15 листопада 2013

Как работает шлюз
Как работает шлюз
Судоходный шлюз — гидротехническое сооружение на водных путях для обеспечения перехода кораблей из одного водного бассейна в другой с различными уровнями воды в них. Например, из водохранилища в реку. Посмотрим, как проходят шлюз большие корабли.
Тасманийский дьявол: маленькое существо с выразительными глазами и зубами
Тасманийский дьявол: маленькое существо с выразительными глазами и зубами
Самым крупным хищником австралийского острова Тасмания является тасманийский дьявол из семейства сумчатых. По своим размерам животное не больше собаки; длина тела взрослой особи достигает 50-80 см, хвоста — 23-30 см. Имеет короткую густую шерсть черного цвета с белыми пятнами на крестце, боках и груди. Тасманийский дьявол может похвастаться сильнейшими челюстями и острыми зубами. Хищник способен одним укусом прокусить своей жертве позвоночник или череп. Питается, в основном, мелкими млекопитающими, птицами, насекомыми, пресмыкающимися, а также не брезгуют падалью. Также примечателен способностью изображать огромное количество звуков от покашливания до пронзительного визга. Бытует мнение, что именно благодаря своеобразным крикам животное получило свое название «дьявол». Это животное наделено отличным нюхом, может развить достаточно большую скорость (до 15 км/ч), лазить по деревьям и плавать.
Лес рубят — щепки не летят: живописная ферма в Америке
Лес рубят — щепки не летят: живописная ферма в Америке
Эта живописная лесная ферма находится в округе Морроу, штат Орегон. Фермой владеет компания GreenWood Tree Farm Fund, а управляет ею команда лесорубов из Портленда. Лесоферма расположена на территории в 10 117 га и состоит из тысяч и тысяч гибридных тополей. Деревья тут аккуратно растут ровными рядами на одинаковом расстоянии друг от друга. Все они примерно одного размера, высоты и толщины. В итоге лесоферма, поражающая своей симметричностью и упорядоченностью, стала настоящей достопримечательностью, которую регулярно посещают туристы.
Филиппинский бэби-бум после тайфуна «Хайян»
Филиппинский бэби-бум после тайфуна «Хайян»
На Филиппинах после разрушительного тайфуна «Хайян» наблюдается высокая рождаемость, только в одном Таклобане во время стихийного бедствия на свет появилось восемь детей. По словам медиков, преждевременные роды вызваны сильным стрессом. Для рожениц и их новорождённых детей был организован импровизированный госпиталь в уцелевшей часовне города. На сегодняшний день некоторые из них были эвакуированы в Манилу, остальные же ждут своей очереди. Эвакуация выживших жителей Таклобана продолжается. В первую очередь стараются вывезти детей, женщин и стариков.
Японец поставил рекорд в забеге на четвереньках
Японец поставил рекорд в забеге на четвереньках
На смену обычному бегу приходит новый вид спорта — бег «на четырех ногах», по-нашему на четвереньках. В Японии установлен рекорд Гиннесса по такому бегу. Японец Кен Ичи Ито преодолел стометровку на руках и ногах за 16 секунд. Для сравнения — школьные нормативы отводят на обычный бег этой дистанции от 13 до 18 секунд. Кен Ичи Ито сам изобрел этот необычный вид спорта 10 лет назад, впечатлившись способом передвижения африканской мартышки-гусара. Рекорд дался Ито после упорных тренировок — все перемещения дома он совершает на четвереньках, и домашние дела делает, сидя на четвереньках. В этом году японец побил свой прошлогодний рекорд. Он сократил время на одну секунду и надеется, сокращая его по секунде в год, выиграть на Олимпийских играх 2020 года, которые пройдут в Японии.
Ашура: Церемонии самобичевания и обмазывания грязью
Ашура: Церемонии самобичевания и обмазывания грязью
Ежегодно на 10-й день месяца мухаррам шииты по всему миру отмечают праздник Ашура, поминая внука Мухаммеда — Хусейна, который героически погиб в неравном бою в 680 году. Траурные мероприятия сопровождаются чтением хутбы (мусульманская проповедь, совершаемая имамом) и церемониями самобичевания. Верующие публично наносят себе раны с помощью мечей или цепей с лезвиями. Также принято бить себя в грудь, демонстрируя готовность отдать жизнь за ислам. В Иране существует традиция обмазывания грязью в знак своей скорби.
