Кому достанутся парламентские комитеты после того, как власть и оппозиция поменялись местами?
В течение двух непленарных недель оформившаяся коалиция и аморфная пока парламентская оппозиция будут договариваться о дальнейшем мирном сосуществовании. В частности, остро встал вопрос распределения парламентских комитетов. Этот процесс и ранее редко когда проходил гладко, а Партия регионов, будучи в оппозиции, даже блокировала трибуну, добиваясь достойного представительства в комитетах.
Недавно принятый Регламент Верховной Рады, оформленный как закон, предусматривает для оппозиции «право первой ночи» на 10 комитетов: по бюджету, по регламенту, по вопросам прав нацменьшинств и межнациональных отношений, соцполитики и труда, науки и образования, охраны здоровья, правосудия, законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, экономической политики, борьбы с оргпреступностью, по вопросам свободы слова. Плюс оппозиционеры получают посты первых замов в остальных комитетах.
«Когда-то я предлагал глав всех комитетов отдать коалиции, а их первых заместителей с широкими полномочиями – оппозиции. А нынешняя схема приводит просто к дележу комитетов, и не думаю, что коалиция сильно настроена делиться. Разве что заткнет рот определенными кадровыми назначениями самым рьяным оппозиционерам», – уверен близкий к Тимошенко нунсовец Роман Зварич.
После того как возглавлявшие большинство вышеупомянутых комитетов представители ПР, Компартии и Блока Литвина официально стали властью, о претензиях на них логично заявил БЮТ, который считает себя единственной парламентской оппозицией. Но из Партии регионов раздаются возгласы, что хватит с оппозиции и трех комитетов, причем тех самых, которые еще в 2005-м «оранжевые» обещали поверженным противникам, – регламентного, бюджетного и по вопросам свободы слова. Также регионалы сетуют, что непонятно, кому именно отдавать комитеты, поскольку сейчас в парламенте образовалось сразу несколько оппозиционных групп.
Член регламентного комитета бютовец Сергей Сас по этому поводу вспоминает поговорку, что если не знаешь как, надо поступать по закону: «Есть 81-я статья Регламента ВР, где четко все написано, к тому же, я пока не слышал официальной позиции Партии регионов по этому поводу. А по поводу того, что у нас семь оппозиций, так такого быть не может просто. Мы уже объявили о своей парламентской оппозиции, и закон на нашей стороне, поскольку в нем четко сказано, что если в одну фракцию входит больше половины из общего числа депутатов, не присоединившихся к коалиции, то эта фракция является оппозиционной».
«Сейчас БЮТ и НУНС достаточно представлены в комитетах, но тут вопрос еще и в качестве комитетов – среди них нет бюджетного и регламентного», – говорит нунсовец Вячеслав Коваль.
С бюджетным, как самым «жирным» комитетом когда-то была связана любопытная история. После формирования коалиции БЮТ и НУНС Юлия Тимошенко продавила первоочередное право выбрать комитет самой маленькой из парламентских фракций. Блок Литвина, конечно же, «загреб» бюджетный. Таким образом, Юлия Владимировна добилась того, чтобы он не попал в руки мощных регионалов. «Сейчас они хотят бюджетный комитет, а ведь до этого там руководил человек Литвина, а реально банковал Ляшко из БЮТ», – напоминает регионал Михаил Чечетов. Не исключено, что регионалы попытаются показать аналогичный фокус сейчас, отдав бюджетный тому же Яценюку. Он же тоже вполне себе оппозиционер. А распорошить оппозицию можно, изменив Регламент. Как известно, в Раде уже зарегистрирован законопроект, призванный узаконить функционирование в парламенте сразу нескольких оппозиционных структур.
«Мы же не можем делить оппозиции на главные и не главные», – говорит «Главкому» заместитель руководителя Администрации Президента Анна Герман. – Я считаю, что надо вообще разделить комитеты поровну между всеми парламентскими оппозициями – Кириленко, Яценюком, Ющенко, Тимошенко…»
Помнится, что когда Партия регионов устраивала в парламенте буйства по поводу ущемления своих оппозиционных прав, Герман говорила, что «свое еще нужно уметь взять». Сейчас она более добродушна: «Это уже их проблемы – БЮТ, Яценюка и прочих, как они будут добиваться своего».
БЮТ пока ведет себя прилично: трибуну и туалеты не блокирует, свет не отключает, но бютовцы не исключают, что могут пойти на крайние меры, если оппоненты совсем уж обнаглеют. Хотя собеседники «Главкома» уверены, что до этого вряд ли дойдет.
«Это же политический процесс, – рассуждает член регламентного комитета регионал Владимир Демидко. – То есть руководство нашей фракции и оппозиционных фракций будут садиться и договариваться. Процесс усложняется еще и приходом целой группы нардепов после ухода представителей коалиции во власть, – у каждого из новоприбывших свои профессиональные навыки, которые они могут проявить в том или ином комитете».
Если переговоры зайдут в тупик, то Вячеслав Коваль не исключает, что коалиция по старой привычке может снова внести изменения в регламент и просто скостить число «оппозиционных» комитетов в пользу «своих». Например, коммунист Александр Голуб утверждает, что отдавать большое количество комитетов оппозиции даже опасно:
«Если бы у нас была цивилизованная европейская оппозиция, то можно было бы говорить о ее широком представительстве в комитетах. Но практика показывает, что оппозиция хочет засесть в этих комитетах, чтобы ставить палки в колеса слаженной работе Президента и парламента».
«А если они будут что-то требовать, то закроют дверь с другой стороны, – как обычно, категоричен Михаил Чечетов. – Нужно садиться и договариваться, а не ставить ультиматумы. Мы и без них можем проголосовать, посадить своих глав комитетов, и пусть потом жалуются Папе Римскому».
Предметом торга и договоренностей может стать еще и кресло первого вице-спикера, которое опустело после ухода Александра Лавриновича в Кабмин. С недавнего времени процедура назначения в президиум парламента усложнена стараниями Владимира Литвина, который всеми силами пытается продлить свое политическое настоящее. В нынешний регламент внесена норма, по которой процедура избрания руководства ВР считается состоявшейся только при условии, если во время голосования минимум 300 нардепов взяли бюллетени. То есть без БЮТ такое голосование провести не представляется возможным. Как вариант, на который может пойти БЮТ, – Николай Томенко пересядет в кресло рангом повыше, а Мартынюк займет его место простого вице-спикера. Это было бы логично хотя бы с той точки зрения, что Лавринович занимал место по правую руку от Литвина как представитель оппозиции. Если же БЮТ поможет посадить туда Мартынюка, то потребует иных кадровых преференций, в том числе, и по комитетам.
«Я думаю, что в итоге в Раде появится некая конфедерация парламентских оппозиций, – уверен политолог Виталий Кулик. – И определенный компромисс будет найден как между БЮТ и коалицией, так и между БЮТ и частями НУНС. Другой вопрос, когда отдадут БЮТ тот же бюджетный комитет – до принятия бюджета или после. Скорее всего, регионалы будут максимально затягивать этот процесс, и комитеты сформируются уже ближе к лету».
Коментарі — 0