Кто заплатит за Донбасс?
Авдеевский коксохимический завод
По факту сегодня Донбасс стал экономической обузой для обоих государств
Твердое намерение России резко сократить в 2018 и 2019 годах финансирование так называемых «ДНР» и «ЛНР» материализует классический вопрос из бессмертного произведения Михаила Булгакова: «А где я харчеваться буду?!» Действительно, вариантов не много. Собственно – два. Украина и (или) Россия. Прокормить себя самостоятельно непризнанные республики уже не могут и в обозримой перспективе не смогут. Вот только содержание целого региона с затопленными шахтами и распиленными на металл предприятиями — слишком тяжелая ноша для кого-то одного…
По факту сейчас содержанием Донбасса занимаются сразу оба государства – Украина и Россия. При этом последнее очень хотело бы сократить свои расходы до минимума, ограничиваясь оплатой идеологов и пропаганды. В принципе, этот сценарий и подразумевают «Минские соглашения» — весь финансовый груз должен лечь именно на Украину. Впрочем, Киеву и сегодня Донбасс влетает в приличную копеечку. Но в отличие от Москвы, Украина ничего не получает взамен.
Что оплачивает Россия в Донбассе? В первую очередь наемников, «ополченцев», весь силовой блок. Кроме того, по понятным причинам, через бюджет «республик» Кремль финансирует всю административную вертикаль. Потому что, согласитесь, было бы странно, если бы Киев платил зарплату «министру энергетики ДНР». Плюс на Москву ложится оплата всех бюджетных учреждений – учителя, врачи, коммунальщики. Формально они получают свои зарплаты из бюджета «республики», но сам бюджет существует во многом за счет российских траншей. Какие-то налоги собирают с местных предпринимателей, но это очень скромные суммы.
В обмен на это РФ получает недорогой уголек с шахт Донецкой и Луганской области, который потом с помощью схем через предприятия Южной Осетии отправляет на экспорт. Что могли вывезти уже вывезли, что могли порезать на металл – уже порезали. Этот источник пересох. Общий финансовый итог для России от Донбасса — это приличный минус. Ежемесячный минус для бюджета. Не говоря уже о санкциях, которые бьют по тому же бюджету еще сильнее. Неудивительно, что Кремль прилагает все усилия для формального возвращения оккупированного региона в экономическое поле Украины. На своих, правда, условиях, но цель именно такая.
Украина вкладывает в Донбасс тоже вполне приличные суммы. Это, в первую очередь, пенсии и социальные выплаты. Если посмотреть на экономические показатели довоенного Донбасса, то была очень характерная черта в дисбалансе налоговых поступлений в бюджет и субвенций в региональный Пенсионный фонд. Да, предприятия Донбасса вносили приличный кусок в общий украинский котел. Именно на эти цифры всегда упирали сторонники идеологии «Донбасс всех кормит». Но большое количество пенсионеров Донбасса (ранний выход по подземному и горячему стажу плюс высокие пенсии по этим профессиям) делали Пенсионный фонд Донбасса дотационным в тех же масштабах. Тогда эти потоки как-то перекрывали друг друга. Сегодня Украина платит пенсии в Донбассе, не получая взамен ни копейки налогов или пенсионных взносов. Все это остается в руках местных оккупационных администраций и работает на российские интересы.
По факту сегодня Донбасс стал экономической обузой для обоих государств. И достаточно дорого обходится как Москве, так и Киеву. Но если мы говорим о реализации Минска и возвращении Донбасса полностью под контроль Украины, резонно будет задать один вопрос – кто заплатит за весь этот праздник жизни? Создание новых производств с рабочими местами в регионе стоит миллиарды долларов – таких денег у Украины нет даже в отдаленной перспективе. А налогов оттуда кот наплакал. Да и ежемесячные расходы, которые перейдут к нам в качестве сомнительного бонуса после ухода российской армии, очень серьезная сумма. Добавьте к этому еще миллиарды на восстановление инфраструктуры.
В настоящий момент своего рода дорожной картой по возвращению оккупированных территорий является закон о реинтеграции Донбасса, который подготовили в СНБО, а президент внес в Верховную Раду. В октябре он был проголосован в первом чтении. На этой неделе депутаты намеревались проголосовать окончательно, но процесс слегка растянется, так как уже подано более двух тысяч поправок. Закон хороший, называет Россию агрессором, а территории признает оккупированными, что серьезно усиливает наши позиции на переговорах. Но в нем нет ни слова про деньги, которые нам потребуются сразу после возвращения региона. Ни слова. Но вопрос нужно ставить уже сейчас, потому что потом мы с ним никому не будем нужны. Ни России, ни западным партнерам. Проблемы индейцев шерифа не волнуют…
Коментарі — 0