Панамский канал: из Атлантики в Тихий океан между двух Америк
Панамский канал: из Атлантики в Тихий океан между двух Америк
Строительство Панамского канала стало одной из важнейших вех в мореплавании. Введенный в эксплуатацию в 1920 году (первое судно прошло по нему в 1914, но из-за схода оползня осенью того года, официальное движение было открыто лишь шестью годами позже), канал в несколько раз сократил путь между портами Тихого и Атлантического океанов — прежде, чтобы попасть из одного океана в другой, судам нужно было огибать Южную Америку аж вокруг мыса Горн. Сегодня Панамский канал — один из главных мировых морских путей, через который ежегодно проходит около 18 тысяч судов (нынешняя пропускная способность канала – 48 судов в сутки), что составляет значительную часть мирового грузооборота. История Панамского канала уходит корнями в XVI столетие, когда испанец Васко Нуньес де Бальбоа первым пересек Панамский перешеек и вышел к тихоокеанскому побережью — так было открыто, что территория современной Панамы является лишь узкой полоской земли между океанами. В 1539 году испанский король направил разведочную экспедицию для изучения возможности строительства водного пути через Панамский перешеек, но экспедиция доложила королю, что эта затея нереализуема. Первая реальная попытка строительства Панамского канала была предпринята французами в 1879 году под руководством Фердинанда де Лессепса, дипломата и руководителя проекта Суэцкого канала, который был открыт незадолго до этого, в 1869 году. Но строительство Панамского канала было куда более сложной задачей. В 1889 году французский проект обанкротился — слишком сложным был вызов, который бросили панамские джунгли со своими тропическими ливнями, непроходимыми болотами и вместе с тем скальными грунтами, наводнениями и, что самое страшное, смертельными эпидемиями малярии, желтой лихорадки, чумы, тифа и других болезней, унесших жизни около 20 тысяч человек в первую кампанию. Тогда за строительство Панамского канала взялись Штаты. США были заинтересованы в сокращении водного пути из портов Калифорнии к своему атлантическому побережью, а главное, Панамский канал имел колоссальное военное значение — он позволял практически мгновенно перебрасывать флот из одного океанского бассейна в другой, что значительно увеличивало мощь и мировое влияние Штатов. В 1903 году США выкупили панамский проект у французов, обеспечили Панаме независимость от Колумбии, не желавшей предоставлять американцам зону канала в, по сути, бессрочное пользование, после чего подписали формальный договор с новым панамским правительством (которое представлял опять-таки француз Филипп-Жан Бюно-Варилья, бывший одним из главных участников обанкротившегося первого проекта). Договор предоставлял Соединенным Штатам 5-километровую зону по каждую сторону от канала в бессрочное пользование (то есть, по сути, навсегда) и исключительное право занимать территории вне этой зоны в рамках любых мероприятий по охране водного пути. Таким образом, объявление канала нейтральным и гарантия свободного прохода через канал военных и торговых судов всех наций как в мирное, так и в военное время уничтожалось американской оговоркой, что эти постановления не будут распространяться на те меры, которые США сочтут необходимым принять для защиты Панамы и поддержания порядка в канале. Фактически при войне, в которой участвовали бы США, их военные укрепления неизбежно лишали другую воюющую сторону возможности использовать канал на равных началах. Главным инженером Панамского канала стал Джон Фрэнк Стивенс. Учтя ошибки французов, американцы в первую очередь предприняли колоссальные меры по дезинфекции зоны строительства и предотвращению тропических болезней. Был изменен и проект — по проекту французов Панамский канал, как и Суэцкий, предполагалось строить в одном уровне с океанами, без шлюзов. Это требовало колоссальнейшего объёма земляных работ на водораздельном участке трассы. Американские инженеры изменили проект и предложили шлюзованный канал с тремя ступенями шлюзов с каждой стороны и водораздельным участком на высоте 26 метров над уровнем океанов. На водоразделе было создано водохранилище Гатун, в которое суда с атлантической стороны поднимались в шлюзах Гатун, а с тихоокеанской — в шлюзах Педро Мигель и Мирафлорес. Панамский канал был открыт в 1920 году и долгие годы оставался под контролем США. В зоне канала находились десятки американских военных баз, работало около 50 тысяч военных и гражданских специалистов. Со временем в Панаме начали всё больше нарастать недовольства относительно этого, и в 1977 году был подписан договор о постепенной передаче Панамского канала от США к Панаме. Реально этот процесс занял более двух десятилетий, и окончательно зона канала перешла во владение Панамы 31 декабря 1999 года. Длина канала 81,6 километров, из которых 65,2 км собственно по