Президент будет контролировать большинство в парламенте, то ему будет гораздо проще продавить своего человека. Собеседование с кандидатами будет проходить публично, но выдержавший экзамен назначается Директором бюро на целых 7 лет. Правда, один срок – это максимум, «пролонгировать» пребывание на этом посту запрещено.
В НАБ закрыт вход гражданам других государств, персонам с непогашенной судимостью и членам политических партий. Обязательно согласие на проверку на детекторе лжи. А Директор мало того, что должен быть беспартийным на момент собеседования, так еще и не должен состоять в трудовых или иных договорных отношениях с какой-либо партией последние два года.
Кроме президентского проекта, парламент проголосовал за несколько «вспомогательных» кабминовских, также пока только в первом чтении.
Это законы об антикоррупционной стратегии на 2014–2017 годы, о противодействии коррупции, об определении конкретных выгодополучателей юридических лиц и публичных деятелей, а также закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения.
Планируется создание еще одного органа – Национальной комиссии по вопросам противодействия коррупции. В ее задачи будет входить мониторинг жизни чиновников на предмет соответствия их уровня жизни задекларированным доходам. «Стукачество» от рядовых граждан поощряется – есть норма о защите лиц, которые сообщают о фактах коррупции. Депутаты ограничили стоимость подарков, которые может получать чиновник, – их стоимость не должна превышать 50% минимальной заработной платы.
Хозяйственный кодекс пополнился новой статьей «Конечный выгодополучатель предприятия», которой обяжут предприятие, схема собственности которого часто запутана в сетях различных оффшоров, указывать реального собственника. Премьер Арсений Яценюк пообещал, что после окончательного принятия «антикоррупционного пакета» все украинцы будут иметь доступ к информации о всей недвижимости, зарегистрированной на чиновника и членов его семьи. В общем, жизнь чиновничья, если все это, конечно, заработает, адом покажется.
А вот в том, что антикоррупционные законы (пока не принятые, напомним) действительно заработают, есть обоснованное сомнение. И спасут ли относительно большие зарплаты сотрудников Антикоррупционного бюро от понятных соблазнов – еще вопрос. Но, конечно, то, что первые шаги сделаны – уже позитив. У депутатов и прочих персон, которые попадают под действие этих законов, впереди есть целая неделя, чтобы перепрятать свои заначки, которые они не хотели бы делать достоянием общественности.
Коментарі — 0