суше и ещё 16,4 подходных километров по дну Панамской и Лимонской бухт до глубокой воды. Суда, размеры которых позволяют проходить через Панамский канал, называются судами класса «Panamax». Этот стандарт являлся основным для морских судов вплоть до начала 1990 годов, когда началось активное строительство судов класса «Post-Panamax» (в основном, танкеров), размеры которых больше, чем размеры шлюзов Панамского канала. Сегодня стоимость одного прохождения Панамского канала зависит от типа и размеров судна и составляет от 800 долларов для небольшой яхты до 500 000 долларов для самых больших судов. Были и забавные случаи — так, в 1928 году со знаменитого американского путешественника Ричарда Халлибартона, проплывшего через канал из одного океана в другой, взяли 36 центов. :) Панамский канал сегодня — это не только одно из важнейших в мире транспортных соединений, но и главная туристическая достопримечательность Панамы. При Панамском канале сейчас действует крупный туристический центр при шлюзах Мирафлорес, где с нескольких специальных смотровых площадок можно посмотреть шлюзы и проходящие их суда, при этом по громкоговорителю рассказывается про каждое судно, его маршрут следования и что оно перевозит. Есть и другие туры — на автобусах вдоль канала, по железной дороге, прогулки на небольших катерах; в рамках некоторых стандартных круизов по Карибам круизные суда через шлюзы Гатун поднимаются на Атлантический склон канала до водораздельного участка и затем возвращаются обратно в Карибское море (а желающие туристы могут пройти остальную часть Панамского канала на катерах в рамках экскурсии). Но, безусловно, самый лучший, уникальный и энтузиастский способ посмотреть Панамский канал — это пройти его полностью транзитом на круизном судне, перейти по нему из Атлантического океана в Тихий (или наоборот) и продолжить круиз далее в совсем другом океанском бассейне. Абсолютно все, даже самые бывалые путешественники готовятся к прохождению Панамского канала совершенно по особенному. Непосредственно прохождение Панамского канала занимает в среднем порядка 9 часов, не считая времени ожидания судов на огромных морских рейдах с каждой из сторон. Круизное судно, естественно, идёт чётко по расписанию, и направляется в канал сразу, вне очереди. «Zaandam» подходит к зоне Панамского канала примерно в 5 утра. Вход в просторную подходную акваторию Панамского канала со стороны Карибского моря обозначен мощными маяками и защищён многокилометровыми дамбами. У входа в канал на рейде в ожидании своей очереди стоят десятки судов всех размеров и мастей, ярко освещенные в ночи. А на берегу залива находится город и порт Колон, с огромным контейнерным терминалом. Такой же контейнерный терминал располагается и с другого входа в канал — таким образом, контейнеровозы класса «Post-Panamax» (то есть размеры которых больше шлюзов Панамского канала) разгружаются в этих входных портах, контейнеры с грузом перевозятся по проходящей вдоль канала железной дороге, а затем по другую сторону погружаются на новые суда и продолжают маршрут. Также железная дорога между портами используется и для частичной разгрузки крупных контейнеровозов, проходящих по каналу, для уменьшения их осадки.
Тайфун «Хайян» на Филиппинах. Неделю спустя
Тайфун «Хайян» на Филиппинах. Неделю спустя
8 ноября 2013 тайфун «Йоланда» («Хайянь» по международной классификации) пятой (наивысшей) категории, несущая с собой ветры скоростью 315 км/час, поднял волны высотой до пяти метров, которые обрушились на Филиппины. По последним данным, жертвами тайфуна «Хайянь» стали 4460 человек. Посмотрим, как выглядят Филиппины неделю спустя. Заодно познакомимся со шкалой силы тайфунов. Ураган или тайфун? Штормовые тропические циклоны в Атлантике называют ураганами, а на западе Тихого океана — Тайфунами. Откуда берутся тайфуны В 1956 году китайский ученый Ли Сянь-чжи выдвинул теорию, согласно которой существуют 2 причины для возникновения тайфуна. Первая — наличие воздушных масс, насыщенных неравномерно распределенной влагой. вторая это движение самих масс воздуха. Вообще, образование тайфуна — явление очень сложное, и существующие методы прогнозирования тайфунов еще несовершенны. Ураганы черпают энергию из выделения тепла при конденсации водяного пара, поэтому они быстро затухают, попадая на сушу. Шкала Саффира-Симпсона В начале 1970 годов была разработана шкала, оценивающая силу урагана на основании штормовой волны и скорости ветра.
Самые обаятельные малыши на празднике детей в Японии
Самые обаятельные малыши на празднике детей в Японии
15 ноября или на неделе, включающей 15 ноября, повсеместно в Японии можно увидеть невероятно обаятельных, одетых в яркие кимоно малышей, спешащих с мамами, папами, бабушками и дедушками в ближайший храм. Потому что в эти дни отмечается любимый всеми японцами старинный праздник Сити-Го-Сан, или праздник детей.

Архів